Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2012 года N 740-пп

Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы

(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 04.03.2013 N 156-пп НГР RU56000201300242;
Постановление Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 N 632-пп НГР RU56000201300947;
Постановление Правительства Оренбургской области от 06.11.2013 N 958-пп; НГР RU56000201301273;
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп НГР RU56000201301021;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1055-пп; НГР RU56000201301378)

В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.03.2012 N 237-п "Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2011 году", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 23.05.2011 N 185-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы" Правительство Оренбургской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области разработать муниципальные программы, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2010 N 639-пп "Об областной целевой программе "Реабилитация инвалидов в Оренбургской области" на 2011-2015 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.

5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года.

Губернатор -

председатель Правительства Ю.А.Берг

Приложение

к постановлению

Правительства области

от 29.08.2012 N 740-пп

Областная целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы

Паспорт Программы


Наименование
 Программы

-

областная целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы" (далее – Программа)

Основания для разработки Программы

-

Концепция долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации  на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 года N 1662-р);

 постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской  Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы";

 постановления Правительства Оренбургской области:
 от 22 августа 2007 года N 299-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области";

 от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года";

 от 23 июня 2011 года N 492-п "О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2012 год и на период до 2014 года";

 распоряжение Губернатора Оренбургской области от 23.05.2011 N 185-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Доступная среда" на 2012- 2015 годы "

Государственные
 заказчики Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство образования Оренбургской области;

 министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области;

 министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области;

 министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

 министерство здравоохранения Оренбургской области;

 министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

Государственный
 заказчик - координатор Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Основной разработчик Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Исполнители
 Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство образования Оренбургской области;

 министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области;

 министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области;

 министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

 министерство здравоохранения Оренбургской области;

 министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;

 муниципальные образования могут участвовать в реализации Программы при принятии аналогичных муниципальных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местного бюджета

Цель Программы

-

обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность ) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН)

Задачи Программы

-

совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

 информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

 преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

 повышение конкурентоспособности безработных инвалидов на рынке труда посредством организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

 создание условий, обеспечивающих возможность для лиц с ограниченными возможностями вести активный здоровый образ жизни, систематически заниматься спортом
   (Изменение. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1055-пп ;
НГР RU 56000201301378)

"Важнейшие целевые
 индикаторы и
 показатели
 Программы

-

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;

 численность инвалидов, информированных о ситуации на рынке труда;

 численность инвалидов, которым оказаны профориентационные услуги;

 численность инвалидов, которым оказано содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места, в том числе предусматривающие гибкие формы занятости;

 организация профессионального обучения инвалидов, признанных в установленном порядке безработными;

 численность граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации;

 численность инвалидов, получающих профессиональное образование с применением дистанционных методик;

 численность инвалид ов, членов семей детей-инвалидов, обученных вождению транспортным средством категории "В".

Срок реализации Программы

-

2013-2015 годы

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 213  428,6 тыс. рублей (прогнозно), из них:
 2013 год - 49  326.8 тыс. рублей;

 2014 год - 71  712.4 тыс. рублей;

 2015 год - 92 389,4 тыс. рублей.
 Средства местных бюджетов на реализацию Программы выделяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований
 (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 04.03.2013 N 156-пп НГР RU 56000201300242;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 N 632-пп НГР RU 56000201300947;
Постановление Правительства Оренбургской области от 06.11.2013 N 958-пп ;
НГР RU 56000201301273)

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы и
 показатели социально-экономической эффективности

-

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных МГН;

 обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления области в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

 создание условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 обеспечение доступности подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН;

 повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;

 увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации за счет средств областного бюджета;

 создание эффективно действующей системы информационного обеспечения инвалидов на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей восприятия;

 преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе

Организация
 управления и
 система контроля
 за исполнением
 Программы

-

управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство социального развития Оренбургской области

Список сокращений, используемых в Программе:


МКОиВС

-

министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области

МФКСиТ

-

министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области

МО

-

министерство образования Оренбургской области

МЗ

-

министерство здравоохранения Оренбургской области

МТиЗН

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

МСР

-

министерство социального развития Оренбургской области

МЭРППиТ

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

МГН

-

маломобильные группы населения

РОЦ "Русь"

-

государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Реабилитационно-оздоровительный центр "Русь"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Оренбургской области проживают 239,9 тысячи инвалидов, из них порядка 3,0 тысячи - инвалиды-колясочники.

Согласно Конвенции Организации Объеденных Наций о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

При этом в Конвенции констатируется, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

В Оренбургской области последовательно проводится работа по формированию оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; созданию системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, улучшение качества жизни инвалидов и повышение уровня их социальной интеграции.

С 2007 года в рамках областных целевых программ предусматриваются сопровождение информационных программ на государственном телевизионном канале бегущей строкой (доступ инвалидов по слуху к информации); оказание протезно-ортопедической помощи малообеспеченным гражданам; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень, и корригирующими очками; бесплатное обучение инвалидов вождению автомобиля; повышение уровня доступности высшего профессионального образования путем развития современных образовательных технологий (дистанционное обучение); проведение курса комплексной реабилитации спортсменов-инвалидов в сопровождении тренера, молодых инвалидов-колясочников, инвалидов с заболеванием ДЦП и семей с детьми-инвалидами в реабилитационно-оздоровительных учреждениях области. Общий объем финансирования Программы составляет 79,9 млн. рублей.

Работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в муниципальных образованиях области также осуществляется на программной основе, в рамках муниципальных программ ежегодно более 300 зданий и сооружений переоборудуются с учетом архитектурных требований по обеспечению безбарьерного доступа для лиц с ограниченными возможностями (аптеки, магазины, лечебные учреждения и др.), проводится работа по оборудованию пешеходных переходов дублирующими звуковыми сигналами.

Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной министерства социального развития Оренбургской области и службы "Единый социальный телефон".

Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, действует межведомственный координационный совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области.

Несмотря на проводимую работу в Оренбургской области, имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.

Наиболее острая проблема связана с тем, что социально значимые объекты (объекты, наиболее часто посещаемые населением) остаются до настоящего времени труднодоступными для многих инвалидов. В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, в том числе инвалидами. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.

Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг.

Так, к примеру, услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.

Социальной интеграции инвалидов препятствует и эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.

Кроме того, существующая сеть реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Все эти барьеры в немалой степени определяют сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

На рынке труда инвалиды являются одной из наименее конкурентоспособных категорий. Основными проблемами в обеспечении их занятости являются наличие ограничений к трудовой деятельности, несоответствие профессий, рекомендуемых в индивидуальных программах реабилитации, заявляемым работодателями вакансиям, низкий уровень предлагаемой заработной платы, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях и в организациях.

Ежегодно в органы труда и занятости населения по вопросам содействия в трудоустройстве обращаются около 3,0 тысячи инвалидов, из них признаются безработными более 2,5 тысячи человек. Как правило, в центры занятости населения обращаются лица с частичной утратой трудоспособности. Возможность трудиться для них является способом самообеспечения, интеграции в общество.

Поэтому задача служб занятости - помочь людям с ограниченной трудоспособностью найти работу, соответствующую возможностям и потребностям, что позволит обеспечить их занятость, повысить жизненный уровень, а также реализовать себя в обществе.

В целях содействия трудоустройству граждан с ограниченными возможностями используется весь комплекс мероприятий активной политики занятости: информирование о ситуации на рынке труда, трудоустройство на постоянные и временные рабочие места, содействие самозанятости безработных инвалидов, проведение ярмарок вакансий, оказание профориентационных услуг, организация профессиональной подготовки и переподготовки.

Реализация данных мероприятий в 2013-2015 годах позволит ежегодно предоставлять информационные услуги более 2,8 тысяч инвалидов, проф-ориентационные услуги – около 2,3 тысяч человек, оказывать содействие в трудоустройстве свыше 900 человек, направлять на профессиональное обучение более 110 человек.

Еще одним существенным фактором, способствующим адаптации инвалидов к негативным условиям жизни, поддержанию оптимальной активности, является физическая культура и спорт.

Развитие физической культуры, спорта и туризма относится к числу приоритетных направлений социальной политики области, благодаря которой создаются основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья жителей области, в том числе и лиц с ограниченными возможностями.

Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на следующие проблемы:

низкий уровень ориентации на ведение здорового образа жизни среди лиц с ограниченными возможностями;

отсутствие в области преподавателей и тренеров, способных проводить занятия с данной категорией населения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, наличия заболеваний и ограничений;

низкая доступность спортивных сооружений для лиц данной категории, в том числе в связи с изменением типа государственных учреждений в автономные и оказанием ими услуг на платной основе.

Социальное неравенство, отсутствие безбарьерной среды приводят к ограничению способов приобщения к культурным ценностям и практике исключения из единого культурного пространства людей с инвалидностью. В соответствии со статьей 30 Конвенции Организации Объеденных Наций о правах инвалидов государство должно признавать право инвалидов выступать наравне с другими группами населения в культурной жизни и принимать все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, библиотеки и кинотеатры, а также доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную и культурную значимость. Обеспечение доступа к культурным ценностям, занятие творчеством людей с инвалидностью регулируются нормами федерального законодательства и программными документами государственной политики России, однако их реализация весьма затруднена из-за отсутствия безбарьерной среды и отсутствия достаточного количества программ, ориентированных на интеграцию людей с инвалидностью в обществе.

По результатам исследований, среди основных препятствий, ограничивающих доступ людей с инвалидностью к культурным и досуговым учреждениям, прежде всего отмечается отсутствие специально оборудованных культурно-досуговых учреждений, а также их физическая недоступность. Большой проблемой является полное отсутствие персональных помощников, столь необходимых людям с инвалидностью.

Программа нацелена на создание единого культурного пространства, что предполагает обеспечение равного доступа всему населению области к ценностям культуры.

Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

2. Основная цель, задачи Программы, целевые индикаторы, срок реализации


Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).

Поскольку отсутствие доступа и средовые барьеры сами по себе являются инвалидизирующими факторами, обеспечение доступной среды позволит эффективно снизить степень ограничений жизнедеятельности.

Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»