ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 апреля 2009 года № 133
О внесении изменений в постановление
Правительства Амурской области от 15.11.2008 № 280
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 № 28 «Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях формирования условий, способствующих улучшению качества, надежности и безопасности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, реализации мероприятий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, создание конкурентной среды и привлечение инвестиций, Правительство Амурской области постановляет:
1. Долгосрочную целевую программу «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 № 280, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности губернатора области
В.О.Капканщиков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 06.04.2009 № 133
Долгосрочная целевая программа
«Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области
на 2009-2010 годы»
1. Паспорт
Наименование программы | Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы |
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного документа) | Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» |
Государственный заказчик программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
Основные разработчики программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
Цель и задачи программы | Основными целями Программы являются: |
Перечень основных мероприятий | Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; |
Сроки и этапы реализации программы | 2009-2010 годы |
Объемы и источники | Общий объем финансирования программы |
финансирования программы | за счет средств всех источников в 2009 - 2010 годах прогнозируется в сумме 1958,613 млн. рублей: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по области: |
Исполнители основных мероприятий | Муниципальные образования, собственники объектов коммунальной инфраструктуры |
Система организации контроля за исполнением программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Основными целями программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы», утвержденной Законом Амурской области от 12.03.2003 № 197-ОЗ «О программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы» (признанной утратившей силу согласно Закону Амурской области от 28.11.2008 № 132-ОЗ «О признании утратившими силу законов области об областных целевых программах и некоторых статей Закона Амурской области «О приведении отдельных законодательных актов области в соответствие с законодательством о системе исполнительных органов государственной власти Амурской области»), являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно- коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
За 2003-2008 годы были достигнуты следующие позитивные результаты в выполнении программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы»:
преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года;
стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса;
создание законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;
появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.
За период с 2003 по 2007 год из областного бюджета вложено в реконструкцию и модернизацию 322 млн.руб. и около 100 млн.руб. за счет местных бюджетов и средств предприятий. Проведена реконструкция 66 котельных, 51 км тепловых сетей, заменили 89 паровозных и чугунных котлов. Выполнены работы по модернизации низкоэффективных котельных с установкой современных котлоагрегатов с топками «кипящего слоя», позволяющих сжигать низкосортные угли местных месторождений, доля которых в Амурской области составляет около 80%, и увеличить КПД котлов с 30% до 85%.
Достаточное распространение получило внедрение комплексонного водно-химического режима водоподготовки для очистки и безнакипной эксплуатации котлов, теплотрасс и отопительных систем жилого фонда. За счет применения энергосберегающих технологий и мероприятий по обеспечению сохранности топлива снижается потребление энергоресурсов. Так, за период с 2003 года котельные ЖКХ области стали сжигать на 375 тыс.тонн угля меньше, мазута - на 24 тыс.тонн, т.е. общий экономический эффект составил около 400 млн.руб.
Вместе с тем полного изменения ситуации при реализации программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы» достигнуть не удалось. Причинами этого являются недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы» отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Программа соответствует целям приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и призвана служить инструментом его реализации.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления на местах, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и ростом дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%.
В коммунальной энергетике в эксплуатации находятся 2367 котлов, из них 110 котлов мощностью более 10 Гкал/час, 107 котлов мощностью от 3 до 10 Гкал/час. Доля высокозатратных и низкоэффективных котлов малой мощности составляет 48,5% (1150 котлов), в том числе 500 котлов «Универсал» и 128 паровозных котлов 1890-1930 годов выпуска, КПД которых не превышает 30%. Данные котлы требуют незамедлительной замены на современные экономичные и механизированные.
Особое беспокойство вызывают недоработки с заменой давно отслуживших свой срок тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Не обеспечивается ежегодная замена минимально необходимых 4% изношенных основных фондов, около 500 км тепловых сетей необходимо в полном объеме отремонтировать с заменой трубопроводов. Поэтому количество отказов в системах инженерно-технического обеспечения не снижается.
Инвестиционная привлекательность отрасли ЖКХ Амурской области остается крайне низкой, и масштабных поступлений частных инвестиций в капиталоемкие объекты ЖКХ муниципальных образований с малой численностью населения, низким уровнем оплаты за ЖКУ и низким уровнем доходов населения в ближайшее время не ожидается.
Разработка комплекса мер по повышению качества условий проживания, надежности коммунальных систем жизнеобеспечения путем реализации инвестиционных проектов, финансового оздоровления предприятий возможна лишь в рамках программы социально-экономического развития Амурской области. С целью обеспечения мер, кардинального изменения финансового состояния жилищно-коммунального комплекса Амурской области, создания условий для привлечения частных инвестиций требуется проведение институциональных преобразований, совершенствование финансовой и тарифной политики, что также требует скоординированных действий органов государственной власти различного уровня, возможных только при реализации комплексной программы социально-экономического развития Амурской области.
Долгосрочная целевая программа позволит в рамках программно- целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем коммунальной инфраструктуры Амурской области.
Реализация программы позволит:
привлечь средства федерального бюджета, бюджета Амурской области и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
3. Основные цели и задачи целевой программы
с указанием сроков и этапов ее реализации
Основной целью программы является улучшение состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области, создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области, обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;
- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств областного бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Основными направлениями решения данной задачи являются: -привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;
- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет институциональных преобразований, совершенствования финансовой и тарифной политики.
В результате осуществления указанных мероприятий должно быть достигнуто:
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 %;
- увеличение доли средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 30%;
- экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12,1 млн.рублей в год.
Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование задачи | Наименование | Период | Ожидаемый результат | |
Качественная характеристика | Количественная оценка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения области | Сверхнормативный износ коммунальной инфраструктур ы | 2009-2010 гг. | Снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры | до 55% |
Создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области | Низкая | 2009-2010 гг. | Увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры | до 25% до 30% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса | Использование мазута в процессе выработки теплоэнергии | 2009-2010 г. | Экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12Д млн. рублей в год. | 12,1 млн. рублей, 15,5 тыс.т угля в год. |
4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование
Программа включает мероприятия по восстановлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, решению задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов и укреплению материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, внедрению ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей, энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Амурской области. Проведение мероприятий будет ориентировано на привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг, оптимизации бюджетных расходов на строительство и модернизацию объектов ЖКХ.
Система программных мероприятий приведена в таблице 2.
Таблица 2
п/п | Наименование | Затраты всего, тыс.рублей | Сроки | Исполнительный | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Модернизация объектов систе- | 962585,0 | 2009-2010 гг. | Министерство строительства, | Улучшение качества |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
мы водоснабжения | архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | питьевой воды и обеспечение Северного жилого района питье- вой водой на 30 тыс.м(3)/сут. Улучшение качества | |||
2. | Модернизация объектов системы канализации | 575450,0 | 2009-2010 гг. | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | Увеличение мощности |
3. | Модернизация | 369282,0 | 2009-2010 гг. | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | Ввод в |