ПРИКАЗ
от 12 сентября 2008 года N 147
(с изменениями на 2 февраля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 15 июня 2011 года N 162 (Российская газета, N 156, 20.07.2011);
приказом Минтранса России от 26 декабря 2011 года N 331 (Российская газета, N 82, 13.04.2012);
приказом Минтранса России от 27 декабря 2012 года N 453 (Российская газета, N 42, 27.02.2013);
приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2014) (вступил в силу 15 апреля 2014 года);
приказом Минтранса России от 16 сентября 2015 года N 276 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, N 0001201510230020);
приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2024, N 0001202402130014) (вступил в силу c 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2026 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467 (пункт 35).
Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2025 года.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I) , ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616) и в целях реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.
3. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2026 г.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказ Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42)
Министр
И.Е.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 ноября 2008 года,
регистрационный N 12701
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации"*
(с изменениями на 2 февраля 2024 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию.
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г. (вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.) (далее - Конвенция) и в целях реализации Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
1.2. Настоящие Правила определяют требования к следующим лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, включенных в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации:
________________
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71168).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
частный пилот (самолет, дирижабль, вертолет);
коммерческий пилот (самолет, дирижабль, вертолет);
пилот многочленного экипажа (самолет);
линейный пилот (самолет, вертолет);
пилот планера;
пилот свободного аэростата;
пилот сверхлегкого воздушного судна;
штурман;
бортрадист;
бортинженер (бортмеханик);
летчик-наблюдатель;
бортпроводник;
бортоператор;
внешний пилот;
специалист по техническому обслуживанию воздушных судов;
сотрудник по обеспечению полетов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)
1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в приложении N 2 к настоящим Правилам.
1.5. Для выполнения предусмотренных настоящими Правилами функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством - членом Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом в области гражданской авиации (далее - уполномоченный орган), которое является неотъемлемой частью свидетельства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
________________
Подпункт 5.4.15 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (далее - Положение).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.
1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.
1.7. В случаях, установленных пунктом 1_3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 статьи 53_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.
1.9. Обладателям свидетельств запрещается выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и квалификационными отметками, в случае выявления признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
_______________
Пункт 8 статьи 53_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42. - См. предыдущую редакцию)
1.10. Члены летных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.
1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, проходят контроль знаний общего и авиационного английского языка на соответствие требованиям, установленным в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации, по результатам которого им присваивается уровень владения языком.
Для выполнения международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, обладатель свидетельства проходит повторный контроль знаний английского языка:
при демонстрации знаний на четвертом уровне - через три года;
при демонстрации знаний на пятом уровне - через шесть лет;
при демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)
1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:
самолет;
дирижабль объемом более 4600 м;
свободный аэростат;
планер;
вертолет;
сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг;
беспилотное гражданское воздушное судно, за исключением беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - беспилотное воздушное судно).
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 2 февраля 2024 года N 42)