Недействующий


ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2002 года № 246


О Концепции развития налоговой базы в Саратовской области


________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора Саратовской области
от 14.05.2007 N 69
_________________________________________________


В целях повышения финансовой самостоятельности Саратовской области и на основании Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию развития налоговой базы в Саратовской области согласно приложению.

2. Министерству финансов области совместно с министерством экономического развития и торговли области осуществлять формирование областного бюджета с учетом положений указанной Концепции.

3. Предложить управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области и территориальному органу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Саратовской области в рамках реализации Соглашений о взаимодействии организовать работу в соответствии с направлениями Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
 Губернатора области
 от 30 сентября 2002 года № 246

Концепция развития налоговой базы в Саратовской области

Введение


Концепция развития налоговой базы в Саратовской области (далее -Концепция) определяет основные ' цели, задачи и направления государственной политики Саратовской области в отношении формирования и развития налоговой базы.

Концепция основывается на положениях программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р, программы социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 12 сентября 2001 года № 57-2544, стратегического плана развития Саратовской области и развивает положения антикризисной программы Саратовской области, утвержденной постановлением Губернатора Саратовской области от 5 августа 1998 года №465.

Под налоговой базой области понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения, находящихся на территории области, обеспечивающих совокупность поступлений налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Саратовской области.

Повышение эффективности управления финансами является приоритетным направлением экономических преобразований в Саратовской области. Его реализация связана с дальнейшим совершенствованием налоговой системы, развитием налоговой базы.

Необходимость принятия Концепции обусловлена следующими обстоятельствами:

а) формирование рыночных отношений требует обновления механизмов региональной социально-экономической политики;

б) проводимая налоговая реформа предопределяет изменение налогово-финансовой политики области;

в) стабилизация макроэкономической ситуации позволяет организовать работу по развитию налоговой базы на областном и муниципальных уровнях, закрепить четкие критерии и приоритеты создания благоприятных условий для роста финансовой самостоятельности области, сформировать правила межбюджетных отношений.

I. Цели и задачи Концепции


Реализация Концепции направлена на выработку рациональной, стабильной и предсказуемой налоговой политики, позволяющей максимально реализовать налоговый потенциал области с учетом приоритетов социально-экономического развития области.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование законодательства Саратовской области, регулирующего отношения по налогам и сборам, а также в экономической сфере;

стимулирование развития реального сектора экономики и рыночной инфрастуктуры, создание благоприятного инвестиционного климата;

проведение регулярного анализа налогового потенциала области и муниципальных образований с учетом тенденций макроэкономического развития и воздействия отраслевых факторов;

формирование эффективной системы межбюджетных отношений;

расширение платежеспособного спроса населения;

эффективное использование активов области;

улучшение налогового администрирования.

II. Оценка политики Саратовской области по развитию налоговой базы


2.1. Прямые меры


Финансовая политика субъекта в федеративном государстве во многом зависит от финансовой политики федеральных органов власти.

Фактически проводимая в России налоговая политика характеризуется следующими основным чертами:

выраженной регрессивностью налогового обложения;

неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;

тенденцией к расширению доли прямых налогов.

Реально инструментарий органов власти Саратовской области и органов местного самоуправления по формированию налоговой политики при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий крайне ограничен.

Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и введению региональных и местных налогов на территории области реализованы органами власти Саратовской области и органами местного самоуправления в полном объеме:

законодательно установлены максимальные ставки налога на имущество предприятий (2 процента) и налога с продаж (5 процентов), единые ставки налога на игорный бизнес на 30 процентов выше минимальных;

введены единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств, платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

представительными органами всех муниципальных образований области были приняты решения о введении на их территории местных налогов и сборов в соответствии с предоставленными им законодательством Российской Федерации полномочиями.

Налоговые льготы, предоставляемые в рамках областного законодательства, незначительны, прослеживается тенденция к сокращению их абсолютных размеров и количества категорий плательщиков, которым они предоставлены.

Порядок предоставления налоговых льгот регламентирован Законом Саратовской области «О предоставлении налоговых льгот на территории Саратовской области». Данный Закон содержит следующие нормы:

льготы предоставляются на определенный срок в пределах финансового года, если иное не предусмотрено законами о соответствующих налогах и сборах;

проекты законов Саратовской области о предоставлении налоговых льгот в части сумм налоговых платежей, зачисляемых в областной бюджет, на предстоящий финансовый год вносятся на рассмотрение Саратовской областной Думы один раз при рассмотрении областного бюджета на соответствующий финансовый год;

в исключительных случаях в течение финансового года налоговые льготы могут быть предоставлены только при наличии источников дополнительных поступлений в областной (местный) бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям областного (местного) бюджета;

при нецелевом использовании налоговых льгот платежи налогов взыскиваются в областной, местные бюджеты в полном объеме с начислением пени в установленном порядке.

Контроль за целевым и эффективным использованием налоговых льгот возложен на Правительство области.

Законами Саратовской области об областном бюджете на соответствующие финансовые годы устанавливаются лимиты предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в пределах финансового года.

Порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов в областной бюджет регулируется приказом министерства финансов Саратовской области от 15 июля 1999 года №52 «Об организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет», разработанным согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» разработано и действует на территории области распоряжение Правительства Саратовской области от 23 декабря 1999 года № 583-Пр «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом».

Утвержденным порядком определены более выгодные для налогоплательщиков условия реструктуризации задолженности относительно правил реструктуризации задолженности организаций перед федеральным бюджетом:

проценты с рассроченных сумм задолженности в областной бюджет не взимаются (в федеральный бюджет уплачиваются ежеквартально в размере 0,1 годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с сумм задолженности);

при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2-х лет, а также полном и своевременном внесении текущих платежей в областной бюджет в течение 2-х лет после принятия решения о реструктуризации производится полное списание долга по пеням и штрафам (в федеральный бюджет - при условии полного погашения реструктурируемой задолженности и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4-х лет).

Одним из основных направлений налоговой политики, реализуемой в области, является расширение налоговой базы, увеличение поступлений собственных доходов бюджета области.

В целях пополнения доходной части бюджета области при Правительстве области, в муниципальных образованиях области созданы межведомственные комиссии (МВК) по укреплению финансовой и налоговой дисциплины. В целом по области в 2001 году на заседаниях МВК приняты решения о погашении задолженности в территориальный бюджет на сумму 340 млн рублей, эффективность исполнения решения выездных МВК составляет 75 процентов.

2.2. Косвенные меры


     Создание условий для повышения деловой активности посредством разработки программ экономического развития отдельных отраслей и территорий.

С целью определения направлений развития области приняты следующие нормативные акты:  постановление Саратовской областной Думы от 12 сентября 2001 года № 57-2544 «О программе социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года», постановление Правительства Саратовской области от 4 сентября 2000 года № 90-П «О программе по реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области», постановление Саратовской областной Думы от 27 июня 2001 года №55-2472 «Об областной целевой программе «Развитие Заволжья в Саратовской области», постановление Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 года № 54-2437 «О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы», постановление Саратовской областной Думы от 25 апреля 2000 года № 41-1673 «О целевой программе «Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы», постановление Правительства Саратовской области от 4 декабря 2000 года № 123-П «О Программе развития средств электросвязи в Саратовской области на 2001-2005 годы», постановление Правительства Саратовской области от 21 декабря 1998 года № 98-П «О Программе развития рыбной отрасли Саратовской области на 1999-2005 годы».

     Предоставление государственной поддержки.

В области не прекращается поиск эффективных форм и механизмов государственной поддержки:

а) областной заказ.

Закон Саратовской области «О поставках продукции и товаров для областных государственных нужд» определяет принципы формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для потребностей организаций и учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, в продукции, необходимой для реализации природоохранных, социально-экономических и других областных целевых программ, а также иных задач;

б) предоставление налоговых льгот.

В соответствии с Законом Саратовской области «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области» в 2000 году были предоставлены льготы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в областной бюджет кредитным организациям, располагающимся на территории области, предоставившим инвестиционный кредит на срок свыше 1 года организациям для развития производственной базы. В условиях ориентации деятельности кредитных организаций на предоставление краткосрочных кредитов эффект от предоставления указанной льготы не оправдал ожиданий.

На протяжении 1998-1999 годов законами об областном бюджете на соответствующий год предоставлялись льготы по налогу на имущество предприятиям химической и табачной промышленности. При этом доля налоговых платежей в бюджеты всех уровней предприятий химической и нефтехимической промышленности области увеличилась с 4,3 процента в 1999 году до 6 процентов в I полугодии 2002 года.

В 1998-1999 годах предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество организациям и предприятиям Саратовского облпотребсоюза и предприятиям бытового обслуживания населения, в общем объеме работ и услуг которых объем реализации бытовых работ и услуг сельскому населению составляет не менее 30 процентов.

В целях сокращения объемов встречных финансовых потоков в 2001-2002 годах Саратовской областной Думой предоставлены льготы организациям, содержащимся за счет областного и местных бюджетов. На протяжении 1998-2002 годов законами об областном бюджете на соответствующий финансовый год предоставлялись льготы по уплате земельного налога и арендной платы за земли организациям, содержащимся за счет областного бюджета. В 2001-2002 годах законами об областном бюджете от платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения, окружающей природной среды освобождаются организации, содержащиеся за счет областного и местных бюджетов.

Ограниченность действия налоговых льгот во времени (в пределах финансового года) затрудняет возможности предприятий планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

С другой стороны, законодательно должны быть предусмотрены механизмы, гарантирующие компенсацию выпадающих доходов в случае перемещения налоговой базы за пределы области;

в) изменение сроков уплаты налогов.

Существующая практика изменения сроков уплаты налогов не позволяет расценивать ее как эффективный механизм стимулирования развития налоговой базы.

Для улучшения ситуации целесообразно законодательное установление дополнительных оснований и условий предоставления отсрочек (рассрочек) и инвестиционных налоговых кредитов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»