САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  

От 25.04.2000 г. № 41-1673


О целевой программе "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000 - 2002 годы"

       В целях реализации целевой программы развития земельной   реформы и осуществления земельной политики на территории Саратовской области в 2000 - 2002 годах Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить целевую программу "Развитие земельной реформы в   Саратовской области на 2000 - 2002 годы" (прилагается).

       2. Рекомендовать органам местного самоуправления области   разработать и утвердить местные программы развития земельной реформы на 2000 - 2002 годы с учетом настоящей областной программы.


Председатель Саратовской
областной Думы
                                                                                                                              А.П.Харитонов


Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 25.04.2000 г. № 41-1673

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы"


ПАСПОРТ
целевой программы "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы"


Наименование

- целевая программа "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

       - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня  1999  года  №  694  "О  федеральной  целевой  программе  "Развитие  земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы"

Государственный заказчик Программы

       - комитет по земельным ресурсам и землеустройству области

Основной разработчик Программы

       - комитет по земельным ресурсам и землеустройству области

Исполнители Программы

       - комитет  по  земельным  ресурсам и землеустройству области,  министерство  сельского  хозяйства   и   продовольствия   области,  министерство   финансов   области,   управление   лесами  области,  администрации муниципальных образований области


Цели и задачи Программы

       - повышение   эффективности   использования  земли,  создание  условий    для    увеличения     социального,     инвестиционного,  производительного    потенциала   земли   и   превращение   ее   в  самостоятельный фактор экономического роста

Сроки и этапы реализации Программы

       - 2000-2002 годы:

         I этап - 2000 год;

         II этап - 2001-2002 годы.


Перечень основных мероприятий Программы

       разработка и совершенствование нормативной базы регулирования  земельных отношений;

       создание механизма,    реализующего    права    собственников  земельных долей;

       создание механизма,  обеспечивающего  приватизацию  городских  земель    при   приватизации   государственных   и   муниципальных  предприятий, и развитие оборота земель в городах и поселениях;

разграничение земель,      находящихся      в     федеральной  собственности,    собственности    области     и     муниципальной  собственности;

создание инфраструктуры рынка земли;

развитие механизма ипотечного кредитования;

ведение государственного земельного кадастра;

совершенствование системы земельных платежей;

зонирование территорий;

проведение массовой оценки земель;

картографическое, геодезическое     и      землеустроительное  обеспечение земельной реформы;

ведение мониторинга земель;

техническое оснащение  службы  государственного  контроля  за  использованием и охраной земель;

проведение информационно-разъяснительной     работы     среди  населения;

создание специализированного   информационноконсультационного  центра;

организация в высших и средних специальных учебных заведениях  лабораторий современных геоинформационных технологий;

подготовка и переподготовка кадров  

  

  

(млн. рублей)

Объемы и источники финансирования
Программы


2000-2002 годы


2000 год

Всего:

130,9

38,2

в том числе:

  

  

федеральный бюджет

29,9

10,2

областной бюджет

23,43

   6,50

местные бюджеты

77,57

21,50


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

       закрепление конституционных     прав     граждан     свободно  распоряжаться  участком  земли  и  земельной  долей  под контролем  государства;

разграничение земель,      находящихся      в     федеральной  собственности,    собственности    области     и     муниципальной  собственности;

создание рынка   земли    и    недвижимости    как    единого  имущественного комплекса;

развитие ипотеки земли и создание благоприятных  условий  для  инвестиций;

эффективное и рациональное использование  земельных  ресурсов  на всех уровнях управления ими;

повышение поступлений от платежей за землю в  доходную  часть  соответствующего бюджета

Сводный расчет прямой экономической эффективности проведения
земельной реформы в Саратовской области (2000-2002 гг.)

Наименование мероприятий

Экономический эффект
(млн. рублей)

1.     Дальнейшая приватизация земель государственных и муниципальных предприятий

2.     Обеспечение гражданам - собственникам свободы права распоряжения земельными долями

3.     Переход на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков

4.     Дифференциация ставок земельного налога в городских поселениях

5.     Существенное сокращение льгот за пользование земельными участками в городских поселениях

6.     Развитие ипотеки земель (рассматривается как источник инвестиций)


161,75


8,2


8,4

142,12



54,6

6,06

     Итого:

381,13

        Система организации контроля за исполнением Программы

       - устанавливается в соответствии с действующим порядком

Введение

       Саратовская область располагает огромными земельными   ресурсами - 10124,1 тыс. га, в том числе 8572,4 тыс. га сельхозугодий, однако часть земель используется неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не завершена, осуществленные земельные преобразования проводились форсированно с нарушением их последовательности, комплексности по объективным, а нередко и субъективным причинам. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Накопленный практический опыт показывает, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углубленно, с правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Выходом из такого положения является определение основных направлений областной политики в области земельных правоотношений и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в области.

       Перед областью стоит сложная задача завершения реформирования   земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

I. Основные положения Программы

1. Основные итоги земельных преобразований
в Саратовской области в 1991-1999 годах

       Завершен первый этап земельных преобразований. Произошли   принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

       В ходе земельной реформы, к январю 1999 года, в области   произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация около 6,8 млн. га их земель. В итоге 322 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (8,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано более 1 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 982 тыс. га. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 300 земельных участков.

       Органам местного самоуправления передано в ведение 563,3 тыс.   га земель.

       Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными   участками. 999,5 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 108,9 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,2 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 838 тыс. граждан и 9,3 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

       Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех   уровней: в 1995 году - 50,1 млн. рублей, в 1996 году - 78,4 млн. рублей, в 1997 - 165,4 млн. рублей, в 1998 году - 158,1 млн. рублей. Из них комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его территориальными подразделениями использовано соответственно по годам 27, 13, 8, 6 процентов.

       Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры.   Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло более 30 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Проводится массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.

       Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа   земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

       Не создана стройная система земельного законодательства на   уровне Российской Федерации, и область была вынуждена создавать собственную законодательную базу. С ноября 1997 года действует Закон Саратовской области "О земле".

       Земельная реформа коснулась в основном земель   сельскохозяйственного назначения.

       Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и   взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению.

       До настоящего времени не проведено разграничение земель на   земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности области и в муниципальной собственности.

       В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных   на него задач:

       собственники земельных долей не полностью реализуют права по   их распоряжению;

       переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам   осуществляется медленно;

       новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в   результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий;

       не работает система ипотечного кредитования.

       Медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет   привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

       Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ   (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов, из областного и местных бюджетов менее 15 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

2. Цели и задачи Программы

       Целями Программы являются:

       повышение эффективности использования земли, создание условий  для  увеличения  инвестиционного  и  производительного  потенциала  земли,    превращение   ее   в   мощный   самостоятельный   фактор  экономического роста;

обеспечение выполнения  комплекса  взаимосвязанных  правовых,  организационных, финансовых, научно-технических,  землеустроительных  и  иных мер, позволяющих в основном завершить  осуществление земельной реформы  и  создать  эффективный  механизм  регулирования  земельных  отношений  и государственного управления земельными ресурсами.

Задачами Программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»