МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 2023 года N 195
О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 67, статьей 68, пунктом 2 статьи 69, пунктом 2 статьи 71, статьей 74, пунктом 6 статьи 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395,
приказываю:
1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.".
2. Внести изменения в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128, согласно приложению к настоящему приказу.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр
В.Г.Савельев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 июня 2023 года,
регистрационный N 73717
Изменения, которые вносятся в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128
1. Пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие полеты с использованием беспилотных воздушных судов, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - БВС), должны выполнять требования, установленные в главе X Правил.".
2. Пункт 3.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"информирует органы ОВД о случаях обнаружения в полете очагов возгорания.".
3. Дополнить главой X следующего содержания:
"X. Правила выполнения полетов на беспилотных гражданских воздушных судах
10.1. Экипаж БВС по численности и составу должен соответствовать требованиям, указанным в РЛЭ.
10.2. Перед полетом КВС, выполняющий полеты на БВС, обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета и предусмотреть по маршруту полета запасной (запасные) аэродром (аэродромы) на случай, если полет по плану не может быть выполнен.
10.3. Информация, имеющаяся у КВС, выполняющего полеты на БВС, должна включать в себя:
сводки и прогнозы погоды;
данные о запасных аэродромах в случаях, предусмотренных Правилами;
данные ВПП или площадки в намеченных к использованию местах взлета и посадки;
потребный запас топлива или заряда аккумуляторных батарей;
данные о взлетной и посадочной дистанции, содержащиеся в РЛЭ;
все известные задержки движения, о которых КВС, выполняющий полеты на БВС, был уведомлен органом ОВД.
При подготовке к полету КВС, выполняющий полеты на БВС, а в случае использования БВС, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, эксплуатант представляет экипажу БВС аэронавигационной и метеорологической информации.
10.4. КВС, выполняющему полеты на БВС, разрешается выбирать для взлета и посадки на БВС площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация в случае, если она осмотрена с земли или подобрана с воздуха и признана КВС, выполняющим полеты на БВС, удовлетворяющей требованиям РЛЭ.
10.5. При расчете количества топлива, эксплуатационных жидкостей или заряда аккумуляторных батарей учитываются:
прогнозируемые метеорологические условия;
предполагаемые отклонения от маршрута, а также задержки, связанные с воздушным движением;
необходимость, при выполнении полета по ППП, выполнения одного захода на посадку по приборам на аэродроме намеченной посадки, включая уход на второй круг;
повышенный расход топлива, эксплуатационных жидкостей или заряда аккумуляторных батарей при отказе одного двигателя во время полета по маршруту;
другие известные условия, которые могут задержать посадку или вызвать повышенный расход топлива, эксплуатационных жидкостей или заряда аккумуляторных батарей.
10.6. БВС должен эксплуатироваться в соответствии с его эксплуатационной документацией.
10.7. Перед началом полета КВС, выполняющий полеты на БВС, удостоверяется, что летно-технические характеристики БВС, указанные в РЛЭ, позволяют безопасно выполнить намеченный полет в прогнозируемых условиях.
10.8. КВС, выполняющий полет на БВС, перед полетом обязан убедиться в том, что:
воздушное судно пригодно к полетам и в месте управления БВС находятся документы, указанные в пункте 10.19 Правил;
на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета;
приборы и оборудование являются работоспособными в соответствии с требованиями РЛЭ;
проведено необходимое наземное и техническое обслуживание;
масса БВС и расположение его центра тяжести позволяют безопасно выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета;
груз на борту распределен и надежно закреплен;
не будут превышаться эксплуатационные ограничения БВС, содержащиеся в РЛЭ.
10.9. Перед полетом экипаж удостоверяется в том, что беспилотная авиационная система (далее - БАС) оснащена оборудованием в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации:
а) при полетах в пределах прямой визуальной видимости на истинной высоте до 150 метров вне зон с ограничениями:
системой управления, обеспечивающей предоставление внешнему пилоту информации о местоположении БВС и возможность прекращения полета путем срочной (принудительной) посадки и (или) возврата БВС в точку вылета по кратчайшей прямой;
огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками), предназначенными для привлечения внимания к воздушному судну, и аэронавигационными огнями;
аппаратно-программными средствами, не позволяющими осуществлять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов;
посадочной фарой (при выполнении полетов ночью);
б) при полетах за пределами прямой визуальной видимости не над населенными территориями или объектами промышленной инфраструктуры:
системой управления, обеспечивающей предоставление внешнему пилоту информации о местоположении БВС и возможность прекращения полета путем срочной (принудительной) посадки или возврата БВС в точку вылета, в том числе по кратчайшему маршруту;
огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками), предназначенными для привлечения внимания к воздушному судну, и аэронавигационными огнями;
двухсторонней радиосвязью с органом ОВД;
техническими средствами, обеспечивающими непрерывность линии контроля и управления на протяжении всего маршрута полета;
бортовой системой, обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета, информации о работе бортовых устройств и агрегатов, полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения БВС для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или) получения команды на возможность стирания данных;
аппаратно-программными средствами, не позволяющими осуществлять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов;
посадочной фарой (при выполнении полетов ночью);
в) при полетах за пределами прямой визуальной видимости над населенными территориями или объектами промышленной инфраструктуры:
системой управления, обеспечивающей предоставление внешнему пилоту информации о местоположении БВС и возможность прекращения полета путем срочной (принудительной) посадки или возврата БВС в точку вылета, в том числе по кратчайшему маршруту;
огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками), предназначенными для привлечения внимания к воздушному судну, и аэронавигационными огнями;
бортовой системой, обеспечивающей при критическом отказе на высоте до 100 метров безопасное приземление воздушного судна со скоростью снижения в точке касания, не превышающей 5 м/с;
двухсторонней радиосвязью с органом ОВД;
техническими средствами, обеспечивающими непрерывность линии контроля и управления на протяжении всего маршрута полета;
аппаратно-программными средствами, не позволяющими осуществлять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов;
оборудованием, передающим данные о барометрической высоте и обеспечивающим взаимодействие с бортовыми система предупреждения столкновений;
посадочной фарой (при выполнении полетов ночью);
г) в составе с БВС, предназначенными для полетов за пределами прямой визуальной видимости над населенными территориями или объектами промышленной инфраструктуры:
системой управления, обеспечивающей предоставление внешнему пилоту информации о местоположении БВС и возможность прекращения полета путем срочной (принудительной) посадки или возврата БВС в точку вылета, в том числе по кратчайшему маршруту;
огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками), предназначенными для привлечения внимания к воздушному судну, и аэронавигационными огнями;
двухсторонней радиосвязью с органом ОВД;
техническими средствами, обеспечивающими непрерывность линии контроля и управления на протяжении всего маршрута полета;
бортовой системой, обеспечивающей при критическом отказе на высоте до 100 метров безопасное приземление воздушного судна со скоростью снижения в точке касания, не превышающей 2 м/с;
аппаратно-программными средствами, не позволяющими осуществлять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов;
оборудованием, передающим данные о барометрической высоте и обеспечивающим взаимодействие с бортовыми система предупреждения столкновений;
посадочной фарой (при выполнении полетов ночью);
д) при полетах, предназначенных для перевозки людей и животных:
системой управления, обеспечивающей предоставление внешнему пилоту информации о местоположении БВС и возможность прекращения полета путем срочной (принудительной) посадки или возврата БВС в точку вылета, в том числе по кратчайшему маршруту;