ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05.08.98 № 465
Об антикризисной программе Саратовской области
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора Саратовской области
от 23.11.2007 N 160
___________________________________________
В целях обеспечения устойчивого финансового положения в Саратовской области, стабилизации экономической ситуации, создания базы экономического роста
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить антикризисную программу Саратовской области и мероприятия по ее реализации (приложения № 1,2).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение N1
к постановлению
Губернатора Саратовской области
от 05.08.98 № 465
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
III. АНАЛИЗ ПРИЧИН КРИЗИСА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ
IV. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА
1. Кризис доходной части бюджета.
2. Кризис расходной части бюджета.
V. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА .
1. Приведение издержек производства в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат.
2. Регулирование внутренних и внешних факторов, определяющих эффективность деятельности субъектов рынка в сфере производства конкурентоспособной продукции
3. Нормализация взаиморасчетных отношений.
4. Регулирование процесса воспроизводства оборотного капитала субъектов рынка.
5. Преодоление кредитного кризиса.
6. Преодоление инвестиционного кризиса.
VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА
1. Расширение и трансформация источников увеличения доходов бюджета.
2. Совершенствование фискальной политики.
3. Оптимизация расходной части бюджета.
4. Повышение эффективности в испoлнeнии расходной части бюджета.
5. Упорядочение межбюджетных отношений.
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
Меры и действия, осуществляемые Правительством области в 1998 году по стабилизации социально-экономической ситуации, позволили в 1 полугодии обеспечить определенный рост объёмов в базовых отраслях .экономики и некоторые положительные тенденции в социальной сфере.
Рост индекса физического объема промышленного производства составил 108 процентов. Произведено продукции на 8,3 млрд. рублей.
Объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с 1 полугодием прошлого года на 9,9 процента, в том числе производство животноводческой продукции: скота и птицы в живом весе - на 3 процента, молока - на 7 процентов, яиц - на 14 процентов.
В 1 полугодии 1998 года грузооборот предприятий транспорта увеличился на 15,2 процента к уровню прошлого года, в том числе железнодорожного - на 3,3 процента, автомобильного - на 1,9 процента, трубопроводного - в 1,3 раза. Объём перевозок воздушным транспортом вырос на 3,8 процентов.
Объем розничного товарооборота, включая общественное питание, составил за 1 полугодие 1998 года 5,6 млрд.рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,2 процента.
Доходы на душу населения составили в июне 554,0 рублей, что на 2,6 процента больше, чем в прошлом году.
Однако, финансовая ситуация в стране, общеэкономические условия не позволили изменить отдельные негативные тенденции в экономике области.
В 1 полугодии допущено снижение объёмных показателей предприятий химической и нефтехимической промышленности, лёгкой промышленности, промышленности строительных материалов, по которым индекс физического объёма составил соответственно: 88 процентов, 73,3 и 91,1 процента.
Промышленностью области получены убытки в сумме 308,1 млн. рублей, из которых 73,5 процента приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности, 16,4 процента - на предприятия машиностроения и металлообработки, 3,2 процента - на предприятия по производству строительных материалов.
В промышленности продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженности. На 1 июня 1998 года дебиторская задолженность в промышленности и увеличилась на 1,5 млрд. рублей, а кредиторская на 2,5 млрд. рублей.
Основная масса расчётов между предприятиями производилась по зачетным схемам, что способствовало дальнейшему ухудшению их финансового состояния и привело к тому, что платить налоги деньгами в полном объеме могут только 5 процентов предприятий, а около 22 процентов вообще не имеет такой возможности.
Более чем на 60 процентов в 1 полугодии по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился экспорт товаров и продукции саратовских производителей. В текущем году впервые нарушен баланс между экспортом и импортом, превышение импорта составило 50 млн. долларов или 43 процента. Продолжает снижаться уровень платных услуг населению, который составил к показателям прошлого года лишь 84,2 процента.
Серьезные проблемы перед агропромышленным комплексом поставила небывалая засуха. Списано 1703,5 тыс. гектар площадей посевов сельскохозяйственных культур (38,7 процента к посевной площади). Материальный ущерб составил 1,7 млрд. рублей.
Усугубляется финансовое положение сельскохозяйственных предприятий. Кредиторская задолженность достигла 2,7 млрд. рублей и превышает дебиторскую в 6,9 раза.
При снижении темпов падения объемов инвестиций в основной капитал, негативная тенденция в полной мере неустранена, сокращение составило 1,6 процента.
Возрастает задолженность бюджета во все уровни предприятиям строительного комплекса за выполненные работы; прослеживается тенденция к сокращению доли инвестиций в развитие производственной сферы; растет объем незавершенного строительства.
Но наибольшее беспокойство вызывают и требуют принятия экстренных мер кризисные явления в финансовой и бюджетной сферах.
Ситуацию в бюджетной сфере можно охарактеризовать как кризис, который является следствием хронического снижения налогооблагаемой базы, ухудшения собираемости налогов, роста недоимки, долгов по кредитам банков и другим обязательствам, увеличением дефицита бюджета.
Доходная часть бюджета области за 1 полугодие исполнена лишь на 86,2 процента, из которой безденежные поступления составили свыше 51 процента от общего объема доходов.
Одной из основных причин неисполнения бюджета области является рост недоимки по платежам в бюджет. С начала года недоимка по территориальному бюджету возросла на 370,2 млн. рублей или на 62,4 процента и составила на 1 июля 963,7 млн. рублей.
Недоимка по налоговым платежам в бюджет возросла в промышленности - в 1,7 раза, на транспорте - в 1,9 раза, в торговле - в 1,5 раза.
Расходная часть бюджета области за 1 полугодие выполнена на 84,9 процента и составила 1983 млн. рублей., что ниже соответствующего периода прошлого года на 4,5 процента.
За первое полугодие 1998 года ухудшилась ситуация в сфере денежного обращения. Совокупная денежная масса увеличилась по сравнению с началом года в 1,1 раза и достигла 18 млрд. рублей.
Процент инкассации торговой выручки за 1 полугодие снизился на 11,2 пункта и составил 47,8 процента от объема выручки.
Кризисные явления в бюджетной и финансовой сфере привели к серьёзным затруднениям в обеспечении своевременных выплат заработной платы, пенсий и пособий. В целом по области задолженность по заработной плате с начала года увеличилась на 47,3 процента и составила на 1 июля 1998 года 1064,4 млн. рублей, в том числе из-за отсутствия бюджетных средств 159,1млн.рублей.
На 1 августа 1998 года задолженность по выплате пенсий составила 344,8 млн.рублей или 1,3 месяца. Рост задолженности по выплате пенсий вызван, в основном, низким уровнем собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд.
Для закрепления и развития положительных результатов в экономике, достигнутых в 1 полугодии, и нейтрализации кризисных явлений в финансовой и бюджетной сферах во II полугодии требуется принятие немедленных и эффективных мер на региональном и федеральном уровнях.
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Основным проявлением экономического кризиса является невозможность производства субъектами рынка конкурентоспособной продукции, а при возможности производства - невозможность ее реализации за своевременную оплату денежными средствами, вытесненными с рынка их "суррогатами".
Экономический кризис породил кризис социальный в части невозможности своевременной оплаты труда работников производственной, бюджетной сферы, а также выплату пенсий и пособий.
Кризис производства и реализации конкурентоспособной продукции стал одной из основных причин бюджетного кризиса, в части формирования доходной части бюджета.
III. АНАЛИЗ ПРИЧИН КРИЗИСА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ
ПРОДУКЦИИ
1. Отстранение государства от функции регулирования общественно необходимых затрат при производстве продукции предприятиями-монополистами, породившее неэквивалентность обмена, диспропорции в сфере обращения ресурсов, товаров и услуг, диспаритет цен.
2. Отстранение государства от функции регулирования и контроля ценового процесса.
3. Финансовый кризис (характеризуется финансовой разбалансированностью и кредитным кризисом).
Финансовая разбалансированность вызвана кризисом сферы обращения, связанным с недостатком денежной массы в реальном секторе экономики.
Последствием финансовой разбалансированности стали следующие негативные процессы: применение "суррогатов" денежных средств или неликвидных в сфере внутреннего обращения финансовых и материальных ресурсов (бартер), как в расчетных отношениях между субъектами рынка, так и в расчетах с государством:
задержка оплаты поставленной продукции (кризис неплатежей);
неплатежи в бюджеты, внебюджетные фонды всех уровней;
отсутствие у субъектов рынка достаточного количества собственных и заемных оборотных средств, необходимых для приобретения материальных ресурсов.
Кризис кредитных отношений характеризуется невозможностью привлечения субъектами рынка на приемлемых условиях долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также заемных средств для формирования оборотных средств и инвестиционных ресурсов.
Причины кризиса заключаются в отсутствии у предприятий свободных денежных средств как основного источника ссудного фонда, недоверии населения финансовым институтам при наличии у них достаточного объема наличных денег и ряда реально действующих механизмов:
обеспечения кредитов;
гарантий кредитования;
контроля целевого использования кредитных ресурсов;
привлечения дополнительных источников (средства населения, субъектов рынка).
4. Инвестиционный кризис.
Инвестиционный кризис, оказывающий влияние на переориентацию производства для изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке товаров и услуг, в свою очередь сам является следствием финансовой разбалансированности и бюджетного кризиса. Можно выделить несколько причин его возникновения:
неспособность воспроизводства субъектами рынка собственных основных фондов, вследствие разрушения амортизационного механизма;
неспособность государства выступать в качестве основного инвестора;
разрушение механизма долгосрочного кредитования;
отсутствие инвестиционных проектов удовлетворяющих потенциальных инвесторов;
отсутствие действительных гарантий инвестиций, как со стороны государства, так и со стороны субъектов рынка.
IV. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА
Бюджетный кризис является следствием кризиса в производственном секторе, снижения налогооблагаемой базы, роста неплатежей (недоимки), долгов по кредитам банков, увеличения дефицита бюджета.
Одновременно неэффективно используются и возрастают расходы бюджета, порождающие иждивенчество, нерациональное использование сети социальной сферы бюджетных учреждений, рост управленческого аппарата и других нецелевых расходов и отвлечение бюджетных средств не по назначению.
1. Кризис доходной части бюджета.
Основными причинами кризиса доходной части бюджета являются:
1.1. Сужение налоговой базы и невозможность в связи с этим сформировать доходную часть бюджета, необходимую для нормального функционирования экономики, что было вызвано кризисом производства и реализации конкурентоспособной продукции, ликвидацией монополии и контроля государства над акцизными источниками, снятием монополии и контроля государства с источников производства и реализации продовольственной продукции, имеющей повседневный потребительский спрос (сахар, соль, хлеб, растительное масло и т.д.).
1.2. Полное или частичное уклонение субъектов рынка от уплаты налогов в бюджет.
1.3. Расчет с бюджетом "суррогатами" денежных средств, а также неликвидными во внутренней сфере обращения материальными ресурсами.
1.4. Отсутствие действенного административного и уголовного законодательства, определяющего ответственность за нарушения и злоупотребления в налоговой сфере.
2. Кризис расходной части бюджета.
Кризис доходной части бюджета порождает кризис расходной части и, в первую очередь, оказывает негативное влияние на сдерживание финансирования мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета, что вынуждает Правительство области вносить коррективы, исходя из фактических доходов бюджета, принимать решения о привлечении невыгодных для области кредитов банка, ссуд из федерального бюджета, с тем, чтобы обеспечить финансированием первоочередные защищенные статьи расходов, в том числе: оплату труда и социальные выплаты.
V.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ.
Считать главной целью антикризисной программы Саратовской области создание условий для производства конкурентоспособной продукции, реализации ее на рынке товаров и услуг и ликвидацию за счет этого глубинных причин бюджетного кризиса.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи в сфере производства и обращения продукции:
предоставить возможность (объектам рынка производить продукцию соответствующую по затратам и потребительским свойствам спросу рынка и ликвидировать негативные составляющие процесса ее реализации;
устранить глубинные причины финансовой разбалансированности, проявляющейся в задержке платежей, высокой доле бартерных расчетов и хождении на рынке денежных "суррогатов";