БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

 
ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 24 июня 2013 года N 93

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(в редакции Указов Губернатора Омской области от 24.09.2015 N 167, от 30.11.2017 N 197, от 07.05.2018 N 53)


Для определения целей и приоритетов, задач и основных направлений развития экономики и социальной сферы Омской области на долгосрочную перспективу постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Органам исполнительной власти Омской области при разработке документов стратегического планирования Омской области в соответствии с возложенными на них задачами руководствоваться положениями Стратегии.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 07.05.2018 N 53)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Стратегии.

4. Признать утратившим силу Указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18 "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года".

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Ю.В. Гамбурга.

Губернатор Омской области
В.И.Назаров



Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 24 июня 2013 года N 93

Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года

(в ред. Указов Губернатора Омской области от 24.09.2015 N 167, от 30.11.2017 N 197, от 07.05.2018 N 53)


 1. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет:

- стратегическое позиционирование Омской области в долгосрочной перспективе в целях понимания органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, хозяйствующими субъектами, инвесторами, населением Омской области путей и способов построения инновационной экономики, создания условий для раскрытия человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности Омской области;

- систему мер государственного управления, основанную на долгосрочных приоритетах социально-экономической политики Омской области, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.

Стратегия разработана с учетом стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602, 606, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 года, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Омской области и перспективы ее развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, результаты анализа конкурентоспособности субъектов Российской Федерации, проведенного с использованием передовых международных методов анализа, и результаты опросов (анкетирования) населения Омской области о качестве жизни. Обеспечено широкое вовлечение в процесс разработки Стратегии представителей бизнеса, научных, образовательных учреждений и иных организаций, органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, проведено общественное обсуждение проекта Стратегии.

В процессе работы над Стратегией:

- проведен анализ уровня развития Омской области, включая оценку достигнутых результатов социально-экономического развития Омской области, сильных и слабых сторон социально-экономического положения Омской области;

- определены возможности и угрозы социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе;

- сформировано видение будущего Омской области, включая определение возможных сценариев, стратегических приоритетов, целей, задач и направлений социально-экономического развития Омской области на долгосрочную перспективу;

- определены механизмы и инструменты реализации Стратегии и основные индикаторы достижения стратегических целей социально-экономического развития Омской области до 2025 года.


2. Оценка социально-экономического положения Омской области


Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.


2.1. Результаты социально-экономического развития Омской области


Развитие Омской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же как и другим субъектам Российской Федерации, Омской области не удалось избежать кризисов 90-х годов XX века и 2008 - 2009 годов, однако уже в 2011 году экономика Омской области компенсировала спад 2008 - 2009 годов. Темп роста валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2011 году составил 104,5 процента к уровню 2008 года, в 2012 году (по оценке) - 106,1 процента.

Определяющим фактором роста ВРП являются высокие темпы роста промышленного производства, потребительской и инвестиционной активности.

В последние годы структура ВРП не претерпевала существенных изменений. В 2009 - 2010 годах на фоне влияния международного финансового кризиса незначительно снизилась доля промышленности в ВРП, при увеличении доли сферы услуг. В 2011 году ВРП имело структуру, схожую со структурой, сложившейся в докризисный период.

Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство и строительство (более 75 процентов ВРП).

По темпам роста макроиндикаторов социально-экономического развития за последние 10 лет Омская область опережает средние значения по Российской Федерации. За период 2003 - 2012 годов ВРП увеличился на 78 процентов, что превышает рост внутреннего валового продукта Российской Федерации на 21,3 процентного пункта. Объем инвестиций в основной капитал в Омской области за аналогичный период увеличился в 2,6 раза (в Российской Федерации - в 2,3 раза). При этом ряд показателей социально-экономического развития Омской области свидетельствует о наличии отдельных нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Омской области.

В 2011 году ВРП на душу населения в Омской области составил 227,1 тыс. рублей, что на 28,3 процента ниже среднероссийского значения. Относительно низкий показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда (за период 2003 - 2012 годов производительность труда в Омской области увеличилась на 33,7 процента, что на 19,5 процентного пункта ниже среднего значения по Российской Федерации) и столь же низкой инновационной составляющей в экономике Омской области (в последние 10 лет доля Омской области в Российской Федерации по числу используемых передовых производственных технологий не превышала 2 процентов).

Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения Омской области, рост демографической нагрузки на трудоспособное население Омской области, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения Омской области составляют около 18 тыс. человек.


2.2. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период


Основные проблемы в развитии Омской области начали формироваться уже в 80-е годы XX века, когда требовались новые решения, новый импульс экономического развития. Однако вместо перехода на интенсивный путь развития Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 90-х годов XX века.

Наибольший спад в этот период отмечался в машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. При этом нефтехимический комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность в основном успешно пережили кризисный этап, хотя объемы производства в этих комплексах, особенно в агропромышленном, также существенно сократились. В пищевой промышленности в период с 1995 по 2000 годы сформировались будущие лидеры отрасли - производитель мясной продукции акционерное общество "Омский бекон" и производитель пива закрытое акционерное общество "Росар", которые позже вошли в состав крупных международных холдингов - "Продо" и "SUN Inbev" соответственно. Впоследствии к ним также добавились общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" и общество с ограниченной ответственностью "Алкогольная Сибирская группа". Каждая из указанных организаций относится к лидирующим в своем сегменте в Российской Федерации.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

С 2000 года в Омской области начался период быстрого экономического роста, причем если в предыдущем десятилетии спад экономики и промышленности был сильнее среднероссийского, то начиная с 2000 года темпы роста в Омской области были выше, чем по Российской Федерации в целом. В первую очередь это обусловлено успешным развитием организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, нефтехимического и оборонно-промышленного комплексов, строительной индустрии.

Машиностроительный комплекс Омской области подвергся достаточно серьезной реструктуризации, значительная часть организаций вошла в состав холдинговых компаний федерального уровня. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" стало филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - филиалом акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" вошло в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", имущественный комплекс акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" интегрирован в структуру акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского". Увеличение государственного оборонного заказа позволило организациям оборонно-промышленного комплекса Омской области не только выжить, но и реализовать программы модернизации, произвести обновление оборудования и основных фондов.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

В то же время в Омской области возникла новая "точка роста" - инжиниринговые услуги в промышленном строительстве. Такие компании, как публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа", активно реализуют проекты в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), занимая достаточно весомую долю на рынках. Публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа" осуществляют проектирование организаций нефтехимической отрасли.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

Вместе с тем стабилизация и частичное восстановление промышленного потенциала не смогли решить всех задач развития Омской области: перерегистрация в 2006 году крупнейшего налогоплательщика - публичного акционерного общества "Газпром нефть" (ранее - открытое акционерное общество "Сибнефть") оказала крайне негативное влияние на уровень доходов областного бюджета.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

Меры по диверсификации экономики Омской области, созданию новых "флагманов" экономики к 2012 году не обеспечили устойчивых результатов, продолжился отток работоспособного населения из Омской области.

По показателю ВРП на душу населения Омская область в 2011 году занимала 5 место в Сибирском федеральном округе, 35 место среди субъектов Российской Федерации. При этом Омская область привлекала достаточно большие иностранные инвестиции: по совокупному объему накопленных прямых иностранных инвестиций в 2011 году Омская область опережала такие субъекты Российской Федерации, как Республика Татарстан, Иркутская область, Новосибирская область, и в несколько раз превышала средний уровень по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации.

Однако следует учитывать, что основной приток прямых иностранных инвестиций в Омскую область осуществлен в 2005 году в нефтеперерабатывающий комплекс. Относительно крупные инвестиции также поступали в пищевую промышленность, производство алкогольной продукции, мобильную связь, торговлю, причем значительная часть накопленных инвестиций в эти сектора также сформирована до 2006 года.

По уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня, хотя несколько превышает средний уровень по Сибирскому федеральному округу. Среднедушевые денежные доходы населения в Омской области выше, чем в Иркутской, Томской, Кемеровской областях, но существенно ниже, чем в Красноярском крае.

Сам по себе низкий номинальный уровень доходов населения не всегда является недостатком. За счет более развитого внутреннего потребительского рынка, большего выбора местных товаров с низкими ценами, более низких цен на целый ряд инфраструктурных товаров и услуг общий уровень жизни в Омской области может быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации. В то же время за счет относительно низкой стоимости трудовых ресурсов Омская область привлекательна для внешних инвесторов.

Негативным моментом является слишком высокая доля социальных выплат в общем объеме доходов населения Омской области. Рост зависимости от социальных выплат - общероссийская тенденция, в период с 2005 по 2011 годы их доля в доходах населения в целом по Российской Федерации выросла с 12,7 до 18,3 процента. Однако в Омской области эта тенденция выражена сильнее - доля социальных выплат увеличилась с 12,4 до 19,3 процента. При этом существенно сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности (с 14,3 до 10 процентов) и от собственности (с 8,2 до 2,5 процента). Если дополнительно учитывать долю рабочих мест в сферах, финансируемых государством (оборонная промышленность, образование, здравоохранение и т.п.), то население Омской области слишком зависимо от состояния бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Омской области не может считаться достаточно сбалансированным, что создает проблемы для развития Омской области, которая существенно уступает другим субъектам Российской Федерации по уровню сбалансированности консолидированного бюджета из-за постоянного отставания доходов от объема расходов. В период 2007 - 2011 годов сохранялся дефицит консолидированного бюджета Омской области.

Все это приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 году составлял 34 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области. Этот показатель еще далек от критического значения, но текущие темпы экономического роста, рост социальных и прочих бюджетных обязательств, необходимость инвестирования значительных объемов средств в развитие инфраструктуры и прочие проекты развития могут стать причинами роста долговых обязательств Омской области до критического уровня. Кроме того, дефицит консолидированного бюджета Омской области ограничивает потенциал экономического развития Омской области и сдерживает выполнение социальных задач.


2.3. Оценка качества жизни населения Омской области


В рамках подготовки Стратегии в конце 2012 года проведен массовый опрос жителей Омской области в целях оценки качества жизни. В ходе опроса респондентам предлагалось оценить качество жизни в разрезе 8 ключевых компонентов: общественный климат, работа, товары и услуги, досуг и отдых, природные условия, жилье, образование, медицинское обслуживание.

По итогам анализа результатов опроса населения Омской области составлен общий профиль качества жизни в Омской области, оценена удовлетворенность населения Омской области качеством жизни в разрезе указанных компонентов.

В целом качество жизни в Омской области характеризуется как невысокое, только один компонент "Доступность товаров и услуг" хорошо развит.

В качестве ключевых проблем большинство респондентов определили нехватку рабочих мест, низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, некачественное медицинское обслуживание, алкоголизм, наркоманию, недоступность жилья, низкое качество коммунальных услуг и плохую экологическую среду. Это проблемы, существенно затронувшие около 70 процентов населения Омской области. Кроме того, данные проблемы обострились за последние 3 года.

Результаты опроса по компоненту "Работа" показали, что жители Омской области, в особенности молодые специалисты, выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений, испытывают трудности с поиском работы. Также для жителей Омской области представляет трудность начало собственного дела. Две трети респондентов не удовлетворены уровнем своего дохода.

Низко оценивается и качество работы правоохранительных органов. Жители Омской области не доверяют их работе и не уверены в законности принимаемых ими решений.

Качество медицинского обслуживания в целом также получило негативную оценку опрошенных жителей Омской области. В значительной степени на это повлияло качество лечения в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Омской области. Уровень медицинского обслуживания, с точки зрения респондентов, оказался недостаточно высоким. При этом работа системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи высоко оценивается жителями Омской области. Кроме того, опрошенные жители Омской области удовлетворены доступностью необходимых лекарств. Положительную оценку также получило качество работы медицинских работников родильных домов. Оказываемые ими медицинские услуги отвечают ожиданиям жителей Омской области.

Ключевой проблемой в сфере образования в Омской области является низкая доступность и качество услуг дошкольных образовательных организаций. Омская область в 2011 году находилась на 59 месте в Российской Федерации по охвату детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями (56,5 процента от численности детей соответствующего возраста), в Сибирском федеральном округе - на 5 месте.