ПРИКАЗ
от 18 декабря 2012 года N 397-т/2
(с изменениями на 1 июня 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1 (Российская газета, N 62, 19.03.2014);
приказом ФСТ России от 18 ноября 2014 года N 263-т/6 (Российская газета, N 297, 29.12.2014);
приказом ФАС России от 18 марта 2016 года N 270/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2016, N 0001201604210007);
приказом ФАС России от 13 декабря 2016 года N 1756/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2016, N 0001201612220040);
приказом ФАС России от 23 декабря 2016 года N 1833/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290035);
приказом ФАС России от 13 июля 2018 года N 997/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2018, N 0001201808060024);
приказом ФАС России от 1 июня 2022 года N 419/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2022, N 0001202207270005).
____________________________________________________________________
На основании Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года, ратифицированного Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 173-ФЗ "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4264), а также Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.Новиков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 2012 года,
регистрационный N 26460
Методика определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта
(с изменениями на 1 июня 2022 года)
1. Настоящая Методика определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта (далее - Методика) разработана в соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643) в целях реализации пунктов 4 и 5 статьи 6 Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года, ратифицированного Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 173-ФЗ "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4264) (далее - Соглашение).
2. Методика предназначена для использования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (далее - регулирующий орган), субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими работы (оказывающими услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъекты регулирования) тарифы, сборы и платы в отношении которых, регулируются государством, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, при определении предельных максимальных и минимальных уровней тарифов, в границах которых субъектам регулирования предоставляется право по увеличению (снижению) тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования (далее - услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов), осуществляемых по инфраструктуре ОАО "РЖД", ФГУП "КЖД", ОАО "АК "ЖДЯ", относительно базового уровня, устанавливаемого регулирующим органом на соответствующий финансовый год, а также при формировании финансовых планов субъектов регулирования, при определении потерь доходов субъектов регулирования, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2022 года приказом ФАС России от 1 июня 2022 года N 419/22. - См. предыдущую редакцию)
3. Настоящая Методика определяет основные положения по расчету:
- затрат, учитываемых при определении ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при грузовых перевозках (далее - услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов) для среднесетевых условий;
- расчетного уровня рентабельности расходов субъекта регулирования в части грузовых перевозок, определяемой в рамках формирования предельного максимального уровня тарифов, обеспечивающей условия для обновления основных фондов, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок;
- предельных максимальных и минимальных уровней тарифов, сборов и плат на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемых для среднесетевых условий перевозок грузов в целях реализации субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов на указанные услуги в рамках данных ценовых пределов;
- предельных максимальных и минимальных уровней тарифов, сборов и плат на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг в целях обеспечения механизмов финансирования инвестиций в развитие отдельных участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
4. Расчет предельного максимального и минимального уровней тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов осуществляется на очередной период регулирования, в текущем финансовом году t, на базе отчетных данных об объемах за предшествующий текущему финансовый год t-1, а также доходов и расходов, полученных в ходе ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности "грузовые перевозки" и "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок" за указанный период, сформированных в соответствии с приказом Минтранса России от 23 октября 2018 года N 373 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2019 года, регистрационный N 53656), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 7 июня 2021 года N 176 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2021 года, регистрационный N 65744).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2022 года приказом ФАС России от 1 июня 2022 года N 419/22. - См. предыдущую редакцию)
Период регулирования для установления минимального уровня ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий составляет до 10 лет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2018 года приказом ФАС России от 13 июля 2018 года N 997/18. - См. предыдущую редакцию)
При этом регулирующий орган ежегодно до 30 апреля текущего финансового года проводит анализ изменения уровня ценовых пределов для среднесетевых условий на базе отчетных данных за предшествующий финансовый год.
В случае, если при расчете предельного максимального и минимального уровней тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий на базе отчетных данных за предшествующий финансовый год, их отклонение от предельного максимального и минимального уровней тарифов, установленных на долгосрочный период регулирования, превышает 5 (пять) процентных пунктов, регулирующий орган устанавливает предельный максимальный и минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по результатам их расчета в условиях предшествующего финансового года на срок с 1 июля текущего финансового года до момента окончания текущего долгосрочного периода регулирования.
При этом, ранее установленный предельный максимальный и минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий продолжает действовать до момента окончания текущего долгосрочного периода регулирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2014 года приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1. - См. предыдущую редакцию)
5. Предельный минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов определяется на очередной период регулирования:
для среднесетевых условий в виде индекса к тарифам, сборам и плате на указанные услуги, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год;
для отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг в виде:
- индекса к тарифам, сборам и плате на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов;
- абсолютного значения платы за услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов.
5.1. Расчет предельного минимального уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, определяемого для среднесетевых условий, осуществляется на очередной долгосрочный период регулирования исходя из размера проектируемой на текущий финансовый год необходимой валовой выручки, обеспечивающей безубыточное функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта и компенсацию затрат, связанных с работой локомотивов в грузовом движении, а также затрат, связанных с выполнением инвестиционных проектов в области инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, направленных на обеспечение транспортной безопасности, и проектируемой на данный финансовый год величины доходов от грузовых перевозок по инфраструктурной и локомотивной (без учета вокзальной) составляющим, доходов от реализации услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок на основе данных раздельного учета с учетом ожидаемого изменения объемов работ (грузооборота).
Предельный минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий в установленном долгосрочном периоде регулирования устанавливается (изменяется) регулирующим органом в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2017 года приказом ФАС России от 23 декабря 2016 года N 1833/16)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2014 года приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1. - См. предыдущую редакцию)
5.2. В случае принятия решений о реализации отдельных инфраструктурных проектов с привлечением средств частных инвесторов, являющихся пользователями железнодорожных транспортных услуг, в отдельных сегментах рынка могут устанавливаться пониженные тарифы, сборы и платы, обеспечивающие возврат средств частным инвесторам, участвующим в финансировании данных проектов при условии, что вводимые в рамках реализации инфраструктурных проектов объекты основных средств принадлежат субъекту регулирования на праве собственности или ином вещном праве.
Расчет указанных тарифов, сборов и платы осуществляется с учетом объемов частных инвестиций, направленных на реализацию соответствующего инфраструктурного проекта, сроков окупаемости данного проекта, распределения объемов инвестиционных расходов по каждому году периода окупаемости проекта, а также объемов перевозок и номенклатуры грузов, принимаемых к расчету с учетом значения проекта.
6. Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов определяется на очередной долгосрочный период регулирования:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2014 года приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1. - См. предыдущую редакцию)
для среднесетевых условий в виде индекса к тарифам, сборам и плате на указанные услуги, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год;
для отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг в виде:
- индекса к тарифам, сборам и плате на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов;
- абсолютного значения платы за услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов.
6.1. Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий на очередной долгосрочной период регулирования рассчитывается исходя из размера проектируемой на текущий финансовый год необходимой валовой выручки, сформированной с учетом расчетного уровня рентабельности, обеспечивающей условия для сбалансированной деятельности субъекта регулирования в части оказания регулируемых видов деятельности и обновления основных фондов, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, и проектируемой на данный финансовый год величины доходов от грузовых перевозок по инфраструктурной и локомотивной составляющим, доходов от реализации услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок на основе данных раздельного учета с учетом ожидаемого изменения объемов работ (грузооборота).
Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий в установленном долгосрочном периоде регулирования устанавливается (изменяются) регулирующим органом в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2017 года приказом ФАС России от 23 декабря 2016 года N 1833/16)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2014 года приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1. - См. предыдущую редакцию)
6.2. В случае принятия решений о реализации отдельных инфраструктурных проектов, финансируемых за счет собственных или привлеченных средств субъекта регулирования, а также средств частных инвесторов, в отдельных сегментах рынка могут устанавливаться повышенные тарифы, сборы и платы, при оказании работ (услуг) пользователям железнодорожных транспортных услуг, не участвующим в финансировании данных проектов.
Расчет указанных тарифов, сборов и платы осуществляется с учетом объемов инвестиционных расходов субъекта регулирования, направленных на реализацию соответствующего инфраструктурного проекта, сроков окупаемости данного проекта, распределения объемов инвестиционных расходов по каждому году периода окупаемости проекта, а также объемов и номенклатуры перевозимых грузов, принимаемых к расчету с учетом значения проекта для пользователей железнодорожных транспортных услуг.
7. Расходы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, учитываемые при расчете предельных уровней тарифов, формируются в соответствии со структурой затрат, предусмотренной в рамках раздельного учета по видам деятельности "грузовые перевозки" в части инфраструктурной и локомотивной составляющих, "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", исходя из состава затрат, определяющих стоимостную основу тарифов, опубликованных в Прейскуранте N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17 июля 2003 года* N 47-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2003 года, регистрационный N 4882), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 21 октября 2003 года N 85-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2003 года, регистрационный N 5374); приказами ФСТ России от 14 сентября 2004 года N 71-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6075); от 26 октября 2004 года N 140-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 2 декабря 2004 года, регистрационный N 6163); от 26 октября 2004 года N 141-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 7 декабря 2004 года, регистрационный N 6174); от 16 декабря 2004 года N 295-т/4 (зарегистрировано Минюстом России 17 декабря 2004 года, регистрационный N 6202); от 29 декабря 2004 года N 422-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6273); от 17 мая 2005 года N 204-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 6 июня 2005 года, регистрационный N 6685); от 13 декабря 2005 года N 617-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 20 декабря 2005 года, регистрационный N 7287); от 18 апреля 2006 года N 79-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 мая 2006 года, регистрационный N 7851); от 25 апреля 2006 года N 83-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7858); от 25 апреля 2006 года N 84-т/З (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7867); от 19 июня 2006 года N 129-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8080); от 19 июня 2006 года N 133-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2006 года, регистрационный N 7936); от 9 декабря 2006 года N 355-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8627); от 4 декабря 2007 года N 410-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2007 года, регистрационный N 10721); от 25 апреля 2008 года N 83-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 6 мая 2008 года, регистрационный N 11627); от 24 декабря 2008 года N 462-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2008 года, регистрационный N 13028); от 30 декабря 2008 года N 474-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 30 декабря 2008 года, регистрационный N 13053); от 14 августа 2009 года N 188-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2009 года, регистрационный N 15080); от 24 декабря 2009 года N 497-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 13 января 2010 года, регистрационный N 15954); от 27 февраля 2010 года N 28-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный N 16710); от 7 декабря 2010 года N 388-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19203); от 20 мая 2011 года N 104-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 28 июня 2011 года, регистрационный N 21205); от 29 июля 2011 года N 182-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2011 года, регистрационный N 21961); от 6 декабря 2011 года N 318-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2011 года, регистрационный N 22607); от 4 мая 2012 года N 78-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 4 июля 2012 года, регистрационный N 24789), от 27 ноября 2012 года N 303-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 10 декабря 2012 года, регистрационный N 26052) (далее - Прейскурант N 10-01).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2022 года приказом ФАС России от 1 июня 2022 года N 419/22. - См. предыдущую редакцию)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 17 июня 2003 года". - Примечание изготовителя базы данных.
8. Расходы, связанные с финансированием инвестиционных проектов по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, определяются на основе данных инвестиционного бюджета субъекта регулирования.
9. При необходимости в определенных экономических условиях, в том числе в случае существенного ухудшения конъюнктуры российской экономики, в целях недопущения резкого снижения грузооборота при формировании предельного минимального уровня тарифов регулирующим органом учитываются только расходы, зависящие от объемов работы субъекта регулирования.