САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 23.05.2001 г. № 54-2437
О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы
В целях создания условий для улучшения экономического положения промышленных предприятий области, обеспечения дальнейшего устойчивого роста промышленного производства в Саратовской области Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
23.05.2001 г. № 54-2437
Наименование Программы | - Программа развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы (далее Программа) |
Разработчик Программы | - министерство промышленности области |
Цель Программы | Главной целью Программы является обеспечение стабильных темпов роста промышленного производства на основе развития инновационной деятельности в регионе, предусматривающей широкую реализацию научных разработок в области создания и освоения современных интенсивных технологий, выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции, реализацию инновационных проектов, обеспечение в необходимом объеме топливно-энергетическими ресурсами всех отраслей экономики и населения области |
Задачи Программы | Для достижения вышеуказанной цели в Программе предусматривается решение следующих задач: создание условий для производства важнейших видов промышленной продукции; формирование экономических условий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат; создание условий для опережающего развития обрабатывающих отраслей нового технологического типа; определение приоритетов в инновационной деятельности, оказывающей влияние на эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции; повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование системы представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ; обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса области; стимулирование энергосбережения, в том числе в бюджетной сфере и на муниципальном уровне; проведение активной энергосберегающей политики; расширение и углубление сотрудничества в промышленности области с другими регионами и государствами; максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых; создание условий для подготовки и переподготовки рабочих и управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов; создание крупных технологически интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе; эффективное использование потенциала предприятий оборонной промышленности для развития двойных технологий; совершенствование механизмов роста реальной заработной платы и повышение уровня жизни населения; определение новых путей финансового обеспечения инновационных процессов в регионе |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2001 - 2005 годы |
Перечень подпрограмм | - программа развития предприятий машиностроения на 2001 - 2005 годы; программа развития предприятий оборонной промышленности на 2001 - 2005 годы; программа развития предприятий электронной промышленности на 2001 - 2005 годы; программа развития химической и нефтехимической промышленности на 2001 - 2005 годы; программа развития предприятий легкой промышленности на 2001 - 2005 годы; комплексная программа развития предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности на 2001 - 2005 годы; программа развития сельскохозяйственного машиностроения до 2005 года; стратегия развития топливно-энергетического комплекса на 2001 - 2015 годы |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы | - министерство промышленности области, предприятия, учреждения и организации |
Организация контроля за исполнением Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство области, министерство промышленности области, администрации муниципальных образований. Правительство области совместно с министерством промышленности области координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование выделяемых средств |
В условиях рыночной экономики структурные преобразования в промышленности являются одним из важнейших условий обеспечения стабильного экономического роста. Промышленность является ключевой отраслью экономики области. За прошедшие годы удалось добиться оживления во всех отраслях, однако в последующие годы предстоит обеспечить не просто экономический рост, а обновление основных производственных фондов, внедрение новейших технологий, позволяющих освоить выпуск конкурентоспособной продукции, а также совершенствование системы управления предприятиями.
В новых экономических условиях особое значение отводится программно-целевому методу управления промышленными предприятиями. Поэтому в системе экономического возрождения области особое место отводится Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы.
Программа развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы разработана министерством промышленности области в тесном сотрудничестве с отраслевыми министерствами, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, промышленными предприятиями.
Основными документами, на которых базируется Программа, являются:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года.
2. Послание Губернатора Д.Ф.Аяцкова жителям области «Жить настоящим, думая о будущем, опираясь на прошлое».
3. Закон Саратовской области «О промышленной политике».
4. Закон Саратовской области «О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области».
5. Закон Саратовской области «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области».
6. Закон Саратовской области «О земле».
7. Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности».
В Программе дан всесторонний анализ тенденций развития промышленности области, рассмотрены теоретические и практические аспекты становления и развития рынка промышленной продукции. Особое место в Программе уделяется развитию инновационной деятельности в регионе, предусматривающей широкую реализацию научных разработок и освоение современных технологий, обеспечение в необходимом объеме топливно-энергетическими ресурсами всех отраслей промышленности и населения.
Анализ применения программно-целевого метода управления промышленностью области
Основной стратегической целью экономической политики области является повышение качества жизни населения. Эта цель может быть достигнута только через стабилизацию и развитие экономики и социальной сферы. Для стабилизации экономики нужно создать правовую среду ее функционирования, достичь финансовой стабилизации, повысить эффективность производства, развить рыночную инфраструктуру, максимально поддерживать и развивать инвестиционный и инновационный потенциал.
Безусловно, в основе всего этого - устойчивый подъем промышленности, который может быть обеспечен за счет мобилизации внутренних резервов страны и регионов.
Практика показывает, что промышленная политика более эффективна, если она осуществляется через областные целевые программы. В области используется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой: инвестиционный проект предприятия - программа развития предприятия - программа развития отрасли - программа развития промышленности - программа социально-экономического развития области. Эти проекты и программы представляют собой комплекс конкретных, направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должны не только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.
Базовой целевой программой в прошедшие три года являлась Программа развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы, которая определила основные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составными частями указанной Программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основу последних легли программы развития конкретных предприятий.
Промышленность области обладает богатым потенциалом роста в базовых отраслях, общая тенденция спада производства преодолена. Однако есть проблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решить их в рамках существующих механизмов регулирования представляется крайне сложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающих интересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевого управления, способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.
При подготовке указанной Программы учитывалось, что ее реализация будет проходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней было предусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансирования программных мероприятий.
Прямое финансирование включает: средства областного бюджета; средства предприятий; средства иностранных инвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативной помощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства службы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительные рабочие места.
Косвенное финансирование включает: реструктуризацию задолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределах полномочий Правительства области, областной Думы и органов местного самоуправления.
Анализ состояния и развития нормативно-правовой базы для поддержки и развития промышленности области
В области к настоящему времени осуществлен комплекс мер по формированию правового поля для функционирования основных механизмов саморегулирования рыночной экономики и развития рыночных отношений.
Политика в области создания прогрессивной правовой среды предполагала и будет в дальнейшем предполагать проведение мероприятий по совершенствованию региональных административно-правовых норм и правил, правовому обеспечению реализации экономической программы области, законодательной инициативе по совершенствованию федерального законодательства. При этом надо исходить из того, что областная нормативная база должна соответствовать законодательству Российской Федерации и изменяться в сторону наиболее полного соответствия потребностям нормального функционирования рыночной экономики.
Анализ динамики структуры промышленности области, индексов физического объема, темпов роста и производства промышленной продукции в натуральном выражении
Систематически проводимая работа по реализации указанной Программы позволила обеспечить предусмотренный ею прирост промышленного производства в 1998 году на 1,2 процента (несмотря на финансово-экономический кризис в августе 1998 года, резко обостривший негативные тенденции в экономике), в 1999 году - на 10,3 процента, в 2000 году - на 19,3 процента.
Динамика объемов выпускаемой продукции и индексов физического объема за 1998-2000 годы по полному кругу
промышленных предприятий в действующих ценах
1998 год | 1999 год | 2000 год | 2000 год | ||||
| Объем товарной продукции, | ИФО, | Объем товарной продукции, млн. руб. | ИФО, | Объем товарной продукции (крупных и средних предприя-тий), | ИФО, | к 1990 году |
ВСЕГО по промышленности области |
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч.: | |||||||
Электроэнергетика | 5 537,4 | 106,8 | 6 104,6 | 101,5 | 8 186,8 | 114,8 | 114,5 |
Топливная промышленность | 1 017,7 | 103,1 | 2 551,3 | 103,7 | 3 603,5 | 113,4 | 70,0 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Машиностроение и металлообработка |
|
|
|
|
|
|
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Легкая промышленность | 167,4 | 100,3 | 471,0 | в 2,1р. | 768,7 | 131,6 | 34,0 |
Табачная промышленность | 459,5 | 119,6 | 1 642,4 | 158,4 | 1 698,9 | 122,6 | в 4р. |
Стекольная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Отчетливо проявилась тенденция роста доли машиностроения, химической и легкой промышленности в общей структуре промышленного производства. Кардинальным образом изменилась обстановка на химических предприятиях, многие из которых в начале 1999 года находились в кризисном состоянии. Впервые за последние годы предприятия химии достигли положительных темпов роста.
За 1998 - 2000 годы наиболее стабильно развивались электроэнергетика, топливная промышленность и промышленность стройматериалов. После кризисного 1998 года в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности наблюдалось резкое увеличение объемов производства, которое носило компенсационный характер. Наиболее высоких показателей индексов физического объема достигла легкая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.
Среди отраслей промышленности только электроэнергетика сумела превысить показатели 1990 года. Наименьшее снижение объемов производства допустили лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность (за счет резкого роста в последние два года).
Динамика структуры
промышленности области за 1998-2000 годы
1998 год
|
1999 год |
2000 год | |||
|
|
|
Динамика объемов выпускаемой продукции, темпов роста и индексов физического объема за 1998-2000 годы
по крупным и средним предприятиям в действующих ценах
Наименование | 1998 год | 1999 год | 2000 год | |||||||||
отрасли | Объем товарной продукции, млн. руб. | ИФО, | Темпы роста, | Объем товарной продукции, млн. руб. | ИФО, | Темпы роста, | Объем товарной продукции, млн. руб. | ИФО, | Темпы роста, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
ВСЕГО по промышленности области |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
в т.ч.: | ||||||||||||
Электроэнергетика | 5 501,5 | 106,6 | 104,4 | 6 054,0 | 102,0 | 109,7 | 8 141,1 | 115,5 | 133,3 | |||
Топливная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Химическая и нефтехимическая промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Машиностроение и металлообработка |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Легкая промышленность | 141,7 | 103,6 | 103,3 | 419,6 | 214,4 | 301,3 | 707,1 | 137,3 | 178,0 | |||
Промышленность строительных материалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Пищевая промышленность, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
из нее дрожжевая | - | - | - | 20,0 | - | - | 43,2 | 113,3 | 177,7 | |||
табачно-махорочная | 459,5 | 119,6 | 237,3 | 1 638,8 | 158,4 | 359,9 | 1698,9 | 122,6 | 98,3 | |||
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Полиграфическая промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|