ПРИКАЗ
от 31 июля 2009 года N 128
Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
(с изменениями на 29 мая 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 21 декабря 2009 года N 242 (Российская газета, N 46, 05.03.2010);
приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, 31.01.2011);
приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 года N 284 (Российская газета, N 296, 30.12.2011);
приказом Минтранса России от 27 декабря 2012 года N 453 (Российская газета, N 42, 27.02.2013);
приказом Минтранса России от 25 ноября 2013 года N 362 (Российская газета, N 48, 28.02.2014);
приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2014) (вступил в силу 15 апреля 2014 года);
приказом Минтранса России от 3 марта 2014 года N 60 (Российская газета, N 247, 29.10.2014);
приказом Минтранса России от 26 февраля 2015 года N 34 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2015, N 0001201504030017);
приказом Минтранса России от 15 июня 2015 года N 187 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2015, N 0001201507270022);
приказом Минтранса России от 18 июля 2017 года N 263 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2017, N 0001201708090011);
приказом Минтранса России от 18 сентября 2018 года N 333 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.11.2018, N 0001201811130033);
приказом Минтранса России от 14 июня 2019 года N 183 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260115) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минтранса России от 14 июня 2019 года N 183);
приказом Минтранса России от 22 апреля 2020 года N 138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2020, N 0001202006260035);
приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 195 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2023, N 0001202306020029) (вступил в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N АКПИ14-1451 (оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2015 года N АПЛ15-142).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 15 сентября 2009 года N 158.
Приказ Минтранса России от 15 сентября 2009 года N 158 отменен на основании приказа Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 200 в связи с отказом в государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 12.10.2009 N 01/12763-ДК).
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 199.
Приказ Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 199 отменен на основании приказа Минтранса России от 21 декабря 2009 года N 241 в связи с возвращением без государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 24 июля 2012 года N 248.
Приказ Минтранса России от 24 июля 2012 года N 248 отменен на основании приказа Минтранса России от 26 октября 2012 года N 386 в связи с возвращением без государственной регистрации Министерства юстиции Российской Федерации.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467 (пункты 38, 237).
Со 2 июня 2023 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 799.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".
2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 года N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2008 года, регистрационный N 12119), от 27 ноября 2008 года N 197, от 23 июня 2009 года N 100.
_______________
Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2008 года, регистрационный N 12810.
Зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2009 года, регистрационный N 14192.
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.
4. Установить, что в прилагаемых правилах:
пункты 4.10, 5.5 и 5.12 вступают в силу с 1 января 2010 года;
пункты 2.18.14 и 4.6 вступают в силу с 1 января 2011 года;
абзац второй и третий пункта 4.20, пункты 5.75, 5.76 и 5.78 вступают в силу с 1 июля 2012 года;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2012 года приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 года N 284. - См. предыдущую редакцию)
абзац четвертый пункта 4.20 вступает в силу с 1 января 2014 года.
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2012 года приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 года N 284)
5. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 195)
Министр
И.Е.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 августа 2009 года,
регистрационный N 14645
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
(с изменениями на 29 мая 2023 года)
1.1. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила) устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации и разработаны в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
1.3. Если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований настоящих Правил, то применяются требования законов и правил этого государства.
1.4. В случаях, когда это необходимо для предотвращения авиационных происшествий, преступлений, гибели и нанесения вреда здоровью людей, разрешается допускать отступления от требований настоящих Правил.
1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении к настоящим Правилам.
1.6. Выполнение полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гражданскими воздушными судами иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, не открытые для международных полетов и вне международных трасс Российской Федерации, осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 7 августа 2015 года приказом Минтранса России от 15 июня 2015 года N 187)
2.1. Физические, юридические лица, осуществляющие полеты в целях авиации общего назначения на воздушных судах, относящихся к легким или сверхлегким, выполняют требования, установленные в настоящей главе и главах I и III настоящих Правил.
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие полеты с использованием беспилотных воздушных судов, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - БВС), должны выполнять требования, установленные в главе X Правил.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 195)
2.2. Командир воздушного судна (далее - КВС) знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.
2.3. Эксплуатант воздушного судна в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты (далее - коммерческие воздушные перевозки) или авиационных работ, или КВС авиации общего назначения (далее - АОН) обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.
_______________
Часть 1 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).
Часть 3 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2.4. Летный экипаж воздушного судна по численности и составу отвечает требованиям, указанным в Руководстве по летной эксплуатации (далее - РЛЭ).
2.4.1. Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
_______________
Зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 года, регистрационный N 12701. (Опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 48. - Прим.ред.).
2.4.2. Член летного экипажа воздушного судна, имеющий медицинское свидетельство, которое выдано с условием ношения корректирующих зрение линз, имеет запасной комплект корректирующих линз, который находится в легкодоступном месте во время полета.
2.4.3. Подготовка к выполнению полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гражданскими воздушными судами иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, не открытые для международных полетов и вне международных трасс Российской Федерации, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, в том числе с привлечением специалистов авиационного персонала эксплуатантов Российской Федерации, осуществляющих международные коммерческие воздушные перевозки, имеющих действующее свидетельство специалиста авиационного персонала (пилот, штурман), выданное уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 7 августа 2015 года приказом Минтранса России от 15 июня 2015 года N 187)
2.5. Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также функции по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее - ОВД):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года приказом Минтранса России от 22 апреля 2020 года N 138. - См. предыдущую редакцию)
в состоянии алкогольного опьянения;
под влиянием любых психоактивных веществ.
2.6. В отсутствие служб авиационной безопасности КВС проводит предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.
В случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, КВС информирует о нем орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел (абзац дополнен приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 - см. предыдущую редакцию).
2.7. Перед полетом КВС обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.
2.7.1. Информация, имеющаяся у КВС, должна включать в себя, как минимум, следующее:
а) для полета по правилам полетов по приборам (далее - ППП), а также полета по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) вне района аэродрома вылета:
сводки и прогнозы погоды;
данные запасных аэродромов в случаях, предусмотренных настоящими Правилами;
б) для любого полета:
данные взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) в намеченных к использованию местах взлета и посадки;
потребный запас топлива;
данные о взлетной и посадочной дистанции, содержащиеся в РЛЭ;
все известные задержки движения, о которых КВС был уведомлен органом ОВД.
При подготовке к полету КВС или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации (абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263).
2.7.2. КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на самолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или подобрана с воздуха и признана КВС удовлетворяющей требованиям РЛЭ (абзац в редакции приказа Минтранса России от 22 ноября 2010 года N 263 - см. предыдущую редакцию).
Для посадки на площадку, подобранную с воздуха, пилот самолета должен пройти соответствующую подготовку под руководством инструктора.