ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2009 года № 196
(с изменениями на 13 января 2012 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.07.2009 № 543;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 847;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.06.2010 № 366;
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.11.2010 № 757;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.02.2011 № 131;
постановлением Правительства Нижегородской области от 14.06.2011 № 446;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.08.2011 № 656;
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2011 № 977;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.01.2012 № 5
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", в целях более эффективного расходования бюджетных средств Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 385 "Об утверждении областной целевой программы "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2008-2010 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2008 года № 57 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 385 "Об утверждении среднесрочной областной целевой программы "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2008-2010 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 22 июля 2008 года № 293 "О внесении изменений в среднесрочную областную целевую программу "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2008-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 385";
пункты 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 9 октября 2008 года № 450 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года № 460 "О внесении изменений в областную целевую программу "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2008-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 385";
постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2008 года № 618 "О внесении изменений в областную целевую программу "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2008-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 385".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Лебедева. (Пункт 3- в ред. постановления Правительства области от 30.07.2009 № 543- см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П.Шанцев
(Областная целевая программа изложена в новой редакции
постановлением Правительства области от 28.02.2011 № 131)
Областная целевая программа
"Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования,
находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных
сооружений на них на 2009-2011 годы"
(далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 14.06.2011 № 446;
постановления Правительства области от 24.08.2011 № 656;
постановления Правительства области от 30.11.2011 № 977;
постановления Правительства области от 13.01.2012 № 5)
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы" | ||||
1.2. Основание для разработки Программы | Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" | ||||
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство строительства Нижегородской области | ||||
1.4. Основные разработчики Программы | министерство строительства Нижегородской области; государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ НО "ГУАД") | ||||
1.5. Основная цель Программы | сохранение сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области (далее - автодороги, автомобильные дороги), и искусственных сооружений на них, обеспечение их транспортно-эксплуатационных показателей на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей пользователей автодорог с учетом приоритетов социально- экономического развития Нижегородской области, на основе своевременного и качественного выполнения работ по ремонту и содержанию автодорог и искусственных сооружений на них | ||||
1.6. Основные задачи Программы | 1. Обеспечение ежегодного ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. 2. Повышение безопасности дорожного движения. | ||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | срок реализации Программы - 2009-2011 годы. | ||||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы (Пункт 1.8- в ред. постановления Правительства области от 13.01.2012 № 5- см. предыдущую редакцию) | министерство строительства Нижегородской области; ГКУ НО "ГУАД"; подрядные организации, отобранные в установленном порядке на основе действующего законодательства | ||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Источники финансирования | Годы | |||
(Пункт 1.9- в ред. постановления Правительства области от 13.01.2012 № 5- см. предыдущую редакцию) | 2009 - 1-й год реализации Программы | 2010 - 2-й год реализации Программы | 2011 - 3-й год реализации Программы | Всего за период реализации Программы | |
Всего, тыс.руб., в том числе: | 2422444 | 2064944 | 2363981,800 | 6851369,800 | |
Областной бюджет, в том числе: | 2422444 | 2064944 | 2363981,800 | 6851369,800 | |
Прочие расходы | 2339734 | 2054509,568 | 2351089,731 | 6745333,299 | |
НИОКР | 1210 | 0 | 0 | 1210 | |
Капвложения | 81500 | 10434,432 | 12892,069 | 104826,501 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы (Пункт 1.10- в ред. постановления Правительства области от 13.01.2012 № 5- см. предыдущую редакцию) | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области; оперативный контроль за исполнением Программы осуществляет министерство строительства Нижегородской области и ГКУ НО "ГУАД" (по согласованию); формой контроля служит ежемесячный отчет о ходе реализации Программы, который представляется государственным заказчиком на основе данных исполнителей Программы | ||||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы (Пункт 1.11-в ред. постановлений Правительства области от 14.06.2011 № 446; от 24.08.2011 № 656; от 30.11.2011 № 977; от 13.01.2012 № 5- см. предыдущую редакцию) | на конец реализации Программы планируется достигнуть значения индикаторов цели: - уровень паспортизации автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, составит 99,96%; - протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, отвечающих нормативным требованиям,составит составит 3007 км; - количество аварийных мостов сократится до 26 шт., водопропускных труб - до 260 шт.; - дорожно-транспортные происшествия по причине сопутствующих дорожных условий в общем количестве ДТП снизятся до 15,4% |
_________________________________
По тесту Программы слова "ГУ "ГУАД НО"" заменены словами "ГКУ НО "ГУАД"" постановлением Правительства области от 13.01.2012 № 5
_________________________________
Дорожное хозяйство Нижегородской области - одно из крупнейших в Российской Федерации. По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородская область (далее - область, регион) входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.
Рисунок 1
Структура сети автомобильных дорог Нижегородской области
(по состоянию на 1 января 2009 года)
Протяженность общей сети автомобильных дорог Нижегородской области (без учета автомобильных дорог местного значения) на 1 января 2009 года составила 17075 км, включая 458 км (2,689%) автомобильных дорог федерального значения, 13127 км (76,88%) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и 3490 км (20,44%, данные на 1 января 2008 года) - частных автомобильных дорог (рисунок 1).
На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2009 года расположено 876 мостов общей протяженностью 33554 п.м, из них: 751 капитальный, 125 деревянных и 10343 водопропускные трубы общей протяженностью 156791 п.м.
Несмотря на накопленный потенциал, в дорожном хозяйстве области немало проблем. В качестве основных проблем дорожного хозяйства Нижегородской области необходимо отметить:
1. Снижение объемов ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и расположенных на них искусственных сооружений.
2. Наличие искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии.
3. Возникновение и рост в отдельные годы количества дорожно-транспортных происшествий в связи с плохими дорожными условиями.
Снижение объемов ремонта автодорог началось с 1998 года. К уровню 2002 года объемы ремонта уменьшились в 2,9 раза: с 755,5 км в 2002 году до 261 км в 2008 году (рисунок 2).
Рисунок 2
Ремонт автодорог и сооружений на них в период с 2002 по 2008 годы
Снижение объемов ремонта автодорог привело к увеличению ежегодного объема недоремонта, который по сравнению с объемом, требуемым по нормативным межремонтным срокам, увеличился с 59% в 2002 году до 86% в 2008 году (рисунок 3). Накопленный на конец 2008 года объем недоремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, составил 73,3%. Средний износ автомобильных дорог по Нижегородской области составил 44%. С 2007 года произошли определенные положительные изменения в сложившейся за предыдущие годы тенденции снижения объемов ремонта, которые связаны с применением современных технологий ремонта автодорог способом устройства поверхностной обработки.
Рисунок 3
Сравнение объемов ремонтов областных автодорог за 2002-2008 годы
До 2004 года не было ярко выраженной положительной либо отрицательной тенденции, характеризующей ремонт искусственных дорожных сооружений. Она носила больше скачкообразный характер. Это связано с тем, что в отдельные годы, а именно: в 1998 году и 2003 году, были введены в эксплуатацию искусственные сооружения, ремонт которых продолжался несколько лет. Наиболее существенное снижение объемов ремонта мостовых переходов началось с 2004 года и продолжилось до 2007 года. В 2004 году объемы ремонта мостов по сравнению с уровнем 2003 года уменьшились на 581 п.м (58%), в 2005 году - на 220,4 п.м (52,5%) по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году - на 106,6 п.м (53,4%) по сравнению с 2005 годом. Рост почти в 20 раз объемов ремонта в 2007 году связан с вводом в эксплуатацию после ремонта крупного моста через реку Волгу на автодороге Н.Новгород - Шахунья - Киров (I пусковой комплекс) (рисунок 2).
Снижение объемов ремонта искусственных сооружений повлияло на ухудшение их технического состояния. За период 2003-2006 годы удельный вес аварийных мостов увеличился с 4,04% до 5%. Доля аварийных водопропускных труб в 2006 году по сравнению с показателем 2004 года снизилась с 3,65% в 2004 году до 3% в 2006 году. В то же время доля водопропускных труб, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, за этот период возросла на 2%. Только за счет увеличения финансирования ремонтных работ в 2007-2008 годах удалось изменить ситуацию. На конец 2008 года количество аварийных мостов сократилось на 7,5% по сравнению с состоянием на начало года, а количество водопропускных труб с неудовлетворительным техническим состоянием - на 1% (рисунок 4).
Рисунок 4
Структура искусственных сооружений (по количеству) по уровню
технического состояния на 1 января 2009 года
Структура мостовых переходов (по количеству) по уровню технического состояния | Структура водопропускных труб (по количеству) по уровню технического |
Снижение объемов ремонта автодорог и недостаточный уровень технического состояния искусственных дорожных сооружений оказали существенное влияние на возникновение другой проблемы - аварийности на дорогах. В 2008 году на автодорогах было зарегистрировано 1380 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), из которых 215 (15,6%) совершено по причинам, связанным с дорожными условиями.
Из-за плохого состояния автодорог либо их недостаточного оснащения элементами обустройства в 2008 году в Нижегородской области погибло 30 человек и 318 человек получили ранения. Основной причиной ДТП по сопутствующим дорожным условиям являются низкие сцепные качества покрытия (22,3% ДТП). К другим существенным причинам относятся: недостаточное освещение автодорог, отсутствие горизонтальной разметки. На состояние дорожной сети существенное влияние оказывает интенсивность движения, увеличение нагрузки на автодороги. За последние 5 лет объем отправленных грузов из Нижегородской области увеличился в 1,6 раза, уровень автомобилизации населения - в 1,4 раза. При таких темпах роста транспортных потоков и сохранении технических параметров и ежегодных объемов ремонта существующей сети в ближайшие пять лет большинство основных автодорог области будут работать на пределе пропускной способности.
Основной причиной возникновения данных проблем является снижение объемов финансирования дорожного хозяйства Нижегородской области, вызванное изменением налогового законодательства. В период с 2002 по 2007 годы финансирование дорожных работ осуществлялось за счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда (далее - ТДФ), собираемость налоговых и неналоговых платежей которого за этот период сократилась на 9,62% (с 3623,2 млн. руб. в 2002 году до 3274,74 млн. руб. в 2007 году), а с учетом инфляционных процессов - в 2,1 раза.
В таких условиях основной задачей отрасли стало сохранение в эксплуатационном состоянии действующей сети автомобильных дорог.
Расходы на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них с 2002 по 2008 годы изменились незначительно (ниже фактического уровня инфляции): с 893,1 млн.руб. в 2002 году, 983,6 млн.руб. в 2003 году, 707,1 млн.руб. в 2004 году, 797,5 млн.руб. в 2005 году, 1074,1 млн.руб. в 2006 году, 1227,8 млн.руб. в 2007 году и 1329,08 млн.руб. в 2008 году.
Расходы на ремонт были уменьшены с 1391,7 млн.руб. в 2002 году до 477,12 млн.руб. в 2006 году. В 2007 году в связи с утверждением постановлением Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2007 года № 134 областной целевой программы "Восстановление изношенных слоев покрытий автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижегородской области, способом устройства поверхностной обработки на 2007 год" и увеличения доходной части ТДФ сверх запланированного уровня финансирование ремонтных работ возросло до 1451,29 млн. руб. В 2008 году расходы на ремонт составили 1316,86 млн. руб., то есть ниже уровня 2002 года.
Программа предполагает для ликвидации накопленного недоремонта автомобильных дорог за "жизненный цикл" дороги в соответствии с межремонтными сроками выполнять наряду с капитальным ремонтом и ремонтом автодорог работы по восстановлению изношенных слоев покрытий участков автодорог способом устройства поверхностной обработки, стоимость которых по сравнению с ремонтом ниже в среднем за период 2009-2011 годы в 1,3 раза.
Основная цель Программы - сохранение сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них, обеспечение их транспортно-эксплуатационных показателей на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей пользователей автодорог с учетом приоритетов социально-экономического развития Нижегородской области, на основе своевременного и качественного выполнения работ по ремонту и содержанию автодорог и искусственных сооружений на них.
Цель Программы носит стратегический характер и направлена в первую очередь на обеспечение социально-экономического развития Нижегородской области, повышение ее инвестиционной привлекательности и ускорение интеграции в российское и мировое экономическое пространство.