ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2000 года № 90-П
О программе по реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области
___________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 26.10.2004 N 232-П
___________________________
Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую программу по реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области.
2. Контроль за реализацией программы возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства, председателя комитета по управлению имуществом области Камшилова П.П.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 4 сентября 2000 года № 90-П
В январе текущего года на заседании Правительства Саратовской области были рассмотрены стратегические направления развития транспортного комплекса Саратовской области.
Стратегические направления предназначены для дополнения и корректировки действия рыночных механизмов с целью обеспечения эффективного, отвечающего общественным интересам, формирования транспортной системы области и рынка транспортных услуг. Они являются принципиальными установками по стратегии развития и основным вопросам функционирования транспортной отрасли области на период 2001 - 2010 годы. Эти направления соответствуют общей концепции проводимых в стране реформ и отражают специфику транспорта, обуславливающую необходимость сохранения определенной части транспортных объектов в государственной собственности и важность государственного регулирования транспортной деятельности.
Состав и структура транспортного комплекса должны дать клиенту возможность выбора приемлемого вида транспортировки, т.е. в области должен быть сформирован рынок транспортных услуг.
Транспортный комплекс Саратовской области по своему составу, структуре, технической вооруженности позволяет в значительной степени достичь этих целей. Однако он находится в глубоком кризисе.
Одним из основных недостатков транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличения износа и т.д.) и работоспособности.
В настоящее время доходы от транспортной работы (выручка) на пассажирском транспорте не превышают 40 процентов от затрат на оказание этих услуг. Финансирование пассажирских предприятий, осуществляющих перевозку по фиксированному тарифу, из областного бюджета крайне недостаточное. Причем большая часть дотации получена в виде денежных суррогатов. При этом, следует подчеркнуть тенденцию снижения из года в год размера дотации из областного бюджета на покрытие убытков от перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
Подвижность населения во внегородском сообщении за последние несколько лет уменьшилась почти на 30 процентов. Для значительной части населения поездки на большие расстояния стали практически недоступными.
Несмотря на многократное повышение тарифов на перевозки пассажиров и грузов финансовое положение транспортных предприятий не нормализовано. Перевозки пассажиров во внутреннем сообщении на всех видах транспорта убыточны, а рентабельность видов транспорта по перевозкам грузов минимальна или эти перевозки также убыточны.
Главными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются:
- снижение объемов перевозочной работы при необходимости сохранения всей инфраструктуры видов транспорта и незначительном снижении численности производственного персонала;
- отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства;
- значительное недофинансирование предприятий, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров.
Отсутствие реального финансирования и механизмов реализации законов, дающих право на льготный проезд в общественном транспорте, в части возмещения выпадающих доходов привели к тому, что пассажирский транспорт превратился в средство скрытых, абсолютно безадресных и практически не учитываемых дотаций населению. Решение этой задачи имеет прямое отношение к проблеме сохранения самого общественного транспорта как достояния Саратовской области.
Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение транспортных предприятий не позволяют направлять собственные средства и банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему обострению финансового положения.
Поэтому необходимо на нынешнем этапе обеспечить выживаемость транспортной системы, а затем создать условия для роста на новой технической основе.
Долгосрочные перспективы, планомерное развитие, обновление материально-технической базы всех видов транспорта, скорейшая его модернизация, высокая экономичность, комфортабельность и безопасность для человека и природы - вот те приоритеты, которые определяют будущее такой важнейшей области экономики, как транспорт.
В перспективе транспорт должен идти хотя бы на шаг впереди остальных секторов экономики.
На основе утвержденных постановлением Правительства области от 14 февраля 2000 года № 8-П стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области разработана рабочая программа по их реализации. Она содержит конкретные мероприятия по реализации каждого стратегического направления по видам транспорта с указанием сроков реализации, исполнителей, финансового обеспечения и источников финансирования.
Только из областного бюджета для реализации намеченных мероприятий потребуется более 2 миллиардов рублей, федеральные средства превысят 9 миллиардов рублей, доля муниципальных бюджетов в реализации программы составит 1,2 млрд. рублей. Реализация целого ряда мероприятий не потребует финансового обеспечения.
В разработке программы по реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области принимали участие специалисты всех отраслей.
Приоритетное значение на ближайшую перспективу придается экономическим преобразованиям транспортной отрасли и повышению их результативности.
Железнодорожный транспорт в перспективе сохранит ведущую роль в обеспечении основной массы межрегиональных транспортно-экономических связей и должен выполнять более 70 процентов грузооборота транспортной системы, преобладающую часть перевозок пассажиров в пригородном и местном сообщении, а также значительные объемы перевозок пассажиров в дальнем сообщении.
В программе рассматриваются четыре основных направления развития железнодорожного транспорта на территории нашей области. Первое из них и самое значимое для области - электрификация главного направления железной дороги на юг России, проходящего по территории Саратовской области.
Электрификация направления Саратов - Петров Вал - Волгоград значительно улучшит транспортную инфраструктуру региона, в результате увеличатся пассажиро- и грузопотоки, дополнительные ежегодные отчисления от прибыли в виде налогов в местный бюджет составят около 10,1 млн. руб., по налогу на добавленную стоимость - 30,3 млн. руб., возрастет количество рабочих мест только по Саратовской области на 103 единицы, на 2160 тонн в год сократятся вредные выбросы в окружающую среду в связи с переходом на электротягу.
Работы по электрификации ведутся с опережением графика, и в ноябре текущего года планируется ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса сметной стоимостью около 1 млрд. рублей.
Воздушный транспорт должен обеспечить надежное авиасообщение Саратовской области со всеми регионами страны, расширить участие отечественной авиации в международных перевозках.
Техническое состояние расположенных на территории области аэродромов в городах Саратове и Балаково должно соответствовать всем нормам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Саратовской области - как одной из немногих в России самодостаточных в экономическом плане областей, нужен оптимальный вариант размещения основного аэропорта.
В программе рассматривается ряд мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Задачами внутреннего водного транспорта являются обеспечение устойчивого судоходства на внутренних водных путях и расширение сферы его деятельности в направлении туристического бизнеса.
Автомобильный транспорт наиболее рыночно ориентирован. Малое предпринимательство, развитие конкуренции получили здесь широкое распространение - сейчас действуют более 5,5 тысяч индивидуальных предприятий и малых фирм. Вместе с тем отсутствие или неразвитость инфраструктуры рынка транспортных услуг становятся генератором значительных экономических потерь отрасли. До сих пор не сделано реальных шагов для унификации Российского законодательства.
В программе уделено внимание развитию предприятий транспортно-экспедиционного обслуживания, как самостоятельного вида деятельности при осуществлении перевозочного процесса. Этот вид деятельности обеспечивает снижение издержек по завозу-вывозу грузов по сравнению с вариантом самостоятельного выполнения этих операций самим грузовладельцем.
Основную нагрузку по перевозке пассажиров в городах Саратове, Энгельсе и Балаково несет городской электротранспорт. Учитывая его значимость, в первую очередь в обеспечении социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, и высокую степень износа основных производственных фондов, в программе предусмотрены мероприятия по развитию материально-технической базы городского электрического транспорта, развитию его маршрутной сети и обновлению подвижного состава.
Единство транспортного пространства и его доступность крайне важны для области. И автомобильный транспорт можно назвать именно тем звеном, которое свяжет как бы две цепочки - старую, нарушенную, и новую, создаваемую. Но для нормального функционирования транспорта требуются современные механизмы финансирования и управления.
При современном состоянии транспортной отрасли экономические преобразования в ней могут дать существенный эффект только при значительном повышении технического уровня этой отрасли, для чего необходимы модернизация и обновление производственной базы всех видов транспорта.
Главным направлением развития транспортного комплекса области является нахождение гармоничного баланса интересов, обеспечивающих, с одной стороны, потребности самой области в перевозках грузов и пассажиров, а с другой стороны - интересов государства в целом.
Транспортный комплекс области должен обеспечить проведение политики государства, направленной на формирование и укрепление самостоятельного социально-экономического развития региона. Это может быть достигнуто путем создания производителю и потребителю благоприятных условий для развития регионального рынка, выхода на межрегиональные и мировые рынки.
Наименование программы:
Программа по реализации стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области.
Государственный заказчик программы:
Правительство Саратовской области.
Основной разработчик программы:
Министерство транспорта и связи Саратовской области.
Цели и задачи программы:
Цели программы - вывод предприятий транспортного комплекса из кризисного состояния, создание предпосылок для его устойчивого и безопасного функционирования и удовлетворения потребностей в транспортных услугах населения и отраслей экономики в условиях экономического роста Саратовской области.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
· завершение реструктуризации и реформирования предприятий транспортного комплекса для их финансового оздоровления и повышения эффективности их деятельности на рынке транспортных услуг;
· обновление парков подвижного состава всех видов транспорта, что позволит не только сохранить перевозочный потенциал, но и обеспечить намечаемый прирост перевозок, снизить неоправданные эксплуатационные затраты транспортных предприятий и в конечном итоге повысить качество транспортного обслуживания населения и предприятий отраслей экономики, уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду;
· строительство и реконструкция объектов инфраструктуры, повышение её технической оснащенности на основе активизации инвестиционной деятельности государства и предприятий транспорта.
Сроки и этапы реализации программы:
Система программных мероприятий разработана на 2001 - 2010 годы.
Состав программы:
Программа состоит из пяти разделов:
· железнодорожный транспорт;
· воздушный транспорт;
· речной транспорт;
· автомобильный транспорт;
· электротранспорт.
Основные исполнители программы:
· министерство транспорта и связи Саратовской области;
· транспортные предприятия и организации;
· министерство экономики Саратовской области;
· министерство финансов Саратовской области;
· комитет по управлению имуществом Саратовской области;
· министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области;
· администрации городов и районов Саратовской области.
Объёмы и источники финансирования мероприятий программы:
Для реализации программы необходимы средства в объеме 13905,45 млн. рублей из следующих источников финансирования: