Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2011 года N 175

О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы

(с изменениями на 11 сентября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 декабря 2012 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 ноября 2012 года N 1225

____________________________________________________________________



В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.

2. Утвердить ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соисполнителями Программы Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 апреля 2011 года внести предложения об актуализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р, с учетом форм федерального статистического наблюдения, обеспечивающих получение сведений для характеристики результатов реализации Программы.

5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации до 31 декабря 2011 года разработать методические указания по реализации мероприятий, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, с целью последующего контроля их выполнения соисполнителями Программы.

6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации до 15 апреля 2011 года представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в Программу с учетом методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 марта 2011 года N 175

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы

(с изменениями на 11 сентября 2012 года)

     

     

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы

Ответственный
исполнитель
Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство

Программно-целевые
инструменты Программы

-

отдельные мероприятия органов государственной власти, общественных организаций инвалидов и организаций независимо от организационно-правовой формы

Цели Программы

-

формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом

Задачи Программы

-

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;

доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава;

количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;

количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети);

доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации;

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов

Этапы и сроки реализации Программы

-

2011-2015 годы:

I этап - 2011-2012 годы;

II этап - 2013-2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) в 2011-2015 годах составляет 46252,33 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 26264 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 19718,99 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 919. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития;

увеличение количества автомобильного и городского наземного электрического общественного транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения;

увеличение количества субтитрированных телевизионных программ на общероссийских обязательных общедоступных каналах;

увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

увеличение количества рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов; увеличение количества главных бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием;

увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности; увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации

     

     

I. Характеристика текущего состояния в рассматриваемой сфере социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы



В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Международная классификация) доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низком уровне.

Результаты социологических исследований показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. Так, в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10 процентов таких объектов, в г.Архангельске - 13 процентов, в г.Курске - 5 процентов.

Законодательства субъектов Российской Федерации (например, законы Пермского, Ставропольского краев, Нижегородской, Самарской и Московской областей, г.Москвы и др.) создают правовую основу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, но не решают в необходимом объеме эту проблему.

Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем, в том числе:

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;

отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Характер государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа) порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:

отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;

неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;

пассивное сопротивление распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения Программы;

недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках Программы;

пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов в рамках реализации мероприятий Программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.

II. Приоритеты и цели государственной политики в создании и развитии доступной среды жизнедеятельности инвалидов и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы


В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и положениями Конвенции Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 10 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).

Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности и обеспечивают предоставление реабилитационных услуг, поскольку именно эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться с обществом и расширяющим доступность для них объектов и услуг.

При проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных устанавливается инвалидность граждан, ее причины, сроки, время наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.