ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2007 года № 134


Об утверждении областной целевой программы "Восстановление
изношенных слоев покрытий автомобильных дорог общего
пользования, относящихся к собственности Нижегородской
области, способом устройства поверхностной
обработки на 2007 год"

(с изменениями на 2 октября 2007 г.)

--------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2007 № 354
--------------------------------------------------------

 

В соответствии с Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 2 марта 2007 года), в целях более эффективного расходования бюджетных средств для сохранения сети автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижегородской области, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Восстановление изношенных слоев покрытий автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижегородской области, способом устройства поверхностной обработки на 2007 год" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области при внесении изменений в Закон Нижегородской области от 13 декабря 2006 года № 153-З "Об областном бюджете на 2007 год" (с изменениями на 1 февраля 2007 года) предусмотреть средства на реализацию мероприятий Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И.Лимаренко.



И.о. Губернатора                                                                                  С.А. Потапов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 25.04.2007 № 134


Областная целевая программа
"Восстановление изношенных слоев покрытий автомобильных дорог
общего пользования, относящихся к собственности
Нижегородской области, способом устройства
поверхностной обработки на 2007 год"
(далее - Программа)

(в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354)

Паспорт Программы

1. Наименование Программы

областная целевая программа "Восстановление изношенных слоёв покрытий автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижегородской области, способом устройства поверхностной обработки на 2007 год"

2. Основание для разработки Программы

протокол оперативного совещания Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от 18 января 2007 года № 17/07

3. Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

4. Основные разработчики Программы

министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области

государственное учреждение "Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области" (по согласованию)

5. Основная цель Программы

сохранение сети автомобильных дорог общего пользования, относящиеся к собственности Нижегородской области (далее - автомобильные дороги), обеспечение их транспортно- эксплуатационных показателей на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей пользователей автомобильных дорог (далее - автодорог) с учетом приоритетов социально-экономического развития Нижегородской области, увеличение межремонтных сроков эксплуатации автодорог на основе своевременного и качественного выполнения работ по ремонту с применением качественных строительных материалов и технологий

6. Основные задачи Программы

- обеспечение ежегодного объема ремонта автомобильных дорог;

- повышение безопасности дорожного движения путем повышения сцепных качеств покрытия;

- применение новых технологий по производству каменных материалов, органических вяжущих и устройству покрытия;

- создание на территории Нижегородской области базы по производству высококачественных каменных материалов "узких" фракций

7. Сроки и этапы реализации Программы

2007 год

8. Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области, ГУ "Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области" (по согласованию), ГП "Нижегородский капитал" (по согласованию), подрядные организации, выбранные на конкурсной основе
(Пункт 8 - в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

9. Предполагаемые источники финансирования мероприятий Программы

областной бюджет: 2007 год - 531679 тыс. рублей

(Пункт 9 - в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)



10. Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляют: министерство экономики Нижегородской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, министерство инвестиционной политики Нижегородской области
оперативный контроль за исполнением Программы осуществляют: ГУ "Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области" (по согласованию), ГП "Нижегородский капитал" (по согласованию)

(Пункт 10 - в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

11. Индикаторы

наименование

единицы

Значения индикаторов целей

целей и показатели результативности решения задач Программы

индикаторов целей

измерения индикаторов целей

на момент разработки Программы

по окончании реализации Программы

без програм- много вмеша- тельства (после предпола- гаемого срока реализации Программы)

Уровень недоремонта автодорог;

%

75

60

75

Межремонтные сроки;

лет

5

8

5

Количество ДТП по причине неудовлет- ворительных дорожных условий в год;

845

590

845

Восстановление изношенных слоев дорожного покрытия;

км

127

Повышение сцепных качеств дорожного покрытия (коэффициент сцепления)

0,1

0,3

0,1


Содержание Программы



   1. Содержание проблемы

Дорожное хозяйство Нижегородской области - одно из крупнейших в Российской Федерации.

По протяженности дорог Нижегородская область (далее - область, регион) входит в первую шестерку субъектов Российской Федерации и первую тройку регионов Приволжского федерального округа. Протяженность общей сети автомобильных дорог Нижегородской области по состоянию на 1 января 2007 года составила 18370 км, включая 458 км (2,49%) автодорог федерального значения, 13127 км (71,46%) дорог, относящихся к собственности Нижегородской области и 4785 км. (26,05%, данные на 01.01.2006) - ведомственных и частных дорог.

Несмотря на накопленный потенциал, в дорожном хозяйстве области, начиная с 2003 года, возникло не мало проблем, связанных с сокращением финансирования отрасли. Так налоговые и неналоговые доходы Территориального дорожного фонда сократились на 33,4% (c 3623,2 млн. руб. в 2002 году до 2411,6 млн. руб. в 2006 году), а с учетом инфляционных процессов - в 2,5 раза. В таких условиях основной задачей отрасли стало сохранение в эксплуатационном состоянии действующей сети автомобильных дорог. Расходы на содержание автодорог и сооружений на них за этот период изменились незначительно: 893,1 млн. руб. в 2002 году, 983,6 млн. руб. в 2003 году, 707,1 млн. руб. в 2004 году, 797,5 млн. руб. в 2005 году и 1074,1 млн. руб. в 2006 году, а их доля в структуре расходов увеличилась с 22,8% в 2002 году до 41,3% в 2006 году. Расходы на ремонт пришлось уменьшить с 1391,7 млн. руб. (35,5% в структуре расходов) в 2002 году до 477,12 млн. руб. (16,8%) в 2006 году.

Снижение финансирования дорожной отрасли предопределило уменьшение объемов ремонта автодорог и искусственных сооружений. Объем ввода в эксплуатацию автодорог после ремонта за период с 2003 года по 2006 год сократился в 18,6 раза (с 642 км в 2003 году до 34,5 км в 2006 году), а мостовых переходов - в 10,8 раза (1001 п.м. в 2003 году до 92,99 п.м. в 2006 году). В результате ежегодный объем недоремонта автодорог по сравнению с объемами, требуемыми по нормативным межремонтным срокам, в соответствии с ВСН 41-88 - 1865 км в год, увеличился с 59% в 2002 году до 75% в 2006 году.

Кроме этого, факторами, "тормозящими" дальнейшее реформирование дорожного хозяйства и обуславливающими слабую инвестиционную привлекательность отрасли, являются:

- годовой цикл финансирования дорожно-строительных работ. В этих условиях предприятия (организации) не имеют стимулов и возможностей инвестировать в развитие производственных мощностей и внедрение новых технологий, рассчитанных на долгосрочную перспективу;

- непривлекательность содержания и ремонта автодорог для частных исполнителей из-за хронического недофинансирования затрат на эти цели в связи с отсутствием утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов;

- отсутствие в рамках краткосрочных контрактов стимулов к снижению удельных издержек на основе повышения качества, внедрения новых технологий и материалов.

В связи с низким качеством дорожно-строительных материалов, в частности органических вяжущих, применением каменных материалов "широких" фракций в составе асфальтобетонных смесей, увеличением динамических нагрузок на покрытие вследствие роста количества грузовых перевозок и интенсивности движения транспорта, применение традиционных технологий устройства конструктивных слоёв уже не обеспечивает необходимой сдвигоустойчивости покрытий при эксплуатации автомобильных дорог. Кроме того, отсутствие на территории Нижегородской области современной базы по производству высококачественных каменных материалов для покрытий автодорог отдаляет перспективу приведения дорожной сети в соответствие с требованиями нормативных документов и в безопасное для движения состояние.

В сложившихся условиях устройство поверхностной обработки представляет собой наиболее сбалансированный в плане сроков производства, затрат и получаемого эффекта способ повышения эксплуатационных качеств автомобильных дорог, в частности увеличения прочности, износостойкости, сцепных качеств покрытия, повышения безопасности дорожного движения. Создание на территории области базы по производству высококачественных каменных материалов "узких" фракций поможет существенно ускорить этот процесс.

   2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - сохранение действующей сети автомобильных дорог, обеспечение их транспортно-эксплуатационных показателей на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей пользователей автодорог с учетом приоритетов социально-экономического развития области, на основе своевременного и качественного выполнения работ по ремонту автодорог.

Цель Программы носит стратегический характер и направлена в первую очередь на обеспечение социально-экономического развития Нижегородской области, повышение ее инвестиционной привлекательности и ускорение интеграции в федеральное и мировое экономическое пространство.

Реализация стратегической цели Программы может быть осуществлена за счет решения основных и дополнительных (сопутствующих) задач, стоящих перед дорожной отраслью.

К основным задачам относятся:

1. Обеспечение ежегодного объема ремонта автодорог в соответствии с требуемыми по нормативам межремонтными сроками.

2. Повышение безопасности дорожного движения путем повышения сцепных качеств покрытия.

3. Применение новых технологий по производству каменных материалов, органических вяжущих и устройству покрытия.

4. Создание на территории Нижегородской области современной базы по производству высококачественных каменных материалов для производства асфальтобетонов и устройства поверхностной обработки.

   3. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы - 2007 год.

   4. Технико-экономическое обоснование

  4.1. Выбор и обоснование проблем для программной разработки

Одной из основных проблем дорожного хозяйства Нижегородской области является сокращение объемов ремонта автомобильных дорог. Снижение объемов ремонта автомобильных дорог началось с 1998 года, когда ввод в эксплуатацию отремонтированных автодорог по сравнению с 1997 года сократился на 17,9%. Начиная с 2003 года данная тенденция усилилась.

За период с 2003 года по 2006 год объемы ремонта дорог уменьшились в 18 раз: с 642 км в 2003 году до 34,5 км в 2006 году, а объем недоремонта дорог по сравнению с требуемым по нормативным межремонтным срокам ВСН 41-88 в 2006 году увеличился до 75%. Ежегодный недоремонт автодорог влияет на ухудшение их технико-эксплуатационных показателей и способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, связанных с плохими дорожными условиями.

Основной причиной обострения негативной тенденции с 2003 года является снижение объемов финансирования дорожного хозяйства Нижегородской области в связи с изменением налогового законодательства. В результате в 2003 году налоговые доходы, формирующие территориальный дорожный фонд, снизились по сравнению с 2002 годом на 1273,5 млн. руб. (35,5%). В последующий период ситуация изменилась незначительно. Так, в 2006 году налоговые доходы территориального дорожного фонда (2406,3 млн. руб.) снизились по сравнению с уровнем 2002 года (3591,3 млн. руб.) на 33%.

Решение данной проблемы возможно за счет постепенного ежегодного увеличения объемов ремонта дорог и выхода к 2020 году на объемы ремонта, требуемые по нормативным межремонтным срокам, рассчитанным в соответствии с ВСН 41-88 в размере 1865 км в год. При этом на 2007 год объем ремонта дорог должен составить 229 км против 102 км, предусмотренных Программой финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них на 2007 год, утвержденной Законом Нижегородской области от 13 декабря 2006 года № 153-З "Об областном бюджете на 2007 год" (далее - Программа финансирования на 2007 год). На реализацию данного варианта решения проблемы потребуется дополнительно 732,1 млн. руб. средств областного бюджета.

Другим вариантом решения проблемы является применение современных ремонтозамещающих технологий, в частности технологии восстановления изношенных слоев покрытий автодорог способом устройства поверхностной обработки. При этом варианте объем ремонтных работ, не предусмотренный утвержденной Программой финансирования на 2007 год, то есть 127 км, предлагается выполнить методом поверхностной обработки, стоимость которого по сравнению с ремонтом ниже в среднем в 1,8 раза. На реализацию данного варианта решения проблемы, то есть выполнения ремонта 102 км дорог и 127 км - методом поверхностной обработки потребуется дополнительно 531 679 млн. руб. (в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

Таким образом, экономия бюджетных средств в результате реализации предлагаемого варианта решения проблемы ликвидации недоремонтов автодорог за счет применения технологии поверхностной обработки по сравнению с традиционным вариантом увеличения объемов ремонта только в 2007 году составит 313,8 млн. руб.

 4.2. Отличительные особенности Программы

Развитие дорожной отрасли России традиционно двигается по экстенсивному пути, и, как следствие, мало уделяется внимания использованию новых технологий и применению новейших дорожно-строительных материалов. Положение усугубляется отсутствием или кардинальным сокращением профессиональных кадров, владеющих передовыми технологиями ремонта и содержания автомобильных дорог и крайне ограниченным числом организаций их применяющих. В существующих финансовых и технических условиях реализация традиционного подхода к объектам ремонта и содержания автомобильных дорог невозможна.

Осуществление основных направлений деятельности по реализации Программы предполагается осуществлять за счет применения инновационных технологий при содержании и ремонте автодорог и применения местных строительных материалов. Применение инновационных технологий позволит обеспечить необходимое качество выполнения работ, повысить срок службы и межремонтных сроков, сократить текущие затраты на восстановление и мелкий ремонт. Применение местных материалов, в том числе продукцию ОАО "Новомирский горно-обогатительный комбинат" позволит значительно сократить расходы на ввозимые строительные материалы (щебень), увеличить налогооблагаемую базу, поддержать местных производителей, более эффективно расходовать бюджетные средства.

Предлагаемая Программа восстановления изношенных слоёв покрытий автомобильных дорог Нижегородской области способом устройства поверхностной обработки основывается на применении ремонтозамещающей технологии "поверхностного покрытия", которая позволяет восстановить слой износа, улучшить ровность поверхности и продлить срок службы дорожного покрытия на 3-5 лет. Стоимость поверхностной обработки с укреплением обочин составляет 2-2,8 млн. руб./км, (для примера, стоимость ремонта 1 км автодорог варьируется в пределах 6-9 млн. руб.). Таким образом, за те же средства, выделяемые на ремонт автодорог, за счет применения поверхностной обработки можно обработать в 3,5 раза больше автодорог.

Фактически поверхностную обработку можно рассматривать как новационную (промежуточную) технологию, обеспечивающую необходимое качество состояния автодорог и позволяющую отсрочку проведения капитального ремонта.      

   4.3. Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий Программы

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 2007 года. Предполагаемые затраты на реализацию Программы оцениваются в 531679 тыс. рублей. (в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

Указанные средства складываются из имеющегося объема дорожных работ и наличия проектно-сметной документации, а так же возможности освоения данных средств в течение рабочего периода 2007 года. В указанные средства входит выполнение ремонтных работ в 8 муниципальных районах и 1 городском округе Нижегородской области и модернизация и приобретение соответствующего оборудования. (в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

Для успешной реализации Программы в течение 2007 года необходимо привлечение финансовых, технических и кадровых ресурсов.

Финансирование Программы предполагается осуществить за счет средств областного бюджета. Необходимая проектная документация на выполнение ремонтных работ имеется.

Имеющийся опыт и производственные мощности подрядных организаций позволяют осуществить необходимый комплекс работ в течение 2007 года. Привлечение подрядных организаций к выполнению работ будет осуществляться исключительно на конкурсной основе.

Предполагаемый объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 531679 тыс. рублей (таблицы 1 и 2).  (в ред. постановления Правительства области от 02.10.2007 № 354- см. предыдущую редакцию)

(Таблица 1 - изложена в новой редакции
постановлением Правительства области
от 02.10.2007 № 354)

Таблица 1


Расходы
на восстановление изношенных слоёв покрытий способом устройства поверхностной
обработки на автомобильных дорогах общего пользования в Богородском, Борском,
Б.Мурашкинском, Балахнинском, Кстовском, Княгининском, Семёновском,
Краснобаковском районах и г.Дзержинск Нижегородской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»