Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2008 года N 280


Об утверждении долгосрочной целевой программы
 "Модернизация коммунальной инфраструктуры
Амурской области на 2009-2010 годы"

(с изменениями на 21 октября 2010 года)

     ___________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Амурской области от 06 апреля 2009 года N 133;
     постановлением Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 года N 402;
     постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 470;
     постановлением Правительства Амурской области от 24 марта 2010 года  N 126;
     постановлением Правительства Амурской области от 21 апреля 2010 года N 197;
     постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2010 года N 586.
     ___________________________________________________________________________



В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", в целях формирования условий, способствующих улучшению качества, надежности и безопасности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, реализации мероприятий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, создание конкурентной среды и привлечение инвестиций, Правительство Амурской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать аналогичные муниципальные программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.И.Донца.

Исполняющий обязанности губернатора области
 В.В. Марценко

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства Амурской области
от 15 ноября 2008 года N 280

Долгосрочная целевая программа
 "Модернизация коммунальной инфраструктуры
Амурской области  на 2009-2010 годы"

(программа в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 470, -
см. предыдущую редакцию)     

I. Паспорт

(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2010 года N 586, -
см. предыдущую редакцию)

Наименование программы

Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного документа)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"

Государственный заказчик программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Основные разработчики программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Цель и задачи программы

Основными целями программы являются:
- повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области;
- создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области;
- обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Перечень основных мероприятий

Модернизация (реконструкция, строительство) объектов коммунальной инфраструктуры; капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации программы

2009-2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы за счет средств всех источников в 2009-2010 годах прогнозируется в сумме 1826,134 млн.рублей, в том числе:
     средства областного бюджета - 956,661 млн.рублей;
     средства местных бюджетов - 156,528 млн. рублей;
     средства внебюджетных источников - 507,945 млн. рублей.
     Планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 205,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по области:
2009 год до 55 процентов;
2010 год - до 52 процентов.
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры :
2009 год - до 25 процентов;
2010 год - до 30 процентов


II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом

Основными целями программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Амурской области от 12.03.2003 N 197-ОЗ "О программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" (признанной утратившей силу согласно Закону Амурской области от 28.11.2008 N 132-ОЗ "О признании утратившими силу законов области об областных целевых программах и некоторых статей Закона Амурской области "О приведении отдельных законодательных актов области в соответствие с законодательством о системе исполнительных органов государственной власти Амурской области"), являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

За 2003-2008 годы были достигнуты следующие позитивные результаты в выполнении программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы":

преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года;

стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса;

создание законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;

появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.

За период с 2003 по 2007 годы из областного бюджета вложено в реконструкцию и модернизацию 322 млн. рублей и около 100 млн. рублей за счет местных бюджетов и средств предприятий. Проведена реконструкция 66 котельных, 51 км тепловых сетей, заменили 89 паровозных и чугунных котлов. Выполнены работы по модернизации низкоэффективных котельных с установкой современных котлоагрегатов с топками "кипящего слоя", позволяющих сжигать низкосортные угли местных месторождений, доля которых в Амурской области составляет около 80%, и увеличить КПД котлов с 30% до 85%.

Достаточное распространение получило внедрение комплекснного водно-химического режима водоподготовки для очистки и безнакипной эксплуатации котлов, теплотрасс и отопительных систем жилого фонда. За счет применения энергосберегающих технологий и мероприятий по обеспечению сохранности топлива снижается потребление энергоресурсов. Так, за период с 2003 года котельные ЖКХ области стали сжигать на 375 тыс. тонн угля меньше, мазута - на 24 тыс. тонн, т.е. общий экономический эффект составил около 400 млн. рублей.

Вместе с тем полного изменения ситуации при реализации программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" достигнуть не удалось. Причинами этого являются недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Программа "Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы" отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Программа соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призвана служить инструментом его реализации.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления на местах, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и ростом дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%,

В коммунальной энергетике в эксплуатации находятся 2367 котлов, из них 110 котлов мощностью более 10 Гкал/час, 107 котлов мощностью от 3 до 10 Гкал/час. Доля высокозатратных и низкоэффективных котлов малой мощности составляет 48,5% (1150 котлов), в том числе 500 котлов "Универсал" и 128 паровозных котлов 1890-1930 годов выпуска, КПД которых не превышает 30%. Данные котлы требуют незамедлительной замены на современные экономичные и механизированные.

Особое беспокойство вызывают недоработки с заменой давно отслуживших свой срок тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Не обеспечивается ежегодная замена минимально необходимых 4% изношенных основных фондов, около 500 км тепловых сетей необходимо в полном объеме отремонтировать с заменой трубопроводов. Поэтому количество отказов в системах инженерно-технического обеспечения не снижается.

Инвестиционная привлекательность отрасли ЖКХ Амурской области остается крайне низкой, и масштабных поступлений частных инвестиций в капиталоемкие объекты ЖКХ муниципальных образований с малой численностью населения, низким уровнем оплаты за ЖКУ и низким уровнем доходов населения в ближайшее время не ожидается.

Разработка комплекса мер по повышению качества условий проживания, надежности коммунальных систем жизнеобеспечения путем реализации инвестиционных проектов, финансового оздоровления предприятий возможна лишь в рамках программы социально-экономического развития Амурской области. С целью обеспечения мер, кардинального изменения финансового состояния жилищно-коммунального комплекса Амурской области, создания условий для привлечения частных инвестиций требуется проведение институциональных преобразований, совершенствование финансовой и тарифной политики, что также требует скоординированных действий органов государственной власти различного уровня, возможных только при реализации комплексной программы социально-экономического развития Амурской области.

Долгосрочная целевая программа позволит в рамках программно-целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем коммунальной инфраструктуры Амурской области.

Реализация программы позволит:

привлечь средства федерального бюджета, бюджета Амурской области и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;

стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,

которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

III. Основные цели и задачи программы
с указанием сроков и этапов ее реализации

Основной целью программы является улучшение состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области, создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области, обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 24 марта 2010 года года N 126, - см. предыдущую редакцию):

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа и проведение капитального ремонта особо изношенных объектов коммунальной инфраструктуры для подготовки к прохождению отопительного периода; (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 24 марта 2010 года года N 126, - см. предыдущую редакцию)

- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств областного бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Основными направлениями решения данной задачи являются:

- привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;

- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования

- проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет институциональных преобразований, совершенствования финансовой и тарифной политики.

В результате осуществления указанных мероприятий должно быть достигнуто:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 52%;

- увеличение доли средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 30%;

- экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12Д млн. рублей в год.

Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Наименование задачи

Наименование

Период

Ожидаемый результат



решаемой проблемы

реализации

качественная характеристика

количественная оценка

1

2

3

4

5

6

1

Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения области

Сверхнормативный износ
коммунальной инфраструктуры

2009-2010
гг.

Снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры

до 55% до 52%
(в среднем по
области)

2

Создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области

Низкая
инвестиционная
привлекательность
и отсутствие
масштабных
поступлений
частных
инвестиций в
модернизацию
коммунальной
инфраструктуры

2009-2010
гг.

Увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

до 25% до 30%

3

Обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Использование мазута в процессе выработки теплоэнергии

2009-2010
гг.

Экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12,1 млн. рублей в год. Ввод в эксплуатацию теплотрасс

протяженностью 25,11 км и закрытие 9 низкоэффективных котельных обеспечит экономию 13,2 тыс. т угля в год

12.1 млн. рублей,

13.2 тыс. т.
угля в год


IV. Система программных мероприятий
и их технико-экономическое обоснование

Программа включает мероприятия по восстановлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, решению задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов и укреплению материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, внедрению ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей, энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Амурской области. Проведение мероприятий будет ориентировано на привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг, оптимизации бюджетных расходов на строительство и модернизацию объектов ЖКХ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»