____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 268
____________________________________________________________________
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России.
2. Установить, что Нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, утвержденные настоящим постановлением, рекомендуются для применения в учреждениях и на предприятиях социального обслуживания.
3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества Нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов в соответствии с заявками организаций.
Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
1.1. Нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов (далее - Нормативы численности) предназначены для определения и обоснования нормативной численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов (далее - дома-интернаты) общего типа или домов-интернатов, имеющих в своем составе отделение милосердия, и рекомендуются для применения в учреждениях и на предприятиях социального обслуживания.
1.2. В основу разработки Нормативов численности положены следующие документы и материалы:
приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 22 октября 1986 года N 132 "О типовых структурах и типовых штатах учреждений системы Министерства социального обеспечения РСФСР";
постановление Минтруда России от 12 октября 1994 года N 66 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации" с последующими дополнениями и изменениями;
постановление Минтруда России от 5 апреля 2000 года N 28 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания Российской Федерации" с последующими дополнениями и изменениями;
постановление Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" с последующими дополнениями и изменениями;
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих: выпуск 55, раздел "Общественное питание", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 февраля 1986 года N 55/4-85; выпуск 2, раздел "Слесарные и слесарно-сборочные работы", утвержденный постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 года N 45; выпуск I, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30; выпуск 48, раздел "Производство кожаной обуви", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 марта 1986 года N 88/5-131; выпуск 49, раздел "Швейное производство", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 июля 1985 года N 247/16-51; выпуск 66, раздел "Работы и профессии рабочих прачечных", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 октября 1984 года N 320/21-22;
постановление Минтруда России от 10 ноября 1992 года N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" с последующими дополнениями и изменениями;
тарифно-квалификационные характеристики работников здравоохранения, утвержденные постановлением Минтруда России от 27.08.97 N 43 с последующими дополнениями и изменениями.
приказ Минсоцзащиты России от 28 июля 1995 года N 170 "Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов";
сведения домов-интернатов для престарелых и инвалидов о штатной и фактической численности работников, объемах и организационно-технических условиях выполняемых работ;
статистические данные, характеризующие работу домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников домов-интернатов:
общее руководство;
правовое обслуживание;
бухгалтерский учет и финансово-экономическая деятельность;
делопроизводство;
материально-техническое снабжение;
комплектование и учет кадров;
ремонтно-техническое и энергетическое обслуживание;
социально-трудовая реабилитация и культурно-массовое обслуживание;
организация питания;
транспортное обслуживание и погрузо-разгрузочные работы;
бытовое обслуживание;
обслуживание и содержание зданий и территорий;
медицинское обслуживание.
1.4. Наименования должностей и профессий соответствуют наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утвержденных в установленном порядке.
1.5. Директор дома-интерната утверждает штатное расписание в пределах средств, выделенных на оплату труда, и с учетом конкретных условий (экономических условий местности, эпидемической ситуации, комплектности подразделения).
Директор дома-интерната, исходя из производственной необходимости, имеет право вводить должности, не предусмотренные действующими нормативными правовыми актами, в том числе Нормативами численности, за счет должностей других подразделений в пределах установленного дому-интернату фонда заработной платы.
Введение должностей сверх настоящих Нормативов численности допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, должность которого дополнительно вводится в штат дома-интерната, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.
1.6. В штатные расписания домов-интернатов для престарелых и инвалидов руководители могут вводить как целые, так и 0,75; 0,5; 0,25 должностей работников.
1.7. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации могут самостоятельно разрабатывать нормативы численности на работы, не предусмотренные настоящими Нормативами численности.
1.8. Нормативами численности не охвачены отделения милосердия, функционирующие самостоятельно.
1.9. Условный пример расчета приведен в приложении N 1; содержание работы по организации лечебно-профилактической помощи указано в приложении N 2.
1. Деятельность работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов регламентируется должностными инструкциями.
2. Организационно-техническими условиями труда предусматривается:
рациональная организация рабочих мест;
своевременное получение специалистами необходимой информации;
соблюдение рационального режима труда и отдыха.
3. При расстановке мебели в помещениях следует учитывать удобство подхода к каждому рабочему месту, обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации работников.
4. Рабочее место работника дома-интерната оснащается столом с расположенными слева тремя выдвижными ящиками и подвижным ящиком-картотекой. Столы следует располагать перпендикулярно окну, при этом лучшим положением считается, когда окно расположено слева.
На рабочем столе размещаются минимально необходимое количество документов, связанных с оперативной работой специалиста, перекидной календарь, средства оргтехники, канцелярские принадлежности.
Все необходимые для работы предметы должны иметь определенное место. Чем чаще используется в работе какой-либо предмет, тем ближе к работнику он должен располагаться.
На каждом выдвижном ящике стола целесообразно прикреплять специальную карточку, указывающую перечень документов, которые там хранятся.
Телефонный аппарат и ПЭВМ должны находиться в зоне рабочего места работника на столе-приставке. Если телефонным аппаратом пользуются несколько работников, то он устанавливается стационарно в специально отведенном месте.
Наиболее удобными для оборудования рабочего места являются стулья с металлической основой и подъемно-поворотным механизмом. Для опоры ног применяются подставки.
Для хранения личных дел престарелых и инвалидов, находящихся в оперативной работе, а также справочной литературы рекомендуется шкаф или стеллаж.
5. Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.
Работникам, пользующимся ПЭВМ, рекомендуется руководствоваться Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 года N 14.
Организация труда медицинского персонала
Рабочие места в учреждениях системы домов-интернатов - это врачебные кабинеты, предназначенные для работы врачей представленных специальностей, процедурные и манипуляционные кабинеты, посты дежурных и палатных медсестер.
Трудовая деятельность врачебного и среднего медперсонала дома-интерната, в основном, проходит в условиях свободного режима приема и передвижения в течение рабочего дня. Часть рабочего времени медицинский персонал домов-интернатов проводит за рабочим столом.
Рабочий стол врача и среднего медперсонала должен находиться в наиболее освещенной части кабинета. Вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное передвижение врача и медицинской сестры к любому предмету в кабинете. Поверхность стола не следует покрывать стеклом, блестящая поверхность которого вредно действует на зрение.
Рабочее место медицинского персонала рекомендуется оснащать однотумбовым или двухтумбовым столом, обеспечивающим удобное размещение медицинского оборудования и документов на поверхности стола, а в ящиках - хранение оперативной документации. Папки, документы и оборудование следует располагать так, чтобы каждый предмет труда имел определенное место. На выдвижных ящиках стола рекомендуется укрепить карточки с указанием их содержимого. Для хранения документов и справочного материала предусмотрено наличие шкафа, а для хранения бланков строгой отчетности - сейфа.
Кушетку для обследования пациента следует располагать таким образом, чтобы правая половина его тела находилась со стороны врача. Целесообразно располагать кушетку у окна, рядом с ней располагаются весы и ростомер. Расположение каждого предмета должно быть продумано так, чтобы свести до минимума затраты на передвижение. Дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего.
В доме-интернате должны широко использоваться средства световой и звуковой сигнализации (для вызова в палаты медсестры, для приглашения пациентов на процедуры).
Пост палатной медицинской сестры должен быть оборудован специальной мебелью, в которую входит рабочий стол, секционный шкаф для медикаментов и приспособления для их раздачи, для хранения предметов ухода за обслуживаемыми.
Рабочее место процедурной сестры может быть оснащено дополнительными столами для перевязочного и стерильного материала.
Рабочие места должны располагаться в светлых, сухих помещениях. Рациональная организация светового режима в помещении домов-интернатов должна заключаться в обеспечении достаточно высокого уровня освещенности обслуживаемых престарелых и инвалидов и одновременно создать условия для оптимальной работы медицинского персонала в течение всего рабочего дня.
Основные служебные помещения должны освещаться прежде всего естественным светом. Значительно облегчает трудовую деятельность искусственное освещение - достаточное по интенсивности, без слепящей яркости. В домах-интернатах могут применяться лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света.
Для обеспечения чистоты воздуха и равномерной температуры большое значение имеет постоянный воздухообмен. Повышенные требования предъявляются к запыленности воздуха химическими и медикаментозными веществами.
Цветовое оформление рабочих помещений должно обеспечивать стабильную работоспособность медперсонала в течение всего рабочего дня.