ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2005 года N 410-П
Об изменениях в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы"
(с изменениями на 15 ноября 2007 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 04.08.2011 N 404-П
________________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 15.11.2007 N 398-П.
_______________________________________________________________
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемые изменения в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы", утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 года N 27-1136.
2. Представительству Губернатора области и Правительства области в органах власти в установленном порядке внести на рассмотрение в Саратовскую областную Думу предлагаемые изменения.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления при реализации положений областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы".
4. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 15.11.2007 N 398-П, см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 28 ноября 2005 года N 410-П
Изменения в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы",
утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 года N 27-1136
(новая редакция)
Наименование Программы | "Обеспечение населения области доступным и развитие жилищного строительства на годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства коммунального хозяйства области |
Основные разработчики Программы | Министерство строительства и коммунального хозяйства области, экономического развития и торговли министерство финансов области |
Цель Программы | Основной целью Программы является решение проблем жилищной политики позволяющее повысить уровень доступности для жителей области |
Задачи Программы | Основными задачами Программы являются: создание условий для развития сектора и повышения уровня населения жильем через увеличение строительства жилья и необходимой инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов; создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной в соответствие со стандартами обеспечивающими комфортные условия обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам |
Сроки реализации Программы | 2005-2010 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы"; подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда"; подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе"; подпрограмма "Обеспечение жильем многодетных семей"; подпрограмма "Обеспечение жильем детей-сирот"; подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования"; подпрограмма "Формирование государственного жилищного фонда"; подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой"; подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"; мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области, министерство сельского хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; министерство экономического развития и торговли области; министерство финансов области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы и подпрограмм | Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 70,1 млрд рублей, из них: средства областного бюджета - 2,3 млрд рублей; средства федерального бюджета (прогноз) -6,5 млрд рублей; средства местных бюджетов (прогноз) - 0,1 млрд рублей; внебюджетные источники - 51 млрд рублей; заемные средства - 10,2 млрд рублей; в том числе: подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" - 460 млн рублей; подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" -1835 млн рублей; подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" - 1854,3 млн рублей; подпрограмма "Обеспечение жильем многодетных семей" - 95,6 млн рублей; подпрограмма "Обеспечение жильем детей-сирот 35,7 млн рублей; подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования" -14663,5 млн рублей; подпрограмма "Формирование государственного жилищного фонда" - 1734,5 млн рублей; подпрограмма "Обеспечение земельных участка* коммунальной инфраструктурой" - 4018,5 млн рублей; подпрограмма "Модернизация объекта* коммунальной инфраструктуры" - 2700 млн рублей; прочие мероприятия Программы - 49460,3 " рублей, в том числе мероприятия по разная жилищного строительства в сельской местное" а рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" - 279,6 млн рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Исполнение условий Программы обеспечивают достижение результатов по четырем основным направления и реализации Программы: развитие жилищного кредитования населения рынка жилья; развитие жилищного строительства; совершенствование жилищно-коммунального комплекса; предоставление социального жилья и исполнена государственных обязательств по обеспечение жильем отдельных категорий граждан |
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | Управление реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляется в соответствия с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки идеализации областных целевых программ" |
Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории Саратовской области характеризуется сегодня следующими факторами:
по состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий состояли 49400 семей или почти 5 процентов от общего количества на территории области. Для обеспечения их жильем необходимо построить около 3 млн кв. м общей площади жилья. Очередниками на получение жилья являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести жилую квартиру или построить дом;
в 2004 году получили жилье и улучшили свои жилищные условия 2600 семей или 5 процентов от общего числа очередников. Всего 624 семьи приобрели его за собственные средства;
низкие показатели доступности жилья явились следствием недостаточной государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидание в очереди на получение жилья в области составляет более 20 лет;
сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство за период реформ 1990-2001 годов привели к значительному снижению предоставляемого на основах социального найма жилья, создав социальную напряженность в обществе;
происходит естественное старение существующего жилого фонда. На начало текущего года в области зарегистрировано более 2 млн кв. м ветхого и аварийного жилья или 3,6 процента от общего объема жилищного фонда области.
общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 2,2 млн кв. м, что на 10 процентов меньше, чем в 2002 году. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году составил 484,5 тыс. кв. м, что лишь на 2 процента выше, чем в 2003 году. Существенно увеличилась доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья в 2004 году и составила 45,2 процента;
подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет средств граждан. Практически отсутствуют институты долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг;
на неудовлетворительном уровне находится качество обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70 процентов.
В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5 процента семей -приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка.
Существующие сегодня объемы жилищного строительства не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие конкуренции среди застройщиков, бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков, отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой, избыточные административные барьеры на пути получения разрешения в строительство, отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, низкий уровень жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья, несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.
Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставлении коммунальных услуг в уже существующей застройке.
В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости а высокой смертностью, которая составит по прогнозу за период с 2004-2010 годи 128,6 тысяч человек. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качествам жилья и планированием рождения второго ребенка.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления должны создавать условия для развития жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляться на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с произошедшими изменениями ряда федеральных законов некоторые категории граждан, в их числе малообеспеченные слои населенна; многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды войн, труда и детстве, реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от жертв политических репрессий, и другие категории граждан, имеющие льготы на первоочередное получение жилья, не обеспечены правами участников действующих программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье дм значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которым государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Их комплексное решение должно оказать положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост объемов производства стройиндустрии области в частности.
Данная программа разработана с учетом стратегических государственной жилищной политики, закрепленной Жилищным кодеком Российской Федерации, Законом Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании" и градостроительной политики, закрепленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".
Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области. При этом в рамках поставленных целей следует выделить три приоритета, на которых, как на ключевых проблемах, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
повышение доступности жилья;
увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
При этом по каждому приоритету должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка.
Для достижения поставленной цели и установленных приоритетов деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Исполнению обозначенных целей и задач Программы будет способствовать комплексный подход к решению проблем жилищной политики в области, позволяющий повысить уровень доступности жилья для жителей области и состоящий из следующих направлений деятельности государственных и муниципальных органов:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по формированию в Саратовской области рынка доступного жилья, созданию и развитию механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке, созданию условий для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих граждан через бесплатное предоставление им социального жилья;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по формированию в Саратовской области рынка доступного жилья, созданию и развитию механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по обеспечению условий для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих граждан через бесплатное предоставление ям социального жилья;
финансирование мероприятий по формированию государственного жилищного фонда области;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развита парий при строительстве государственного жилищного фонда области.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно выть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизме", обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении условий за счет бюджетных средств в пределах установленных стандартов.
Решение задач в области жилищного строительства должно быть осуществлено через обеспечение высоких темпов строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь в 2008 году объемов вводимого в эксплуатацию 1050 тыс. кв. м, в 2010 году - 1200 тыс. кв. м общей площади жилья в год.
Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.
Для достижения целей и приоритетов Программы установлены конкретные мероприятия (нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-бюджетные), направленные на достижение цели и решение по каждому приоритету.