САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 25.04.2000 г. № 41-1673
О целевой программе "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000 - 2002 годы"
В целях реализации целевой программы развития земельной реформы и осуществления земельной политики на территории Саратовской области в 2000 - 2002 годах Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую программу "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000 - 2002 годы" (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить местные программы развития земельной реформы на 2000 - 2002 годы с учетом настоящей областной программы.
Председатель Саратовской
областной Думы
А.П.Харитонов
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 25.04.2000 г. № 41-1673
Наименование
- целевая программа "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа)
Основания для разработки Программы
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы"
Государственный заказчик Программы
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству области
Основной разработчик Программы
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству области
Исполнители Программы
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство финансов области, управление лесами области, администрации муниципальных образований области
Цели и задачи Программы
- повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста
Сроки и этапы реализации Программы
- 2000-2002 годы:
I этап - 2000 год;
II этап - 2001-2002 годы.
Перечень основных мероприятий Программы
разработка и совершенствование нормативной базы регулирования земельных отношений;
создание механизма, реализующего права собственников земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, и развитие оборота земель в городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование системы земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
создание специализированного информационноконсультационного центра;
организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий;
подготовка и переподготовка кадров
|
| (млн. рублей) |
Объемы и источники финансирования |
|
|
Всего: | 130,9 | 38,2 |
в том числе: |
|
|
федеральный бюджет | 29,9 | 10,2 |
областной бюджет | 23,43 | 6,50 |
местные бюджеты | 77,57 | 21,50 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под контролем государства;
разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности;
создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть соответствующего бюджета
Сводный расчет прямой экономической эффективности проведения
земельной реформы в Саратовской области (2000-2002 гг.)
Наименование мероприятий | Экономический эффект |
1. Дальнейшая приватизация земель государственных и муниципальных предприятий 2. Обеспечение гражданам - собственникам свободы права распоряжения земельными долями 3. Переход на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков 4. Дифференциация ставок земельного налога в городских поселениях 5. Существенное сокращение льгот за пользование земельными участками в городских поселениях 6. Развитие ипотеки земель (рассматривается как источник инвестиций) |
|
Итого: | 381,13 |
Система организации контроля за исполнением Программы
- устанавливается в соответствии с действующим порядком
Саратовская область располагает огромными земельными ресурсами - 10124,1 тыс. га, в том числе 8572,4 тыс. га сельхозугодий, однако часть земель используется неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не завершена, осуществленные земельные преобразования проводились форсированно с нарушением их последовательности, комплексности по объективным, а нередко и субъективным причинам. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Накопленный практический опыт показывает, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углубленно, с правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Выходом из такого положения является определение основных направлений областной политики в области земельных правоотношений и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в области.
Перед областью стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В ходе земельной реформы, к январю 1999 года, в области произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация около 6,8 млн. га их земель. В итоге 322 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (8,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано более 1 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 982 тыс. га. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 300 земельных участков.
Органам местного самоуправления передано в ведение 563,3 тыс. га земель.
Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 999,5 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 108,9 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,2 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 838 тыс. граждан и 9,3 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 50,1 млн. рублей, в 1996 году - 78,4 млн. рублей, в 1997 - 165,4 млн. рублей, в 1998 году - 158,1 млн. рублей. Из них комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его территориальными подразделениями использовано соответственно по годам 27, 13, 8, 6 процентов.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло более 30 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Проводится массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
Не создана стройная система земельного законодательства на уровне Российской Федерации, и область была вынуждена создавать собственную законодательную базу. С ноября 1997 года действует Закон Саратовской области "О земле".
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению.
До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности области и в муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач:
собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению;
переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно;
новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий;
не работает система ипотечного кредитования.
Медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов, из областного и местных бюджетов менее 15 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста;
обеспечение выполнения комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Задачами Программы являются: