ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 16 января 2013 года N 3

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Указов Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144, от 08.12.2015 N 209)

Руководствуясь Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую региональную стратегию действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).

2. Определить Министерство образования Омской области уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области по реализации Региональной стратегии.

3. Министерству образования Омской области совместно с Министерством труда и социального развития Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка до 25 февраля 2013 года разработать и представить на утверждение Губернатору Омской области План первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии с 2013 по 2014 годы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Региональной стратегии.

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области В.Ю. Синюгина.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144)


Губернатор Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к Указу Губернатора
Омской области
от 16 января 2013 года N 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы

(в ред. Указов Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144, от 08.12.2015 N 209)


I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.

Одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, является повышение качества жизни населения Омской области, развитие человеческого потенциала. В этой связи актуальным является принятие региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия), разработанной в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144)

Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики Омской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов развития Российской Федерации и Омской области.

На территории Омской области принимаются комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, улучшению положения детей, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними.

В рамках государственной программы Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п, государственной программы Омской области "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 251-п, государственной программы Омской области "Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 254-п, государственной программы Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п, государственной программы Омской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п, государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 265-п, реализуются мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения среди несовершеннолетних, привлечение их к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Омской области. Соответствующие программы и комплексные планы реализуются органами местного самоуправления муниципальных образований Омской области.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144)

Программно-целевой подход позволяет объединить усилия и ресурсы различных учреждений и органов государственной власти Омской области, реализовать комплекс наиболее значимых мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, что позволяет принимать более эффективные меры по улучшению положения детей в Омской области, созданию наиболее благоприятных условий для их развития во всех сферах жизнедеятельности.

В результате принятых мер в Омской области наблюдаются позитивные тенденции к увеличению рождаемости и снижению детской смертности, улучшению социально-экономического положения семей с детьми, повышению доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличению числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

У детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Омской области, обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2012 году количество выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с 2009 годом сократилось на 366 человек. Актуальными остаются проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: 25% преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

(в ред. Указов Губернатора Омской области от 21.08.2015 N 144, от 08.12.2015 N 209)

В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Омской области, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Региональная стратегия имеет следующие основные цели:

1) оказание услуг, способствующих защите прав детей;

2) содействие искоренению всех форм насилия в отношении детей;

3) обеспечение соблюдения прав детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении (далее - уязвимые категории детей).

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 08.12.2015 N 209)

Реализацию Региональной стратегии планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

1) семейная политика детствосбережения;

2) доступность качественного образования, культурное развитие и информационная безопасность детей;

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 08.12.2015 N 209)

3) охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни;

4) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе;

5) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей;

6) дети - участники реализации Региональной стратегии;

7) механизм реализации Региональной стратегии.

1. Основные проблемы в сфере детства на территории Омской области


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности населения Омской области при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


2. Ключевые принципы Региональной стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Создание в Омской области условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающимся в ней семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка. В Омской области должна быть сформирована эффективная система защиты прав ребенка, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Обеспечение максимальной реализации потенциала каждого ребенка, условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его воспитания, образования и социализации, самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Охрана здоровья каждого ребенка. В Омской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Внедрение и развитие технологий помощи, ориентированных на развитие собственных ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка.

В Омской области необходимо ввести новые эффективные технологии социальной работы, предоставляющие возможность населению Омской области участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами и направленные на поиск нестандартных экономических решений.

Уделение особого внимания уязвимым категориям детей. При разработке и внедрении форм работы с детьми, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество, достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей, создание условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Омской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.


II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации

В период между всероссийскими переписями населения Омской области 2002 и 2010 годов число детей в возрасте до 18 лет в Омской области сократилось более чем на 100 тыс. человек и составило 367,3 тыс. человек.

В настоящее время для многих жителей Омской области типичными чертами демографического поведения являются отход от традиционных семейных ценностей, ориентация на семейные отношения, не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния, снижение значимости установки на здоровый образ жизни, что способствует распространению социального неблагополучия семей, сопровождающегося такими негативными явлениями, как пьянство, алкоголизм, наркозависимость, социальное сиротство.

С 2007 года среди малоимущих граждан, проживающих на территории Омской области, ежегодно увеличивается удельный вес детей в возрасте до 16 лет. Наиболее остро проблема бедности стоит перед неполными и многодетными семьями.

В настоящее время в Омской области государственная поддержка населения Омской области (семей с детьми) носит адресный характер и направлена на улучшение социально-экономического положения указанной категории граждан.

В целях выявления и учета семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, оперативного межведомственного обмена информацией об индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в Омской области создан единый банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных СОП).

Динамика семей, состоящих на учете в банке данных СОП, за период с 2009 по 2011 годы имеет тенденцию к уменьшению в среднем на 5% ежегодно (2009 год - 4521 семья, 2010 год - 4243 семьи, 2011 год - 4080 семей). Вместе с тем ежегодно признаются находящимися в социально опасном положении около 1000 семей. Более половины детей, находящихся в социально опасном положении, проживают в неполных семьях.

При нарушении прав ребенка в семье организуется помощь на основе технологий раннего выявления кризиса и работы психологов, социальных педагогов, социальных работников, так как для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития приоритетными являются меры, не связанные с изъятием ребенка из семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке.

Дефицит предложений профилактических услуг для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей в сфере здравоохранения, образования, молодежной политики и социальной защиты населения Омской области приводит к тому, что во многих случаях не удается предотвратить нарастание семейного кризиса, социальное сиротство.

Проблемы социального сиротства, безнадзорности, жестокого обращения с детьми не могут быть решены без активизации профилактической направленности социальной работы. Технологии работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены, в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации, к пренебрежению нуждами ребенка, проявлениям насильственных методов воспитания, жестокому обращению с детьми, позволяют принять превентивные меры.

Результаты социологического исследования по проблемам насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними, проводившегося Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка в 2011 году, свидетельствуют о том, что самыми распространенными формами проявления жестокого обращения в семье являются психологическое и физическое насилие. Наиболее предрасположены к проявлению насилия семьи, в которых родители страдают алкоголизмом и употребляют наркотические средства.

2. Основные задачи

1) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, формирование дружественного отношения к детям и семьям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»