____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2018 N 842-пп.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 25 декабря 2017 года)
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 12.05.2014 N 290-пп, от 27.08.2014 N 613-пп, от 30.12.2014 N 1043-пп, от 11.02.2015 N 89-пп, от 22.05.2015 N 391-пп, от 25.01.2016 N 38-пп, от 29.04.2016 N 290-пп, от 18.10.2016 N 714-пп, от 03.04.2017 N 232-пп, от 25.12.2017 N 956-пп)
В соответствии с постановлениями Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", от 11 октября 2012 года N 890-п "Об утверждении плана-графика исполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", распоряжениями Губернатора Оренбургской области от 8 октября 2012 года N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области", от 23 января 2013 года N 13-р "Об образовании рабочей группы по разработке государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы" Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:
от 29 августа 2012 года N 740-пп "Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы";
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Государственная программа Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2017 N 956-пп)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | министерство образования Оренбургской области; министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области; министерство труда и занятости населения Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; департамент молодежной политики Оренбургской области |
Подпрограммы Программы | - | "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы; "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы; "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан" |
Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы | - | отсутствуют |
Цель Программы | - | обеспечение инвалидам и другим маломобильным группам населения равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, повышение уровня их жизни |
Задачи Программы | - | создание благоприятных условий для улучшения качества жизни инвалидов; совершенствование системы реабилитации инвалидов |
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Оренбургской области; численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами в текущем году; численность граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших адресную социальную помощь |
Срок и этапы реализации Программы | - | срок реализации - 2014 - 2020 годы, этапы не предусмотрены |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | 1608438,5 тыс. рублей, из них по годам реализации: 2014 год - 367592,3 тыс. рублей; 2015 год - 527712,6 тыс. рублей; 2016 год - 224614,3 тыс. рублей; 2017 год - 114106,6 тыс. рублей; 2018 год - 134240,8 тыс. рублей; 2019 год - 121584,9 тыс. рублей; 2020 год - 118587,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств областного бюджета; преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
В Оренбургской области проживают 212,6 тысячи инвалидов, из них более 8,9 тысячи - дети-инвалиды.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество маломобильных групп населения, включая инвалидов.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.
Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:
1. Принцип "универсального дизайна", который предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". В этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования "универсального дизайна" возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. "Универсальный дизайн" не исключает использования ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, то есть "универсальность" и "безбарьерность" могут быть обеспечены путем применения вспомогательных устройств и технологий.
2. "Разумное приспособление", или "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" ("адаптированная") среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утвержденным соответствующим нормативам, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать:
результаты изучения потребностей инвалидов с объективной оценкой этих потребностей специалистами;
имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте социальной инфраструктуры и предусмотренные для этого средства).
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:
архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их образовательном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение граждан к инвалидам и социальная разобщенность, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006 - 2015 годы в порядке реализации положений Конвенции среди 15 основных направлений деятельности, включающих все ключевые области жизни инвалидов (образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда), особое внимание уделялось необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества, а именно повышению уровня автономии (независимости) инвалидов как личностей и обеспечению их экономической независимости и полной интеграции в общество.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровнях.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, создание необходимых условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.
Актуальность проблемы реабилитации инвалидов в Оренбургской области определяется рядом факторов:
необходимостью сохранения достигнутого в Оренбургской области уровня реабилитационной помощи и совершенствования комплексной реабилитации инвалидов;
различной ведомственной принадлежностью реабилитационных учреждений и структур (министерства здравоохранения Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства социального развития Оренбургской области и других) и недостаточной скоординированностью мер, принимаемых учреждениями и организациями в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями;
усилением социального партнерства с общественными объединениями инвалидов, повышением их роли и ответственности в сфере реабилитации инвалидов.
Система реабилитации инвалидов в Оренбургской области, включающая в себя реабилитационные структуры и учреждения различной ведомственной принадлежности, стала базой для осуществления отдельных мероприятий по медицинской, профессиональной и социально-психологической реабилитации инвалидов.
Создание в Оренбургской области условий для развития малого бизнеса на базе общественных организаций инвалидов, стимулирование волонтерского движения позволят решить вопрос интеграции инвалидов в общественную и трудовую деятельность.