Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

               

     МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 3 марта 2014 года N 60


Об утверждении Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов"

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, 2023, 2024, N 30 (ч.I), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53 (ч.I), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477), в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов".

2. Установить, что пункт 8 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" вступает в силу через 365 дней со дня официального опубликования.

3. Внести в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 года, регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 21 декабря 2009 года N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 года, регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 года N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 года, регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 года N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 года, регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 года N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 года, регистрационный N 27176), изменения, исключив пункты 8.21-8.23.

4. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.

Министр
М.Соколов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 сентября 2014 года,

регистрационный N 34093

     
Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов"

     

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, 2023, 2024, N 30 (ч.I), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53 (ч.I), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477), стандартами и рекомендуемой практикой Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" (издание семнадцатое) (Чикаго, 7 декабря 1944 года).

_______________

Конвенция о международной гражданской авиации, издание девятое, 2006 год, Doc 7300/9: www.icao.int/publications/Documents/7300_cons.pdf.

2. Настоящие Правила устанавливают требования к метеорологической информации", предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов, аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, правила и условия ее предоставления.

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения физическими, юридическими лицами, осуществляющими наблюдения за метеорологическими параметрами, их обработку, предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов (далее - метеорологический орган), физическими, юридическими лицами, предоставляющими метеорологическую информацию для обеспечения полетов воздушных судов (далее - провайдер метеорологической информации).

4. Метеорологическая информация предоставляется физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации (далее - пользователи метеорологической информации), в виде сводок, прогнозов и других сообщений, касающихся наблюдаемых или ожидаемых метеорологических условий.

5. Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов на аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

6. Инструктивный материал по правилам и процедурам метеорологического обеспечения полетов, кодовым форматам, символам и сокращениям для использования метеорологическими органами и пользователями метеорологической информации разрабатывается полномочным метеорологическим органом в соответствии со стандартами Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года).

7. Метеорологическая информация для обеспечения полетов воздушных судов предоставляется в соответствии с организованной системой качества, которая включает правила, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления руководства качеством метеорологической информации, предоставляемой пользователям метеорологической информации.

8. Сведения о метеорологических органах и предоставляемой ими метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов уполномоченный орган в области гражданской авиации включает в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (далее - АИП России), издаваемый в соответствии с Порядком ведения Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 444 (зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2013 года, регистрационный N 27855).

II. Требования к метеорологической информации, предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов

9. Метеорологический орган, осуществляющий наблюдения за метеорологическими параметрами на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке (далее - аэродромный метеорологический орган), обеспечивает проведение регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме.

10. При выпуске прогнозов и производстве наблюдений за метеорологическими параметрами применяются критерии, указанные в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам.

11. При обеспечении точных заходов на посадку для наблюдения за фактической погодой используются автоматизированные метеорологические измерительные системы (далее - АМИС), обеспечивающие автоматическое измерение, сбор, обработку, распространение и отображение в режиме реального времени метеорологических параметров, влияющих на посадку и взлет (приземного ветра, видимости, дальности видимости на взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП), текущей погоды, высоты нижней границы облаков, температуры воздуха, температуры точки росы и атмосферного давления).

В случаях, когда АМИС не позволяет определить все необходимые элементы, метеорологическим органом обеспечивается возможность ручного ввода данных наблюдений. Метеорологические параметры должны отображаться на средствах отображения, установленных на авиационном метеорологическом центре (далее - АМЦ) или авиационной метеорологической станции гражданской авиации (далее - АМСГ) и диспетчерских пунктах органов обслуживания воздушного движения (далее - орган ОВД).

12. Регулярные наблюдения на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке в период проведения полетов, включая время, когда аэродром используется в качестве запасного, ведутся круглосуточно с интервалом 30 минут в сроки 00 и 30 минут каждого часа, а при отсутствии полетов - с интервалом час в 00 минут каждого часа по согласованию с органом ОВД.

13. На аэродромах, вертодромах с некруглосуточным режимом работы наблюдения за фактической погодой начинаются за два часа до начала полетов и производятся в течение всего периода работы аэродрома, вертодрома.

14. Инструкция по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме разрабатывается аэродромным метеорологическим органом, согласовывается с органом ОВД и утверждается главным оператором аэродрома.

Инструкция по метеорологическому обеспечению полетов должна содержать следующие сведения:

1) раздел "Общие сведения":

метеорологический орган Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), ответственный за метеорологическое обеспечение полетов на аэродроме; режим работы, местонахождение, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты;

регламент работы аэродрома, магнитное склонение, класс аэродрома, характеристики ВПП, используемое светосигнальное оборудование;

наименование органа ОВД, пункты управления воздушным движением, обеспечиваемые метеорологической информацией;

перечень аэродромов, включая приписные аэродромы, для которых обеспечивается выпуск прогнозов погоды, сроки выпуска и периоды действия прогнозов;

2) раздел "Метеорологические наблюдения и сводки":

структура метеорологических наблюдений, виды наблюдений, особенности их проведения, наличие АМИС, используемые средства измерения, их размещение;

перечень регулярных наблюдений и сводок, их виды и сроки выпуска, порядок распространения регулярных метеорологических сводок;

перечень специальных наблюдений и специальных сводок, их виды, порядок распространения специальных сводок;

критерии для выпуска местных специальных сводок и специальных метеосводок по аэродрому (далее - SPECI);

перечень наблюдений и порядок выпуска сводок по запросу органа ОВД;

порядок проведения наблюдений при обеспечении заходов на посадку и посадок по приборам по категориям II и III ИКАО;

порядок проведения наблюдений и действий при поступлении сигнала "Тревога";

порядок проведения наблюдений при сбоях или отказах в работе метеорологического оборудования;

порядок проведения наблюдений за ветром на высотах (при наличии средств измерений), распространения данных наблюдений;

порядок проведения метеорологических радиолокационных наблюдений (при наличии метеорологического радиолокатора (далее - МРЛ), доплеровского метеорологического радиолокатора (далее - ДМРЛ), распространения данных наблюдений;

3) раздел "Авиационные прогнозы погоды и предупреждения":

виды выпускаемых прогнозов погоды, формат, сроки выпуска и период действия прогнозов;

порядок выпуска и распространения информации о метеорологических сообщениях об опасных явлениях (далее - SIGMET) и информации о погодных условиях на маршруте, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов на малых высотах (далее - AIRMET) (при осуществлении функций органа метеорологического слежения (далее - ОМС) с указанием критериев для выпуска AIRMET), предупреждений о сдвиге ветра и предупреждений по аэродрому;

4) раздел "Обеспечение метеорологической информацией экипажей воздушных судов":

способы и средства предоставления метеорологической информации;

метеорологическая информация, включаемая в полетную документацию для обеспечения полетов по правилам полетов по приборам (далее - ППП) и полетов по правилам визуальных полетов (далее - ПВП);

5) раздел "Информация для органов ОВД и других служб аэродрома":

виды предоставляемой информации и способы ее доведения до диспетчеров органа ОВД;

информация, предоставляемая службам аэродрома, и способы ее доведения;

6) раздел "Получение, передача данных наблюдений с борта воздушного судна":

порядок получения донесений с борта воздушного судна об опасных явлениях погоды;

порядок распространения информации об опасных явлениях погоды, полученной с борта воздушного судна;

отклонения от времени начала наблюдений;

7) приложения, включающие:

схему размещения метеорологического оборудования на аэродроме;

схему ориентиров видимости;

перечень смежных АМЦ (АМСГ, ОМС), с которыми обеспечивается оперативное взаимодействие (номера телефонов, адреса электронной почты), консультативный центр по вулканическому пеплу (номера телефонов, адреса электронной почты, адрес официального сайта консультативного центра по вулканическому пеплу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Приложения являются неотъемлемой частью инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме.

15. Перечень критериев для проведения специальных наблюдений, проводимых в интервале между регулярными наблюдениями, составляется метеорологическим органом на основе консультаций с органом ОВД и отражается в инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме.

16. Сообщения о результатах регулярных и специальных наблюдений выпускаются в виде:

1) местных регулярных и специальных сводок, распространяемых только на аэродроме составления сводки, предназначенных для прибывающих и вылетающих воздушных судов, а также для службы автоматической передачи информации в районе аэродрома (далее - ATIS);

2) регулярных метеосводок по аэродрому (далее - METAR) и сводок SPECI, распространяемых за пределами аэродрома составления сводки, предназначенных в основном для планирования полетов, радиовещательных передач, касающихся метеорологической информации для воздушных судов, находящихся в полете (далее - VOLMET).

Метеорологическая информация, используемая в ATIS, поступает из местных метеорологических сводок.

17. Сводки METAR и SPECI содержат следующие элементы в указанном порядке: