ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 года № 705
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2010 года № 241
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2013 года № 639
_______________________________________________________________________________
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2010 года № 241 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010-2014 годы)" следующие изменения:
1.1. В Направлениях совершенствования организации бюджетного учета в Нижегородской области, утвержденных постановлением:
1.1.1. Раздел I "Виды бюджетных учреждений, особенности их правового статуса и основные факторы, влияющие на выбор формы организации бухгалтерского учета" изложить в следующей редакции:
"I. Виды бюджетных учреждений, особенности их правового статуса
и основные факторы, влияющие на выбор формы организации
бухгалтерского учета
В связи с многообразием возложенных на государственные (муниципальные) учреждения социально-экономических функций различаются и направления их деятельности. Среди учреждений, предоставляющих услуги социального характера, есть учреждения здравоохранения, образования, культуры и другие учреждения непроизводственной сферы. Согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового статуса отдельных государственных и иных учреждений определяются специальными законом и иными правовыми актами.
Например, образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Деятельность учреждений культуры регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1. Особенности правового статуса учреждений здравоохранения установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1. Для учреждений социального обслуживания особенности правового статуса установлены Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Согласно каждому из перечисленных выше специальных законов учреждения имеют статус юридического лица. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей имущество. Данное имущество государственные и муниципальные учреждения имеют в оперативном управлении.
Также следует принимать во внимание, что Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", предполагается повышение ответственности администраторов бюджетных средств за достижение намеченных целей и результатов, за обеспечение качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования, что, очевидно, приведет к усилению контроля за деятельностью подведомственных учреждений.
Таким образом, с одной стороны, учреждения являются юридическими лицами и их руководители вправе самостоятельно принимать управленческие решения, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности.
С другой стороны, при выборе формы организации бухгалтерского учета у руководителя учреждения возникает немало проблем, решить которые самостоятельно он не может по объективным причинам.
Например:
- учреждения расходуют средства соответствующего бюджета, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины;
- казначейское исполнение бюджетов предполагает систематический контроль правильности использования бюджетных средств;
- распределение бюджетных ресурсов осуществляется администратором бюджетных средств.
Наряду с характерными для всех учреждений особенностями, каждое из учреждений, финансируемых из бюджета, имеет свою специфику. Специфика заключается не только в разнообразии осуществляемых видов деятельности, но и в организационно-техническом и экономическом плане. Среди учреждений есть, например, малокомплектные школы и крупные учебно-воспитательные образовательные центры, амбулатории в сельском поселении и многопрофильные поликлиники и больницы, библиотеки в поселке и центры организации досуга в городе и другое.
Данные учреждения отличаются объемом осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, объемом учетной работы, объемом средств, находящихся в их распоряжении, а также установленным действующим законодательством количеством ставок в типовом штатном расписании специалистов бухгалтерской службы, что оказывает существенное влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета в учреждении.
Кроме того, территориальное расположение учреждений также является одной из специфических особенностей. Например, государственное учреждение, созданное органами государственной власти субъекта Российской Федерации, может находиться на значительном территориальном удалении от учредителя. Многочисленные учреждения дошкольного и общего образования, созданные органами местного самоуправления, могут находиться как в пределах одного микрорайона муниципального образования, так и на значительном удалении не только друг от друга, но и от учредителя. Учреждение здравоохранения в зависимости от численности населения муниципального образования может быть единственным подобным учреждением в населенном пункте. Территориальная обособленность учреждения часто является сдерживающим фактором при выборе учреждением формы организации бухгалтерского учета, поскольку ограничивает круг специалистов, оказывающих услуги в области бухгалтерского учета.
По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления созданным ими учреждениям может предоставляться право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такое право должно быть предусмотрено в уставе учреждения или в положении об учреждении. Но не все учреждения ввиду различных причин могут оказывать услуги на платной основе. Поэтому учреждения отличаются друг от друга и возможностью осуществления приносящей доход деятельности, а также объемом получаемых при этом доходов. Учреждения, которые имеют доходы от приносящей доход деятельности, располагают в большей степени свободой выбора формы организации бухгалтерского учета. Такие учреждения могут заинтересовать специалистов в области бухгалтерского учета более высоким уровнем оплаты труда, а также создать необходимую для организации бухгалтерского учета материально-техническую базу.
Решение администратора бюджетных средств также оказывает влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета. Распорядитель бюджетных средств несет ответственность за соблюдение при утверждении смет доходов и расходов, планов финансово-хозяйственной деятельности нормативов финансовых затрат по предоставлению государственных или муниципальных услуг, а также за эффективное использование бюджетных средств. Поэтому администратор бюджетных средств заинтересован в получении возможности оперативного анализа результатов принимаемых решений. Кроме того, заинтересованность распорядителя заключается в принятии необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств регионального и муниципального уровня и повышения результативности бюджетных расходов. В связи с этим администратор бюджетных средств может рекомендовать подведомственным учреждениям форму организации бухгалтерского учета в соответствии со своими интересами, которая не всегда может быть оптимальной для различных учреждений.
Влияние вышеперечисленных факторов ограничивает самостоятельность руководителя учреждения при выборе формы организации бухгалтерского учета. С одной стороны, у руководителя учреждения формально существует самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и в выборе формы организации бухгалтерского учета, с другой стороны, данный выбор определяется объемом средств, выделенных из соответствующего бюджета на финансирование предоставления услуг, с целью оказания которых данные учреждения были созданы.
Реформирование бюджетного процесса и реализация мер по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов предполагает расширение самостоятельности и повышение ответственности администраторов бюджетных средств. При внедрении бюджетирования, ориентированного на результат, на выполнение определенных функций и программ будет выделяться общая сумма ассигнований. Направления их использования самостоятельно определяет и детализирует администратор бюджетных средств. Вместе с предоставлением такой свободы повышается и ответственность за принятые решения. Поэтому важно оптимизировать использование ресурсов (персонала, оборудования, помещений и так далее) в процессе деятельности учреждения, при этом выбор наиболее эффективной формы организации бухгалтерского учета приобретает особую актуальность.
Единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета в организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а значит, и в учреждениях, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Законодательно право выбора формы организации бухгалтерского учета закреплено за руководителем организации. Согласно действующему законодательству для организации бухгалтерского учета руководитель учреждения, на которого возложена ответственность за это, в зависимости от объема учетной работы может выбрать одну из четырех установленных законом форм:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Ниже подробно рассматриваются установленные законодательством формы организации бухгалтерского учета.
При этом, отмечая положительные стороны каждой из форм организации бухгалтерского учета, принимается допущение, что сотрудники, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета в той или иной форме, должны иметь высокую квалификацию, а в учреждении предусмотрены мероприятия по материально-техническому и программно-информационному обеспечению учетного процесса.".
1.1.2. В подразделе 1 "Учреждение бухгалтерской службы":
слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
слова "предпринимательской и иной" исключить.
1.1.3. В подразделе 2 "Введение в штат должности бухгалтера" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.4. В наименовании подраздела 3 "Выбор ведения бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом" слова "специализированной организацией или" исключить.
1.1.5. В пункте 3.1 "Централизованная бухгалтерия":
предложение "Договор можно заключить с самой централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с организацией, при которой создана централизованная бухгалтерия, если эта бухгалтерия является структурным подразделением данной организации." признать утратившим силу;
предложение "Однако в случае с централизованной бухгалтерией это решение может также определяться и наличием на рынке организации, не являющейся бюджетным учреждением, которая могла бы оказывать подобные услуги." признать утратившим силу.
1.1.6. Пункт 3.2 "Специализированная организация" признать утратившим силу.
1.1.7. В пункте 3.3 "Бухгалтер-специалист" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.8. В разделе II "Нормативная численность специалистов бухгалтерской службы" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.9. В разделе III "Выводы по выбору бюджетным учреждением формы организации бухгалтерского учета по итогам исследования действующего законодательства в области организации бухгалтерского учета":
слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
слова "предпринимательской и иной" исключить;
слова "специализированной организации", "специализированной организации или", "или специализированной организации" исключить;
предложение "Если органами государственной власти субъектов - главными распорядителями средств областного бюджета и органами местного самоуправления будет принято решение о создании централизованной бухгалтерии, то рекомендуется организовать ее в одной из следующих форм:
муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия" с правами юридического лица;
централизованная бухгалтерия при органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, осуществляющая ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях; в структуре данной бухгалтерии могут быть предусмотрены отделы с учетом особенностей деятельности обслуживаемых бюджетных учреждений." признать утратившим силу.
1.2. В областной целевой программе "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010-2014 годы)", утвержденной постановлением:
1.2.1. По тексту Программы слова "бюджетная отчетность" в соответствующем падеже заменить словом "отчетность" в соответствующем падеже.
1.2.2. В паспорте Программы:
1) позицию "Основание для разработки" изложить в следующей редакции:
2) в позиции "Основные задачи Программы":
в абзаце первом слова "бюджетных учреждениях" заменить словом "учреждениях";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"- обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения в бюджетном учете операций по исполнению смет доходов и расходов, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений Нижегородской области;";
3) позицию "Исполнители основных мероприятий Программы" изложить в следующей редакции:
" | Исполнители основных мероприятий Программы | министерство финансов Нижегородской области; органы исполнительной власти Нижегородской области; органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию); государственные (муниципальные) учреждения Нижегородской области (по согласованию) |
|
4) позицию "Объемы и источники финансирования" изложить в следующей редакции:
" | Наименование | Источники | Годы | ||||||||
государственных заказчиков | финансирования | 2010, тыс. | 2011, тыс. | 2012, тыс. | 2013, тыс. | 2014, тыс. | Всего за период реализации Программы | ||||
Министерство финансов Нижегородской области | Всего, в т.ч.: | 45 000 | 49 077 | 49 077 | 55 456 | 119170 | 317780 | ||||
Областной бюджет, в т.ч.: | 45 000 | 49 077 | 49 077 | 55 456 | 119170 | 317780 | |||||
Федеральный бюджет, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
Местный бюджет, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
Прочие источники, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
ИТОГО по | Всего, в т.ч.: | 45 000 | 49 077 | 49 077 | 55 456 | 119170 | 317780 | ||||
Программе | Областной бюджет, в т.ч.: | 45 000 | 49 077 | 49 077 | 55 456 | 119170 | 317780 | ||||
Федеральный бюджет, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
Местный бюджет, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
Прочие источники, в т.ч.: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
5) позицию "Индикаторы достижения цели Программы" изложить в следующей редакции: