ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2009 года № 133

О внесении изменений в постановление
 Правительства Амурской области от 15.11.2008 № 280



В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 № 28 «Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях формирования условий, способствующих улучшению качества, надежности и безопасности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, реализации мероприятий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, создание конкурентной среды и привлечение инвестиций, Правительство Амурской области постановляет:

1. Долгосрочную целевую программу «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 № 280, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности губернатора области
В.О.Капканщиков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 06.04.2009 № 133

Долгосрочная целевая программа
 «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области
 на 2009-2010 годы»

1. Паспорт

Наименование программы

Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного документа)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»

Государственный заказчик программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Основные разработчики программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Цель и задачи программы

Основными целями Программы являются:
- повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области;
- создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие
жилищно-коммунального комплекса области;
- обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Перечень основных мероприятий

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации программы

2009-2010 годы

Объемы и источники

Общий объем финансирования программы

финансирования программы

за счет средств всех источников в 2009 - 2010 годах прогнозируется в сумме 1958,613 млн. рублей:
в том числе:
средства областного и местного бюджетов - 692,743 млн. рублей;
средства внебюджетных источников -930,770 млн. рублей;
- планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 335,1 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по области:
2009 год - до 55 процентов;
2010 год - до 50 процентов.
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры
2009 год - до 25 процентов;
2010 год - до 30 процентов

Исполнители основных мероприятий

Муниципальные образования, собственники объектов коммунальной инфраструктуры

Система организации контроля за исполнением программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом


Основными целями программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы», утвержденной Законом Амурской области от 12.03.2003 № 197-ОЗ «О программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы» (признанной утратившей силу согласно Закону Амурской области от 28.11.2008 № 132-ОЗ «О признании утратившими силу законов области об областных целевых программах и некоторых статей Закона Амурской области «О приведении отдельных законодательных актов области в соответствие с законодательством о системе исполнительных органов государственной власти Амурской области»), являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно- коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

За 2003-2008 годы были достигнуты следующие позитивные результаты в выполнении программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы»:

преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года;

стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса;

создание законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;

появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.

За период с 2003 по 2007 год из областного бюджета вложено в реконструкцию и модернизацию 322 млн.руб. и около 100 млн.руб. за счет местных бюджетов и средств предприятий. Проведена реконструкция 66 котельных, 51 км тепловых сетей, заменили 89 паровозных и чугунных котлов. Выполнены работы по модернизации низкоэффективных котельных с установкой современных котлоагрегатов с топками «кипящего слоя», позволяющих сжигать низкосортные угли местных месторождений, доля которых в Амурской области составляет около 80%, и увеличить КПД котлов с 30% до 85%.

Достаточное распространение получило внедрение комплексонного водно-химического режима водоподготовки для очистки и безнакипной эксплуатации котлов, теплотрасс и отопительных систем жилого фонда. За счет применения энергосберегающих технологий и мероприятий по обеспечению сохранности топлива снижается потребление энергоресурсов. Так, за период с 2003 года котельные ЖКХ области стали сжигать на 375 тыс.тонн угля меньше, мазута - на 24 тыс.тонн, т.е. общий экономический эффект составил около 400 млн.руб.

Вместе с тем полного изменения ситуации при реализации программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы» достигнуть не удалось. Причинами этого являются недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы» отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Программа соответствует целям приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и призвана служить инструментом его реализации.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления на местах, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и ростом дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%.

В коммунальной энергетике в эксплуатации находятся 2367 котлов, из них 110 котлов мощностью более 10 Гкал/час, 107 котлов мощностью от 3 до 10 Гкал/час. Доля высокозатратных и низкоэффективных котлов малой мощности составляет 48,5% (1150 котлов), в том числе 500 котлов «Универсал» и 128 паровозных котлов 1890-1930 годов выпуска, КПД которых не превышает 30%. Данные котлы требуют незамедлительной замены на современные экономичные и механизированные.

Особое беспокойство вызывают недоработки с заменой давно отслуживших свой срок тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Не обеспечивается ежегодная замена минимально необходимых 4% изношенных основных фондов, около 500 км тепловых сетей необходимо в полном объеме отремонтировать с заменой трубопроводов. Поэтому количество отказов в системах инженерно-технического обеспечения не снижается.

Инвестиционная привлекательность отрасли ЖКХ Амурской области остается крайне низкой, и масштабных поступлений частных инвестиций в капиталоемкие объекты ЖКХ муниципальных образований с малой численностью населения, низким уровнем оплаты за ЖКУ и низким уровнем доходов населения в ближайшее время не ожидается.

Разработка комплекса мер по повышению качества условий проживания, надежности коммунальных систем жизнеобеспечения путем реализации инвестиционных проектов, финансового оздоровления предприятий возможна лишь в рамках программы социально-экономического развития Амурской области. С целью обеспечения мер, кардинального изменения финансового состояния жилищно-коммунального комплекса Амурской области, создания условий для привлечения частных инвестиций требуется проведение институциональных преобразований, совершенствование финансовой и тарифной политики, что также требует скоординированных действий органов государственной власти различного уровня, возможных только при реализации комплексной программы социально-экономического развития Амурской области.

Долгосрочная целевая программа позволит в рамках программно- целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем коммунальной инфраструктуры Амурской области.

Реализация программы позволит:

привлечь средства федерального бюджета, бюджета Амурской области и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;

стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

3. Основные цели и задачи целевой программы
с указанием сроков и этапов ее реализации


Основной целью программы является улучшение состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повышение качества услуг в сфере коммунального обслуживания населения области, создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области, обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;

- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств областного бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Основными направлениями решения данной задачи являются: -привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;

- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет институциональных преобразований, совершенствования финансовой и тарифной политики.

В результате осуществления указанных мероприятий должно быть достигнуто:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 %;

- увеличение доли средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 30%;

- экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12,1 млн.рублей в год.

Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование задачи

Наименование
Решаемой проблемы

Период
реализации

Ожидаемый результат


Качественная характеристика

Количественная оценка

1

2

3

4

5

Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения области

Сверхнормативный износ коммунальной инфраструктур ы

2009-2010 гг.

Снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры

до 55%
до 50%
(в среднем по
области)

Создание условий для привлечения инвестиций организаций различных форм собственности на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса области

Низкая
инвестиционная привлекательность и отсутствие масштабных поступлений частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

2009-2010 гг.

Увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

до 25% до 30%

1

2

3

4

5

Обеспечение ресурсной эффективности, устойчивости и безопасности функционирования жилищно-коммунального комплекса

Использование мазута в процессе выработки теплоэнергии

2009-2010 г.

Экономия средств местного бюджета при производстве теплоэнергии на котельных, переведенных на уголь, составит 12Д млн. рублей в год.
Ввод в эксплуатацию теплотрасс протяженностью 27,84 км и закрытие 15 низкоэффективн ых котельных обеспечит экономию 15,5 тыс.т угля в год.

12,1 млн. рублей, 15,5 тыс.т угля в год.

4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование


Программа включает мероприятия по восстановлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, решению задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов и укреплению материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, внедрению ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей, энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Амурской области. Проведение мероприятий будет ориентировано на привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг, оптимизации бюджетных расходов на строительство и модернизацию объектов ЖКХ.

Система программных мероприятий приведена в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Наименование
задач, программных мероприятий

Затраты всего, тыс.рублей

Сроки
реализации

Исполнительный
орган власти,
осуществляющий
контроль за
целевым
использованием
средств субсидий

Ожидаемый результат
(в количественном
измерении)

1

2

3

4

5

6

1.

Модернизация объектов систе-

962585,0

2009-2010 гг.

Министерство строительства,

Улучшение качества

1

2

3

4

5

6

мы водоснабжения

архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

питьевой воды и обеспечение Северного жилого района питье- вой водой на 30 тыс.м(3)/сут. Улучшение качества
питьевой воды с увеличением мощности очистных сооружений на 250 куб.м в час

2.

Модернизация объектов системы канализации

575450,0

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Увеличение мощности
очистных
сооружений канализации до 120 тыс. м /сут.

3.

Модернизация
объектов
теплоснабжения

369282,0

2009-2010 гг.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

Ввод в
эксплуатацию теплотрасс протяженностью 27,84 км. Закрытие 15 низкоэффективных котельных обеспечит экономию 15,5 тыс.т угля в год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»