О программе "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы"
(с изменениями на 15 августа 2008 года)
(Утратил силу)
_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Законом Амурской области от 08 декабря 2003 года № 274-ОЗ
Законом Амурской области от 10 февраля 2004 года № 301-ОЗ
Законом Амурской области от 22 декабря 2004 года № 395-ОЗ
Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 468-ОЗ
Законом Амурской области от 01 сентября 2005 года № 40-ОЗ
Закона Амурской области от 10 ноября 2005 года № 85-ОЗ
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 131-ОЗ
Законом Амурской области от 03 апреля 2006 года № 166-ОЗ
Законом Амурской области от 23 апреля 2007 года № 321-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 407-ОЗ
Законом Амурской области от 15 августа 2008 года № 86-ОЗ
_________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
20 февраля 2003 года
Статья 1
Утвердить программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" (прилагается).
Статья 2
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2003-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы".
Статья 3
Финансовые средства местных бюджетов, указанные в программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы", считать прогнозируемыми органами местного самоуправления.
Рекомендовать органам местного самоуправления разработать аналогичные муниципальные программы.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
12 марта 2003 г.
№ 197-ОЗ
ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2010 ГОДЫ"
Наименование | Программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" | |||
Государственные заказчики | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области | |||
Разработчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства | |||
Цели и задачи программы | Основными целями программы являются: | |||
Срок реализации программы | 2003-2010 гг.: | |||
Мероприятия программы | Программные мероприятия включают в себя: | |||
Объем и | Объем финансирования программы на 2003-2005 гг. | |||
источники финансирования | составляет 3357,627 млн.руб. | |||
программы | Из них: | |||
2003г. - 896,89 млн.руб., | ||||
в том числе: | ||||
затраты на модернизацию инженерной | ||||
инфраструктуры -603,9 млн.руб.; | ||||
затраты на энергосбережение и эффективное | ||||
использование топливно-энергетических ресурсов - 26,822 млн.руб.; | ||||
предоставление субсидий - 265,0 млн.руб. | ||||
2004 г. - 1087,313 млн.руб., | ||||
в том числе: | ||||
затраты на модернизацию инженерной | ||||
инфраструктуры - 817,311 млн.руб.; | ||||
предоставление субсидий - 270,0 млн.руб. | ||||
2005 г. - 1373,424 млн.руб., | ||||
в том числе: | ||||
затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры, на энергосбережение и на мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 1103,406 млн.руб.; | ||||
предоставление субсидий - 270,0 млн.руб. | ||||
предоставление субсидий - 1350 млн.руб. | ||||
Источники финансирования: | ||||
средства федерального бюджета; | ||||
средства областного бюджета: | ||||
2003 г. - 65,0 млн.руб.; | ||||
2004г. - 87,215 млн.руб.; | ||||
2005г. -406,507 млн.руб.; | ||||
2006-2010 гг. - 500,0 млн.руб., из них: 2006 г. - 50,852 млн.руб., 2007 г. 67,482 млн.руб., за счет фонда муниципального развития Амурской области, 2008 г. - 140,1 млн.руб.; | ||||
средства местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса; | ||||
прочие источники (кредиты банков, инвестиции) | ||||
Потребность в средствах на реализацию программы в 2006-2010 гг. будет корректироваться при утверждении бюджетов на соответствующий год | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса | |||
Исполнители программы | Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства области | |||
Контроль за исполнением программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, контрольно-счетная палата области |
Настоящая программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационное жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысятся качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население области оплачивало 70% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 50%.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения бюджетами всех уровней своих обязательств.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 01.04.2002 составляет 1717,8 млн.руб., в том числе задолженность населения 75,4 млн.руб. Кредиторская задолженность составляет 3386,6 млн.руб., в том числе в бюджеты и внебюджетные фонды 1044,7 млн.руб. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Количество аварий и повреждений выросло за последние 5 лет в три раза и в отопительном периоде 2001/2002 г. составило 100 аварий на 100 км водопроводных сетей и 200 аварий на 100 км тепловых сетей. Потери тепла при тепловых сетях значительно превышают нормативы. Суммарные потери в тепловых сетях из-за их ветхости достигли 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 630 тыс.т угля. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12%. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах от 20 до 40%.
В последние годы из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях около 60% произошли по причине ветхости сетей, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию числа аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.
Планово-предупредительные ремонты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем на плановый ремонт тех же объектов. Это еще больше усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонтов и снижению надежности. Срочной модернизации требуют около 30% основных фондов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Укрупненные расчеты показали, что на эти цели необходимо 2,9 млрд.руб., что позволит снизить износ основных фондов до 30%.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что р. еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.
В условиях недостаточного финансирования в жилищной сфере не удалось в полной мере использовать преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья из-за невозможности выполнения полноценных договорных обязательств. Поэтому возникла реальная необходимость корректировки ранее принятых и осуществляемых мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и разработки в рамках принимаемых Правительством Российской Федерации решений программы на уровне области, где основной упор сделан на финансовую стабилизацию и улучшение технического состояния этой отрасли.