ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2010 года № 241
Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы
бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010-2014 годы)"
(с изменениями на 13 сентября 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2013 года № 639
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2010 № 630;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.09.2011 № 705;
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2012 № 583;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2013 № 640
------------------------------------------------------------------------
В целях создания эффективной организации бюджетного учета и составления бюджетной отчетности в Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет: (Преамбула- в ред. постановления Правительства области от 21.09.2010 № 630- см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемые Направления совершенствования организации бюджетного учета в Нижегородской области.
2. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 - 2014 годы)" (далее - Программа). (Пункт 2.- в ред. постановления Правительства области от 21.09.2010 № 630- см. предыдущую редакцию)
3. Министерству финансов Нижегородской области:
3.1. Предусматривать финансирование мероприятий Программы при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3.2. Подготовить предложения о внесении изменений в Закон Нижегородской области от 11 декабря 2009 года № 245-З "Об областном бюджете на 2010 год" в связи с уточнением кодов бюджетной классификации по Программе.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26 апреля 2010 года № 241
(Изложены в новой редакции постановлением
правительства области от 29.08.2012 № 583)
НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Виды государственных (муниципальных) учреждений,
особенности их правового статуса и основные факторы,
влияющие на выбор формы организации бухгалтерского учета
В связи с многообразием возложенных на государственные (муниципальные) учреждения социально-экономических функций различаются и направления их деятельности. Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
Среди учреждений, предоставляющих услуги социального характера, есть учреждения здравоохранения, образования, культуры и другие учреждения непроизводственной сферы. Согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового статуса отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Например, образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Деятельность учреждений культуры регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1. Особенности правового статуса учреждений здравоохранения установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Для учреждений социального обслуживания особенности правового статуса установлены Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Согласно каждому из перечисленных выше специальных законов учреждения имеют статус юридического лица. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей имущество. Данное имущество государственные и муниципальные учреждения имеют в оперативном управлении.
Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", предусматривается повышение ответственности администраторов бюджетных средств за достижение намеченных целей и результатов, за обеспечение качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования, что способствует усилению контроля за деятельностью подведомственных учреждений.
Таким образом, с одной стороны, учреждения являются юридическими лицами и их руководители вправе самостоятельно принимать управленческие решения, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности.
С другой стороны, при выборе формы организации бухгалтерского учета у руководителя учреждения возникает немало проблем, решить которые самостоятельно он не может по объективным причинам.
Например:
- учреждения расходуют средства соответствующего бюджета, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины;
- казначейское исполнение бюджетов предполагает систематический контроль правильности использования бюджетных средств;
- распределение бюджетных ресурсов осуществляется администратором бюджетных средств.
Наряду с характерными для всех учреждений особенностями, каждое из учреждений, финансируемых из бюджета, имеет свою специфику. Специфика заключается не только в разнообразии осуществляемых видов деятельности, но и в организационно-техническом и экономическом плане. Среди учреждений есть, например, малокомплектные школы и крупные учебно-воспитательные образовательные центры, амбулатории в сельском поселении и многопрофильные поликлиники и больницы, библиотеки в поселке и центры организации досуга в городе и другое.
Данные учреждения отличаются объемом осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, объемом учетной работы, объемом средств, находящихся в их распоряжении, а также установленным действующим законодательством количеством ставок в типовом штатном расписании специалистов бухгалтерской службы, что оказывает существенное влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета в учреждении.
Кроме того, территориальное расположение учреждений также является одной из специфических особенностей. Например, государственное учреждение, созданное органами государственной власти субъекта Российской Федерации, может находиться на значительном территориальном удалении от учредителя. Многочисленные учреждения дошкольного и общего образования, созданные органами местного самоуправления, могут находиться как в пределах одного микрорайона муниципального образования, так и на значительном удалении не только друг от друга, но и от учредителя. Учреждение здравоохранения в зависимости от численности населения муниципального образования может быть единственным подобным учреждением в населенном пункте. Территориальная обособленность учреждения часто является сдерживающим фактором при выборе учреждением формы организации бухгалтерского учета, поскольку ограничивает круг специалистов, оказывающих услуги в области бухгалтерского учета.
Решение администратора бюджетных средств также оказывает влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета. Распорядитель бюджетных средств несет ответственность за соблюдение при утверждении бюджетной сметы, планов финансово-хозяйственной деятельности нормативов финансовых затрат по предоставлению государственных или муниципальных услуг, а также за эффективное использование бюджетных средств. Поэтому администратор бюджетных средств заинтересован в получении возможности оперативного анализа результатов принимаемых решений. Кроме того, заинтересованность распорядителя заключается в принятии необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств регионального и муниципального уровня и повышения результативности бюджетных расходов. В связи с этим администратор бюджетных средств может рекомендовать подведомственным учреждениям форму организации бухгалтерского учета в соответствии со своими интересами, которая не всегда может быть оптимальной для различных учреждений.
Влияние вышеперечисленных факторов ограничивает самостоятельность руководителя учреждения при выборе формы организации бухгалтерского учета. С одной стороны, у руководителя учреждения формально существует самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и в выборе формы организации бухгалтерского учета, с другой стороны, данный выбор определяется объемом средств, выделенных из соответствующего бюджета на финансирование предоставления услуг, с целью оказания которых данные учреждения были созданы.
Реформирование бюджетного процесса и реализация мер по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов предполагает расширение самостоятельности и повышение ответственности администраторов бюджетных средств. При внедрении бюджетирования, ориентированного на результат, на выполнение определенных функций и программ выделяется общая сумма ассигнований в виде субсидии на выполнение государственного задания. Направления ее использования самостоятельно определяет и детализирует администратор бюджетных средств. Вместе с предоставлением такой свободы повышается и ответственность за принятые решения. Поэтому важно оптимизировать использование ресурсов (персонала, оборудования, помещений и так далее) в процессе деятельности учреждения, при этом выбор наиболее эффективной формы организации бухгалтерского учета приобретает особую актуальность.
Единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета в организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а значит и в учреждениях, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ), а с 1 января 2013 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ). Согласно действующему законодательству для организации бухгалтерского учета руководитель учреждения, на которого возложена ответственность за это, в зависимости от объема учетной работы может выбрать одну из четырех установленных законом форм:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Ниже подробно рассматриваются установленные законодательством формы организации бухгалтерского учета.
При этом, отмечая положительные стороны каждой из форм организации бухгалтерского учета, принимается допущение, что сотрудники, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета в той или иной форме, должны иметь высокую квалификацию, а в учреждении предусмотрены мероприятия по материально-техническому и программно-информационному обеспечению учетного процесса.
1. Учреждение бухгалтерской службы
Как было отмечено выше, в соответствии с положениями статьи 6 Закона № 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководитель учреждения, в том числе учреждения с большим объемом учетной работы, может выбрать данную форму организации бухгалтерского учета.
Данная форма организации бухгалтерского учета в Законе № 129-ФЗ выделена отдельно от формы организации бухгалтерского учета путем введения в штат учреждения должности бухгалтера. Поэтому бухгалтерская служба - это, в зависимости от масштабов учреждения, его структурное подразделение (группа, отдел, управление бухгалтерского учета, возглавляемое главным бухгалтером, и любое другое), на которое возложены функции ведения учета движения средств и формирования отчетности учреждения.
Данная форма организации бухгалтерского учета имеет ряд преимуществ, среди которых можно назвать следующие:
- ведение бухгалтерского учета непосредственно в учреждении позволяет в оперативном порядке контролировать соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, целесообразность и рациональное использование его материальных, трудовых и финансовых ресурсов, наличие и движение имущества и обязательств;
- оперативное обеспечение руководителя учреждения и вышестоящих органов информацией, необходимой для принятия управленческих решений, в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
- осуществление совместно с другими структурными подразделениями учреждения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- специализация сотрудников бухгалтерской службы позволяет достигать высокого уровня их квалификации на конкретных участках учета, что повышает качество учетного процесса;
- обеспечение взаимозаменяемости на период отсутствия отдельных специалистов бухгалтерской службы.
Однако при выборе данной формы организации бухгалтерского учета у учреждений могут возникнуть следующие проблемы:
- недостаточный объем бюджетных средств, предусмотренных в бюджетной смете, субсидией на выполнение государственного задания для введения дополнительных штатных единиц по сравнению с типовыми штатными нормативами учреждения конкретного типа и вида;
- недостаточный объем бюджетных средств (часто полное отсутствие таких средств), предусмотренных в бюджетной смете, субсидией на выполнение государственного задания для технического, программного и информационного обеспечения учетного процесса;
- несоответствие уровня должностных окладов работников бюджетной сферы требованиям к квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и предполагаемому объему учетной работы;
- увеличение бюджетных расходов соответствующего бюджета на введение дополнительных ставок специалистов бухгалтерской службы и создание материально-технической базы для ведения бухгалтерского учета.
Поэтому при выборе данной формы организации бухгалтерского учета необходимо учитывать сложившиеся объективные условия и финансовые возможности конкретного учреждения. Данная форма организации бухгалтерского учета будет более доступна учреждениям с большим объемом учетной работы, имеющим наряду с достаточным объемом бюджетного финансирования дополнительный источник дохода от приносящей доход деятельности.
2. Введение в штат должности бухгалтера
Второй вариант формы организации бухгалтерского учета - введение в штат сотрудников учреждения должности бухгалтера и ведение бухгалтерского учета непосредственно в учреждении имеет следующие преимущества в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения:
- создает условия для оперативного контроля за соблюдением законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, за целесообразностью и рациональным использованием его материальных, трудовых и финансовых ресурсов, наличием и движением имущества и обязательств;
- создает возможность для представления в оперативном порядке руководителю учреждения и вышестоящим органам информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
- создает возможность осуществления совместно с другими структурными подразделениями учреждения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Однако при выборе данной формы организации бухгалтерского учета у учреждений могут возникнуть следующие проблемы:
- недостаточный объем бюджетных средств, предусмотренных в бюджетной смете, субсидией на государственное задание для введения дополнительных штатных единиц по сравнению с типовыми штатными нормативами учреждения конкретного типа и вида;
- недостаточный объем бюджетных средств (часто полное отсутствие таких средств), предусмотренных в бюджетной смете, субсидией на государственное задание для технического, программного и информационного обеспечения учетного процесса;
- несоответствие уровня должностных окладов работников бюджетной сферы требованиям к квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и предполагаемому объему учетной работы;
- увеличение бюджетных расходов соответствующего бюджета на введение дополнительных ставок специалистов бухгалтерской службы и создание материально-технической базы для ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, руководителю учреждения при принятии решения о ведении учета на базе учреждения силами одного бухгалтера придется столкнуться и со следующей проблемой. Необходимо учитывать, что работа специалиста в области бухгалтерского учета на сегодняшний день является творческой и многогранной. Постоянные изменения законодательства по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения требуют оперативного и правильного их внедрения в учетный процесс. В связи с этим бухгалтер учреждения должен иметь не только высокий уровень знаний в области экономики, финансов и налогообложения, но и владеть навыками непрерывного самообразования. Поэтому на должность бухгалтера следует привлекать специалистов с максимально высокой профессиональной подготовкой и квалификацией, а функциональная нагрузка на специалиста, самостоятельно ведущего бюджетный учет в учреждении, будет максимальной. При наличии специалиста такой квалификации перед руководителем встанет проблема обеспечения ему соответствующего уровня оплаты труда.
При этом, для того чтобы занимать должность главного бухгалтера, квалификация специалиста должна соответствовать очень высоким требованиям, установленным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37. Кроме того, должны одновременно выполняться следующие требования к квалификации главного бухгалтера:
- высшее профессиональное (экономическое) образование;
- стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Из вышеуказанного следует, что достаточно сложно найти специалиста, квалификация которого соответствует перечисленным выше требованиям, предъявляемым к должности главного бухгалтера, которого бы удовлетворяла установленная система оплаты труда.
Еще одной проблемой является сложность замены сотрудника, осуществляющего ведение бухгалтерского учета, на период его очередного отпуска или болезни и т.п. с целью обеспечения непрерывности бухгалтерского учета, а также соблюдения установленных законодательством Российской Федерации сроков представления отчетности.
Учитывая, что в соответствии с типовыми штатными нормативами не в каждом учреждении предусмотрена ставка бухгалтера, самостоятельность руководителя учреждения в выборе данной формы организации бухгалтерского учета, так же как и в предыдущем рассмотренном случае, ограничена. Выбор формы организации бухгалтерского учета зависит от решения главных распорядителей средств областного бюджета и органов местного самоуправления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на оплату труда, на создание материально-технической базы для ведения бухгалтерского учета в учреждении.
3. Выбор ведения бухгалтерского учета на договорных началах
централизованной бухгалтерией, бухгалтером-специалистом
3.1. Централизованная бухгалтерия
Выбор руководителем учреждения данной формы организации бухгалтерского учета напрямую зависит от того, будет ли создано соответственно государственное или муниципальное учреждение, в уставе которого или в положении о котором предусмотрен такой вид деятельности, как деятельность в области бухгалтерского учета.
Вопросы создания государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится создание муниципальных учреждений. Финансирование созданных муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа, установление тарифов на предоставляемые ими услуги и выполняемые ими работы, если иное не предусмотрено федеральными законами, также относится к компетенции органов местного самоуправления.