САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 23.05.2001 г. № 54-2437


О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы



В целях создания условий для улучшения экономического положения промышленных предприятий области, обеспечения дальнейшего устойчивого роста промышленного производства в Саратовской области Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Программу развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы (прилагается).

Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов



Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     23.05.2001 г. № 54-2437



ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ



Саратов, 2001


Паспорт Программы
развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы

Наименование Программы

- Программа развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы (далее Программа)

Разработчик Программы

- министерство  промышленности области

Цель Программы

Главной целью Программы является обеспечение стабильных темпов роста промышленного производства на основе развития инновационной деятельности в регионе, предусматривающей широкую реализацию научных разработок в области создания и освоения современных интенсивных технологий, выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции, реализацию инновационных проектов, обеспечение в необходимом объеме топливно-энергетическими ресурсами всех отраслей экономики и населения области

Задачи Программы

Для достижения вышеуказанной цели в Программе предусматривается решение следующих задач:

создание условий для производства важнейших видов промышленной продукции;

формирование экономических условий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат;

создание условий  для опережающего развития обрабатывающих отраслей нового технологического типа;

определение приоритетов в инновационной деятельности, оказывающей влияние на эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование системы представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ;

обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса области;

стимулирование энергосбережения, в том числе в бюджетной сфере и на муниципальном уровне;

проведение активной энергосберегающей политики;

расширение и углубление сотрудничества в промышленности области с другими регионами и государствами;

максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых;  

создание условий для подготовки и переподготовки рабочих и управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов;

создание крупных технологически интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе;

эффективное использование потенциала предприятий оборонной промышленности для развития двойных технологий;

совершенствование механизмов роста реальной заработной платы и  повышение уровня жизни населения;

определение новых путей финансового обеспечения инновационных процессов в регионе

Сроки и этапы реализации Программы

- 2001 - 2005 годы

Перечень подпрограмм

- программа развития предприятий машиностроения на 2001 - 2005 годы;

программа развития предприятий оборонной промышленности на 2001 - 2005 годы;

программа развития предприятий электронной промышленности на 2001 - 2005 годы;

программа развития химической и нефтехимической промышленности на 2001 - 2005 годы;

программа развития предприятий легкой промышленности на 2001 - 2005 годы;

комплексная программа развития предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности на 2001 - 2005 годы;

программа развития сельскохозяйственного машиностроения до 2005 года;

стратегия развития топливно-энергетического комплекса на 2001 - 2015 годы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы

- министерство промышленности области, предприятия, учреждения и организации

Организация контроля за исполнением Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство области, министерство промышленности области, администрации муниципальных образований.

Правительство области совместно с министерством промышленности области координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование выделяемых средств


Введение


В условиях рыночной экономики структурные преобразования в промышленности являются одним из важнейших условий обеспечения стабильного экономического роста. Промышленность является ключевой отраслью экономики области. За прошедшие годы удалось добиться оживления во всех отраслях, однако в последующие годы предстоит обеспечить не просто экономический рост, а обновление основных производственных фондов, внедрение новейших технологий, позволяющих освоить выпуск конкурентоспособной продукции, а также  совершенствование системы управления предприятиями.

В новых экономических условиях особое значение отводится программно-целевому методу управления промышленными предприятиями. Поэтому в системе экономического возрождения области особое место отводится Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы.

Программа развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы разработана министерством промышленности области в тесном сотрудничестве с отраслевыми министерствами, научными учреждениями,  высшими учебными заведениями, промышленными предприятиями.

Основными документами, на которых базируется Программа, являются:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года.

2. Послание Губернатора Д.Ф.Аяцкова жителям области «Жить настоящим, думая о будущем, опираясь на прошлое».

3. Закон Саратовской области «О промышленной политике».

4. Закон Саратовской области «О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области».

5. Закон Саратовской области «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области».

6. Закон Саратовской области «О земле».

7. Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности».

В Программе дан всесторонний анализ тенденций развития промышленности области, рассмотрены теоретические и практические аспекты становления и развития рынка промышленной продукции. Особое место в Программе уделяется развитию инновационной деятельности в регионе, предусматривающей широкую реализацию научных разработок и освоение современных технологий, обеспечение в необходимом объеме топливно-энергетическими ресурсами всех отраслей промышленности и населения.


I. Оценка современного состояния и проблем экономического развития промышленности области за 1998 - 2000 годы
(итоги выполнения Программы развития промышленности
Саратовской области на 1998 - 2000 годы)

     
1.1. Итоги развития промышленности области за 1998-2000 годы


Анализ применения программно-целевого метода управления промышленностью области

Основной стратегической целью экономической политики области является повышение качества жизни населения. Эта цель может быть достигнута только через стабилизацию и развитие экономики и социальной сферы. Для стабилизации экономики нужно создать правовую среду ее функционирования, достичь финансовой стабилизации, повысить эффективность производства, развить рыночную инфраструктуру, максимально поддерживать и развивать инвестиционный и инновационный потенциал.

Безусловно, в основе всего этого - устойчивый подъем промышленности, который может быть обеспечен за счет мобилизации внутренних резервов страны и регионов.

Практика показывает, что промышленная политика более эффективна, если она осуществляется через областные целевые программы. В области используется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой: инвестиционный проект предприятия - программа развития предприятия - программа развития отрасли - программа развития промышленности - программа социально-экономического развития области. Эти проекты и программы представляют собой комплекс конкретных, направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должны не только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.

Базовой целевой программой в прошедшие три года являлась Программа развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы, которая определила основные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составными частями указанной Программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основу последних легли программы развития конкретных предприятий.

Промышленность области обладает богатым потенциалом роста в базовых отраслях, общая тенденция спада производства  преодолена. Однако есть проблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решить их в рамках существующих механизмов регулирования представляется крайне сложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающих интересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевого управления, способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.

При подготовке указанной Программы учитывалось, что ее реализация будет проходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней было предусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансирования программных мероприятий.

Прямое финансирование включает: средства областного бюджета; средства предприятий; средства иностранных инвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативной помощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства службы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительные рабочие места.

Косвенное финансирование включает: реструктуризацию задолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределах полномочий Правительства области, областной Думы и органов местного самоуправления.

Анализ состояния и развития нормативно-правовой базы для поддержки и развития промышленности области

В области к настоящему времени осуществлен комплекс мер по формированию правового поля для функционирования основных механизмов саморегулирования рыночной экономики и развития рыночных отношений.

Политика в области создания прогрессивной правовой среды предполагала и будет в дальнейшем предполагать проведение мероприятий по совершенствованию региональных административно-правовых норм и правил, правовому обеспечению реализации экономической программы области, законодательной инициативе по совершенствованию федерального законодательства. При этом надо исходить из того, что областная нормативная база должна соответствовать законодательству Российской Федерации и изменяться в сторону наиболее полного соответствия потребностям нормального функционирования рыночной экономики.

    

 Анализ динамики структуры промышленности области, индексов физического объема, темпов роста и производства промышленной продукции в натуральном выражении

Систематически проводимая работа по реализации указанной Программы позволила обеспечить предусмотренный ею прирост промышленного производства в 1998 году на 1,2 процента (несмотря на финансово-экономический кризис в августе 1998 года, резко обостривший негативные тенденции в экономике), в 1999 году - на 10,3 процента, в 2000 году - на 19,3 процента.     

Динамика объемов выпускаемой продукции и индексов физического объема за 1998-2000 годы по полному кругу
промышленных предприятий в действующих ценах

1998 год

1999 год

2000 год

2000 год

  

Объем товарной продукции,
млн. руб.

ИФО,
%

Объем товарной продукции, млн. руб.

ИФО,
%

Объем товарной продукции (крупных и средних предприя-тий),
млн. руб.

ИФО,
%

к 1990 году

ВСЕГО

по промышленности области



17 732,2



101,2



30 433,1



110,3



40 535,2



119,3



57,4

в т.ч.:

Электроэнергетика

5 537,4

106,8

6 104,6

101,5

8 186,8

114,8

114,5

Топливная промышленность

1 017,7

103,1

2 551,3

103,7

3 603,5

113,4

70,0

Химическая и нефтехимическая промышленность


1 887,4


75,1


4 178,6


128,6


6 269,2


135,7


68,1

Машиностроение и металлообработка


3 111,7


97,0


6 282,4


120,3


8 640,4


115,8


36,6

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность



461,0



105,5



738,4



115,4



785,1



145,4



81,3

Легкая промышленность

167,4

100,3

471,0

в 2,1р.

768,7

131,6

34,0

Табачная промышленность

459,5

119,6

1 642,4

158,4

1 698,9

122,6

в 4р.

Стекольная

промышленность


417,5


106,5


667,7


102,1


1 041,6


107,0


48,2


Отчетливо проявилась тенденция роста доли машиностроения, химической и легкой промышленности в общей структуре промышленного производства. Кардинальным образом изменилась обстановка на химических предприятиях, многие из которых в начале 1999 года находились в кризисном состоянии. Впервые за последние годы предприятия химии достигли положительных темпов роста.

За 1998 - 2000 годы наиболее стабильно развивались электроэнергетика, топливная промышленность и промышленность стройматериалов. После кризисного 1998 года в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности наблюдалось резкое увеличение объемов производства, которое носило компенсационный характер. Наиболее высоких показателей индексов физического объема достигла легкая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.

Среди отраслей промышленности только электроэнергетика сумела превысить показатели 1990 года. Наименьшее снижение объемов производства допустили лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность (за счет резкого роста в последние два года).




Динамика структуры
промышленности области за 1998-2000 годы


  

1998 год

 

1999 год

 

2000 год

  

  

 

 



Динамика объемов выпускаемой продукции, темпов роста и индексов физического объема за 1998-2000 годы

по крупным и средним предприятиям в действующих ценах

Наименование

1998 год

1999 год

2000 год

отрасли

Объем товарной продукции, млн. руб.

ИФО,
%

Темпы роста,
%

Объем товарной продукции, млн. руб.

ИФО,
%

Темпы роста,
%

Объем товарной продукции, млн. руб.

ИФО,
%

Темпы роста,
%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВСЕГО

по промышленности области



14 996,3



101,3



103,9



26 181,1



111,3



174,0



37 032,6



121,3



140,6

в т.ч.:

Электроэнергетика

5 501,5

106,6

104,4

6 054,0

102,0

109,7

8 141,1

115,5

133,3

Топливная промышленность


966,7


103,4


102,9


2 440,0


103,7


248,1


3 563,2


112,8


146,2

Химическая и нефтехимическая промышленность



1 740,8



75,1



83,9



4 046,0



128,2



217,1



6 044,9



138,5



148,6

Машиностроение и металлообработка


2 525,5


97,0


104,8


5 255,3


125,0


205,7


7666,6


118,7


146,9

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность




281,6




107,3




142,7




519,4




114,5




184,5




640,5




147,2




123,1

Легкая промышленность

141,7

103,6

103,3

419,6

214,4

301,3

707,1

137,3

178,0

Промышленность строительных материалов


918,4


103,1


109,9


1 193,6


103,4


127,4


1790,7


106,2


152,4

Пищевая промышленность, всего


1 741,1


111,0


125,6


4 129,8


118,3


238,3


5209,6


130,6


122,0

из нее  дрожжевая

-

-

-

20,0

-

-

43,2

113,3

177,7

табачно-махорочная

459,5

119,6

237,3

1 638,8

158,4

359,9

1698,9

122,6

98,3

Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность



417,5



106,5



115,8



667,7



102,1



150,3



1010,3



107,0



149,7

Полиграфическая промышленность


85,6


103,0


131,9


175,9


100,4


205,6


226,1


116,3


128,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»