ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 года N 402


О внесении изменений в постановление
Правительства Амурской области
от 15.11.2008
N 280




В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", в целях формирования условий, способствующих улучшению качества, надежности и безопасности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, реализации мероприятий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, создание конкурентной среды и привлечение инвестиций, Правительство Амурской области

постановляет:

Долгосрочную целевую программу "Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 N 280 (в редакции постановления Правительства области от 06.04.2009 N 133), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

   Исполняющий обязанности губернатора области
     В.В. Марценко

Приложение
к постановлению Правительства Амурской области
от 15 сентября 2009 года N 402



Долгосрочная целевая программа
"Модернизация коммунальной инфраструктуры
Амурской области на 2009-2010 годы"

1. Паспорт

Наименование программы

Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного документа)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

Государственный заказчик программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Основные разработчики программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Цель и задачи программы

Основными целями Программы являются:
- повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области;
- создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области;
- обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Перечень основных мероприятий

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации программы

2009-2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы за счет средств всех источников в 2009 - 2010 годах прогнозируется в сумме 1838,866 млн. рублей, в том числе:
средства областного и местного бюджетов - 572,996 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 930,770 млн. рублей.
Планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 335Д млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по области:
2009 год - до 55 процентов;
2010 год - до 52 процентов.
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры:
2009 год - до 25 процентов;
2010 год - до 30 процентов


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Основными целями программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Амурской области от 12.03.2003 N 197-ОЗ "О программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" (признанной утратившей силу согласно Закону Амурской области от 28.11.2008 N 132-ОЗ "О признании утратившими силу законов области об областных целевых программах и некоторых статей Закона Амурской области "О приведении отдельных законодательных актов области в соответствие с законодательством о системе исполнительных органов государственной власти Амурской области"), являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

За 2003-2008 годы были достигнуты следующие позитивные результаты в выполнении программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы":

преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года;

стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса;

создание законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;

появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.

За период с 2003 по 2007 годы из областного бюджета вложено в реконструкцию и модернизацию 322 млн. рублей и около 100 млн. рублей за счет местных бюджетов и средств предприятий. Проведена реконструкция 66 котельных, 51 км тепловых сетей, заменили 89 паровозных и чугунных котлов. Выполнены работы по модернизации низкоэффективных котельных с установкой современных котлоагрегатов с топками "кипящего слоя", позволяющих сжигать низкосортные угли местных месторождений, доля которых в Амурской области составляет около 80%, и увеличить КПД котлов с 30% до 85%.

Достаточное распространение получило внедрение комплексонного водно-химического режима водоподготовки для очистки и безнакипной эксплуатации котлов, теплотрасс и отопительных систем жилого фонда. За счет применения энергосберегающих технологий и мероприятий по обеспечению сохранности топлива снижается потребление энергоресурсов. Так, за период с 2003 года котельные ЖКХ области стали сжигать на 375 тыс. тонн угля меньше, мазута - на 24 тыс. тонн, т.е. общий экономический эффект составил около 400 млн. рублей.

Вместе с тем полного изменения ситуации при реализации программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" достигнуть не удалось. Причинами этого являются недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Программа "Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы" отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Программа соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призвана служить инструментом его реализации.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления на местах, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и ростом дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%.

В коммунальной энергетике в эксплуатации находятся 2367 котлов, из них 110 котлов мощностью более 10 Гкал/час, 107 котлов мощностью от 3 до 10 Гкал/час. Доля высокозатратных и низкоэффективных котлов малой мощности составляет 48,5% (1150 котлов), в том числе 500 котлов "Универсал" и 128 паровозных котлов 1890-1930 годов выпуска, КПД которых не превышает 30%. Данные котлы требуют незамедлительной замены на современные экономичные и механизированные.

Особое беспокойство вызывают недоработки с заменой давно отслуживших свой срок тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Не обеспечивается ежегодная замена минимально необходимых 4% изношенных основных фондов, около 500 км тепловых сетей необходимо в полном объеме отремонтировать с заменой трубопроводов. Поэтому количество отказов в системах инженерно-технического обеспечения не снижается.

Инвестиционная привлекательность отрасли ЖКХ Амурской области остается крайне низкой, и масштабных поступлений частных инвестиций в капиталоемкие объекты ЖКХ муниципальных образований с малой численностью населения, низким уровнем оплаты за ЖКУ и низким уровнем доходов населения в ближайшее время не ожидается.

Разработка комплекса мер по повышению качества условий проживания, надежности коммунальных систем жизнеобеспечения путем реализации инвестиционных проектов, финансового оздоровления предприятий возможна лишь в рамках программы социально-экономического развития Амурской области. С целью обеспечения мер, кардинального изменения финансового состояния жилищно-коммунального комплекса Амурской области, создания условий для привлечения частных инвестиций требуется проведение институциональных преобразований, совершенствование финансовой и тарифной политики, что также требует скоординированных действий органов государственной власти различного уровня, возможных только при реализации комплексной программы социально-экономического развития Амурской области.

Долгосрочная целевая программа позволит в рамках программно-целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем коммунальной инфраструктуры Амурской области.

Реализация программы позволит:

привлечь средства федерального бюджета, бюджета Амурской области и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;

стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

3. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации


Основной целью программы является улучшение состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области, создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области, обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;

- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств областного бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Основными направлениями решения данной задачи являются:

- привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;

- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет институциональных преобразований, совершенствования финансовой и тарифной политики.

В результате осуществления указанных мероприятий должно быть достигнуто:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 52%;

- увеличение доли средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 30%;

- экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12,1 млн. рублей в год.

Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в таблице 1.

   Таблица 1

N

Наименование задачи

Наименование

Период

Ожидаемый результат

п/п


решаемой проблемы

реализации

качественная характеристика

количественная оценка

1

2

3

4

5

6

1.

Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения области

Сверхнормативный износ коммунальной инфраструктуры

2009-2010 гг.

Снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры

до 55%
до 52%
(в среднем
по области)

2.

Создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области

Низкая инвестиционная привлекательность и отсутствие масштабных поступлений частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

2009-2010 гг.

Увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

до 25% до 30%

3.

Обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Использование мазута в процессе выработки теплоэнергии

2009-2010 гг.

Экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12,1 млн. рублей в год. Ввод в эксплуатацию теплотрасс протяженностью 25,11 км и закрытие 9 низкоэффективных котельных обеспечит экономию 13,2 тыс. т угля в год

12.1 млн.
рублей,

13.2 тыс. т
угля в год


4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование

Программа включает мероприятия по восстановлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, решению задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов и укреплению материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, внедрению ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей, энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Амурской области. Проведение мероприятий будет ориентировано на привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг, оптимизации бюджетных расходов на строительство и модернизацию объектов ЖКХ.

Система программных мероприятий приведена в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Наименование
задач, программных мероприятий

Затраты
всего, тыс.
рублей

Сроки реализации

Государственный
заказчик,
соответствующие
подведомственные
бюджетные
учреждения, ответственные за
реализацию мероприятий
программы

Ожидаемый результат
(в количественном
измерении)

1

2

3

4

5

6

1.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

1 838 866

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства области

Улучшение качества
питьевой воды,
увеличение мощности
очистных сооружений,
экономия топлива

1.1.

Модернизация объектов системы водоснабжения

979 881

2009-2010 гг.

Министерство
строительства,
архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства области

Улучшение качества питьевой воды и обеспечение Северного жилого района питьевой водой на 30 тыс.м /сут. Улучшение качества питьевой воды с увеличением мощности очистных сооружений на 250 куб. м в час

1.2.

Модернизация объектов системы канализации

572 125

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно- (% )коммунального хозяйства области

Увеличение мощности очистных сооружений канализации до 120 тыс.
м /сут.

1.3.

Модернизация
объектов
теплоснабжения

286 860

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области

Ввод в эксплуатацию теплотрасс
протяженностью 25,11 км. Закрытие 9 низкоэффективных котельных обеспечит экономию 13,2 тыс. т угля в год

2.

Повышение
эффективности
управления
объектами
коммунальной
инфраструктуры

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области

Увеличение эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»