ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2009 года № 271


Об утверждении Основных направлений бюджетной
и налоговой политики в Нижегородской области
на 2010-2012 годы



В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2010 год" и среднесрочного финансового плана Нижегородской области на 2010-2012 годы Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010- 2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.



Губернатор                                                                                           В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 07.05.2009 № 271

          

Основные направления
бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области
на 2010-2012 годы

     1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
     на 2010-2012 годы


Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу в первую очередь ориентирована на содействие реализации основных целей, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области за счет создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

В 2008 году в силу изменения экономической конъюнктуры, вызванного мировым финансовым кризисом, в области наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства.

Основными негативными факторами для реального сектора экономики области явились: с одной стороны, снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий, с другой стороны, снижение спроса на нашу продукцию, как на внешнем, так и на внутреннем российском рынке.

Наибольшее негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса испытывают промышленные предприятия области.

В текущем году экономическая ситуация характеризуется следующими тенденциями:

- напряженной остается ситуация в промышленности (за I квартал 2009 года индекс промышленного производства составил 65,5% к уровню I квартала 2008 года). Ситуацию в промышленности определяют три ее основные отрасли: в производстве нефтепродуктов, производстве транспортных средств и металлургии наблюдается снижение производства по сравнению с уровнем прошлого года на 8,6% (производство нефтепродуктов), 80,5% (производство транспортных средств) и 37,4% (металлургия);

- уровень сельскохозяйственного производства складывается ниже уровня прошлого года (в I квартале 2009 года индекс физического объема сельхозпроизводства составил 98,5% к соответствующему периоду 2008 года), в пищевой промышленности наблюдается положительная динамика (индекс производства продуктов питания за I квартал 2009 года составил 108,6% к I кварталу 2008 года).

Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов консолидированного бюджета области.

Среднегодовые темпы роста доходов консолидированного бюджета Нижегородской области за последние несколько лет значительно превышали показатели инфляции.

Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики области, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Нижегородской области.

Однако в связи с кризисными проявлениями в экономике в конце 2008 года произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов и в первую очередь - по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. Эта тенденция наблюдается и в 2009 году.

В 2008 году Правительством Нижегородской области принято решение о формировании областного бюджета на трехлетний период.

Однако сейчас, когда невозможно достаточно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на текущий период, целесообразно вернуться к формированию бюджета на один год и составлению среднесрочного финансового плана на перспективу.

Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в 2010-2012 годах будет направлена на решение следующих задач:

Реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса

В существующих условиях для того, чтобы справиться с возникшими проблемами, максимально смягчить последствия кризиса как для населения области, так и для хозяйствующих субъектов, Правительством Нижегородской области разработан и реализуется план по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе.

Сохранение и развитие налогового потенциала на территории Нижегородской области, поддержка развивающихся отраслей

Основными направлениями деятельности Правительства Нижегородской области в целях сохранения налогового потенциала должны стать содействие восстановлению деловой активности путем субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитам в сельском хозяйстве, малом предпринимательстве и других отраслях, развития системы финансового лизинга, создания максимально благоприятных условий для предпринимательства, и работа с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территории Нижегородской области.

Поддержку Правительства Нижегородской области в целях развития налогового потенциала в первую очередь должны получить динамично развивающиеся отрасли, дающие наибольшую отдачу в бюджет в короткие сроки.

Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Нижегородской области с целью обеспечения безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами

В условиях снижения объема доходной части бюджета и снижения доступности кредитных ресурсов необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, определить приоритеты бюджетных расходов, проанализировать действующие расходные обязательства с целью сокращения неэффективных расходов.

Повышение эффективности бюджетных расходов

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться как по традиционной схеме (анализ работы действующей бюджетной сети, введение ограничений увеличения численности работающих в бюджетной сфере, экономия энергоресурсов, нормирование и лимитирование текущих расходов), так и путем использования новых бюджетных технологий и инструментов.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг государственными и иными некоммерческими организациями на 2010 год будет основано на государственном задании.

Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий

В связи с тем, что значительная часть вопросов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства решается на уровне муниципальных образований, одной из основных задач становится содействие обеспечению сбалансированности местных бюджетов. С этой целью должны быть оптимизированы межбюджетные отношения, в том числе в части софинансирования в решении вопросов местного значения.

     2. Политика в области доходов


Сокращение доходов в 2009 году в наибольшей степени затронуло областной бюджет, а также бюджеты тех муниципальных районов и городских округов, доходы которых значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, автомобильной, нефтяной, химической и некоторых других отраслях промышленности.

В целях сохранения и развития имеющегося налогового потенциала Нижегородской области будут проводиться следующие мероприятия:

- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных районов и городских округов, в том числе реализация программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов;

- максимальное приближение прогноза поступлений доходов к реальной ситуации в экономике;

- оперативная корректировка бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных оценок;

- осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

- проведение совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию) постоянного мониторинга обеспечения своевременного и полного выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств;

- создание благоприятных условий для деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства во всех отраслях, особую поддержку должны получить организации, дающие наибольший вклад с меньшей численностью работающих;

- ускорение процесса формирования и включения в государственный кадастр недвижимости земельных участков под многоквартирными домами;

- проведение разъяснительной работы с физическими лицами о необходимости регистрации объектов недвижимости в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- организация в рамках действующего законодательства работы по формированию государственного кадастра недвижимости.

Важным направлением остается обеспечение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.

Для реализации обозначенной цели необходимо принятие следующих мер:

- дальнейшая оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности, исходя из принципа бюджетной отдачи;

- интенсивное вовлечение объектов государственной и муниципальной собственности в экономические отношения, в том числе путем передачи в казну имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Нижегородской области и неиспользуемого в уставных целях, для дальнейшей передачи его в аренду или продажи;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества администрирования доходов, а также проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.

Будет продолжена работа по взаимодействию с налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, в части:

- недопущения роста задолженности по налогам и сборам перед областным бюджетом;

- продолжения осуществления мероприятий, направленных на предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы и роста задолженности по заработной плате;

- осуществления мероприятий по минимизации организациями и индивидуальными предпринимателями своих обязательств с использованием операций с наличными денежными средствами;

- анализа причин снижения налогооблагаемой базы по каждой организации для принятия мер по восстановлению налогового потенциала.

     3. Бюджетная политика в области расходов


В условиях нестабильной экономической ситуации бюджетная политика в области расходов будет направлена на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов за счет:

- ограничения принятия новых расходных обязательств, отказа от ранее принятых, но не финансируемых расходных обязательств;

- сокращения расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры;

- проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств;

- введения и обеспечения соблюдения нормативов расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;

- расширение практики использования подушевых отраслевых нормативов;

- проведения оптимизации численности работников органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетной сферы;

- усиления контроля и проведения анализа результативности использования средств.

Планируется начать переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию бюджетных услуг путем установления государственного задания.

Требует совершенствования существующая система государственных закупок, необходимо более широко внедрять в процесс государственных закупок электронные торги.

Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов.

В соответствии с основной целью бюджетной политики на 2010-2012 годы приоритетами бюджетных расходов станут:

- выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;

- реализация мер социальной поддержки населения;

- финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса;

- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов;

- реализация приоритетных национальных проектов.

Объем расходов на реализацию областных целевых программ будет определен на уровне 2009 года.

Расходы инвестиционного характера будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2008 года № 406.

Индексации подлежат:

- расходы на социальные выплаты, предусмотренные законами области;

- расходы на питание, медикаменты, оплату коммунальных услуг по учреждениям бюджетной сферы;

- другие расходы, направленные на жизнеобеспечение граждан.

Вопрос повышения заработной платы работникам бюджетной сферы области может быть рассмотрен при получении дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета в 2010 году.

В целях получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в областном бюджете будут предусматриваться средства на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Бюджетная политика в области государственной поддержки пассажирского транспорта будет направлена на выполнение следующих задач:

максимального удовлетворения потребностей населения в транспортном обеспечении;

перехода на качественно новый уровень предоставления транспортных услуг;

обновления подвижного состава пассажирских предприятий, в том числе по схеме финансовой аренды (лизинга);

координации деятельности хозяйствующих субъектов на автомобильном, железнодорожном, водном транспорте.

Формирование расходов областного бюджета на поддержку агропромышленного комплекса на 2010 год осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, и областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" на период 2008-2012 годов, утвержденной Законом Нижегородской области от 8 апреля 2008 года № 40-З.

Формирование расходов областного бюджета в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104, и мероприятиями, направленными на создание условий для экологически безопасного и устойчивого развития Нижегородской области.

Прогнозируемый рост тарифов в 2010 году составит:

на тепловую энергию, вырабатываемую котельными - 20-30%;

на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - 15-25%;

на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям-18-26%;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»