ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 года N 740-пп
Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 04.03.2013 N 156-пп НГР RU56000201300242;
Постановление Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 N 632-пп НГР RU56000201300947;
Постановление Правительства Оренбургской области от 06.11.2013 N 958-пп; НГР RU56000201301273;
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп НГР RU56000201301021;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1055-пп; НГР RU56000201301378)
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.03.2012 N 237-п "Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2011 году", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 23.05.2011 N 185-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы" Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области разработать муниципальные программы, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2010 N 639-пп "Об областной целевой программе "Реабилитация инвалидов в Оренбургской области" на 2011-2015 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 29.08.2012 N 740-пп
Наименование | - | областная целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы" (далее – Программа) |
Основания для разработки Программы | - | Концепция долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); |
Государственные | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Государственный | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Основной разработчик Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Исполнители | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Цель Программы | - | обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность ) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) |
Задачи Программы | - | совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН; |
"Важнейшие целевые | - | доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; |
Срок реализации Программы | - | 2013-2015 годы |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы составляет 213 428,6 тыс. рублей (прогнозно), из них: |
Ожидаемые конечные | - | формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных МГН; |
Организация | - | управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство социального развития Оренбургской области |
МКОиВС | - | министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
МФКСиТ | - | министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области |
МО | - | министерство образования Оренбургской области |
МЗ | - | министерство здравоохранения Оренбургской области |
МТиЗН | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
МСР | - | министерство социального развития Оренбургской области |
МЭРППиТ | - | министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
МГН | - | маломобильные группы населения |
РОЦ "Русь" | - | государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Реабилитационно-оздоровительный центр "Русь" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В Оренбургской области проживают 239,9 тысячи инвалидов, из них порядка 3,0 тысячи - инвалиды-колясочники.
Согласно Конвенции Организации Объеденных Наций о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
При этом в Конвенции констатируется, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
В Оренбургской области последовательно проводится работа по формированию оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; созданию системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, улучшение качества жизни инвалидов и повышение уровня их социальной интеграции.
С 2007 года в рамках областных целевых программ предусматриваются сопровождение информационных программ на государственном телевизионном канале бегущей строкой (доступ инвалидов по слуху к информации); оказание протезно-ортопедической помощи малообеспеченным гражданам; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень, и корригирующими очками; бесплатное обучение инвалидов вождению автомобиля; повышение уровня доступности высшего профессионального образования путем развития современных образовательных технологий (дистанционное обучение); проведение курса комплексной реабилитации спортсменов-инвалидов в сопровождении тренера, молодых инвалидов-колясочников, инвалидов с заболеванием ДЦП и семей с детьми-инвалидами в реабилитационно-оздоровительных учреждениях области. Общий объем финансирования Программы составляет 79,9 млн. рублей.
Работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в муниципальных образованиях области также осуществляется на программной основе, в рамках муниципальных программ ежегодно более 300 зданий и сооружений переоборудуются с учетом архитектурных требований по обеспечению безбарьерного доступа для лиц с ограниченными возможностями (аптеки, магазины, лечебные учреждения и др.), проводится работа по оборудованию пешеходных переходов дублирующими звуковыми сигналами.
Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной министерства социального развития Оренбургской области и службы "Единый социальный телефон".
Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, действует межведомственный координационный совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области.
Несмотря на проводимую работу в Оренбургской области, имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Наиболее острая проблема связана с тем, что социально значимые объекты (объекты, наиболее часто посещаемые населением) остаются до настоящего времени труднодоступными для многих инвалидов. В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, в том числе инвалидами. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг.
Так, к примеру, услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Социальной интеграции инвалидов препятствует и эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Кроме того, существующая сеть реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Все эти барьеры в немалой степени определяют сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
На рынке труда инвалиды являются одной из наименее конкурентоспособных категорий. Основными проблемами в обеспечении их занятости являются наличие ограничений к трудовой деятельности, несоответствие профессий, рекомендуемых в индивидуальных программах реабилитации, заявляемым работодателями вакансиям, низкий уровень предлагаемой заработной платы, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях и в организациях.
Ежегодно в органы труда и занятости населения по вопросам содействия в трудоустройстве обращаются около 3,0 тысячи инвалидов, из них признаются безработными более 2,5 тысячи человек. Как правило, в центры занятости населения обращаются лица с частичной утратой трудоспособности. Возможность трудиться для них является способом самообеспечения, интеграции в общество.
Поэтому задача служб занятости - помочь людям с ограниченной трудоспособностью найти работу, соответствующую возможностям и потребностям, что позволит обеспечить их занятость, повысить жизненный уровень, а также реализовать себя в обществе.
В целях содействия трудоустройству граждан с ограниченными возможностями используется весь комплекс мероприятий активной политики занятости: информирование о ситуации на рынке труда, трудоустройство на постоянные и временные рабочие места, содействие самозанятости безработных инвалидов, проведение ярмарок вакансий, оказание профориентационных услуг, организация профессиональной подготовки и переподготовки.
Реализация данных мероприятий в 2013-2015 годах позволит ежегодно предоставлять информационные услуги более 2,8 тысяч инвалидов, проф-ориентационные услуги – около 2,3 тысяч человек, оказывать содействие в трудоустройстве свыше 900 человек, направлять на профессиональное обучение более 110 человек.
Еще одним существенным фактором, способствующим адаптации инвалидов к негативным условиям жизни, поддержанию оптимальной активности, является физическая культура и спорт.
Развитие физической культуры, спорта и туризма относится к числу приоритетных направлений социальной политики области, благодаря которой создаются основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья жителей области, в том числе и лиц с ограниченными возможностями.
Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на следующие проблемы:
низкий уровень ориентации на ведение здорового образа жизни среди лиц с ограниченными возможностями;
отсутствие в области преподавателей и тренеров, способных проводить занятия с данной категорией населения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, наличия заболеваний и ограничений;
низкая доступность спортивных сооружений для лиц данной категории, в том числе в связи с изменением типа государственных учреждений в автономные и оказанием ими услуг на платной основе.
Социальное неравенство, отсутствие безбарьерной среды приводят к ограничению способов приобщения к культурным ценностям и практике исключения из единого культурного пространства людей с инвалидностью. В соответствии со статьей 30 Конвенции Организации Объеденных Наций о правах инвалидов государство должно признавать право инвалидов выступать наравне с другими группами населения в культурной жизни и принимать все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, библиотеки и кинотеатры, а также доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную и культурную значимость. Обеспечение доступа к культурным ценностям, занятие творчеством людей с инвалидностью регулируются нормами федерального законодательства и программными документами государственной политики России, однако их реализация весьма затруднена из-за отсутствия безбарьерной среды и отсутствия достаточного количества программ, ориентированных на интеграцию людей с инвалидностью в обществе.
По результатам исследований, среди основных препятствий, ограничивающих доступ людей с инвалидностью к культурным и досуговым учреждениям, прежде всего отмечается отсутствие специально оборудованных культурно-досуговых учреждений, а также их физическая недоступность. Большой проблемой является полное отсутствие персональных помощников, столь необходимых людям с инвалидностью.
Программа нацелена на создание единого культурного пространства, что предполагает обеспечение равного доступа всему населению области к ценностям культуры.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).
Поскольку отсутствие доступа и средовые барьеры сами по себе являются инвалидизирующими факторами, обеспечение доступной среды позволит эффективно снизить степень ограничений жизнедеятельности.
Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем: