____________________________________________________________________
Утратило силу с 16 апреля 2012 года на основании
постановления Правительства
Ленинградской области от 15 марта 2012 года N 74
____________________________________________________________________
В целях повышения качества и эффективности профессиональной подготовки кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области и внедрения новых экономических механизмов функционирования системы начального профессионального образования Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция).
2. Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области:
2.1. Учитывать положения Концепции при разработке программных документов развития системы образования в Ленинградской области.
2.2. Разработать в июле 2006 года нормативы финансирования государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в расчете на одного учащегося.
2.3. Разработать в первом квартале 2007 года программу технического перевооружения государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области, основанную на перспективной потребности в рабочих кадрах и создании интегрированных центров профессионального образования и профессиональной подготовки.
2.4. Приступить начиная с 2006/2007 учебного года к реализации мер по профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах, предусматривающих изучение экономических перспектив развития муниципальных образований и знакомство с работой предприятий муниципальных районов Ленинградской области.
3. Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с комитетом экономического развития Ленинградской области и отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области разработать в третьем квартале 2006 года мероприятия по активизации использования работодателями механизмов софинансирования подготовки кадров в системе начального профессионального образования на основе соответствующих договоров.
4. Комитету экономического развития Ленинградской области:
4.1. Разработать до конца первого квартала 2007 года программу размещения производительных сил на территории Ленинградской области на период до 2010 года в разрезе муниципальных районов с указанием профиля размещаемых предприятий и профессиональной структуры требуемых рабочих и специалистов.
4.2. Предусматривать в инвестиционных соглашениях предоставление инвесторами сведений о потребности в кадрах и заявок на подготовку рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Концепция
развития начального профессионального образования
в Ленинградской области на период до 2010 года
Концепция развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в связи с принципиальными изменениями социально-экономических условий функционирования системы начального профессионального образования. Сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика - государства, она перестала соответствовать изменившимся требованиям и, оказавшись на рынке труда в качестве производителя образовательных услуг, предлагаемых потребителю как товар, в значительной мере потеряла устойчивость.
Из всех звеньев образовательной системы Российской Федерации начальное профессиональное образование в наибольшей степени оказалось затронутым структурной ломкой переходного периода и значительно запаздывает с изменениями по обновлению содержания образования, совершенствованию финансового механизма, организационной структуры и материальной базы.
Но даже с учетом того, что эта ступень профессионального образования с экономической точки зрения существенно отстает от потребностей экономики, она остается незаменимым звеном системы образования, поскольку ее социальная значимость для молодежи, для которой закрыта перспектива средней школы, определяется единственным шансом продолжить учебу, а не пополнить группу социально исключенных подростков.
Концепция подготовлена с учетом положений следующих законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы реализации образовательной политики, а также приоритетные направления модернизации системы образования на средне- и долгосрочную перспективу: Закона Российской Федерации "Об образовании", областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751, Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.
Настоящая Концепция основана на реализации экономической и социальной функций системы начального профессионального образования, выражающихся через оптимальное согласование экономических и образовательных интересов общества в воспроизводстве трудового потенциала по категории квалифицированных рабочих и специалистов, и определяет цели, задачи, приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Ленинградской области на период до 2010 года, а также механизмы их реализации.
В современных условиях образовательные учреждения начального профессионального образования должны входить в рыночные отношения через обновленный организационно-экономический механизм, выступая субъектом регионального товарного рынка в двух качествах:
как производители профессиональных образовательных услуг и продукции учебно-производственных мастерских;
как потребители рабочей силы, материальных и финансовых средств для воспроизводства кадрового и материально-технического потенциала.
С учетом этого развитие системы начального профессионального образования должно быть направлено:
на повышение мобильности и адаптированности системы к процессам, происходящим в региональной экономике, рыночной инфраструктуре, демографии;
на эффективное использование и наращивание всех видов ресурсов для повышения качества образовательных услуг, удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах в территориально-отраслевом и профессиональном аспектах, молодежи - в получении качественного профессионального образования, взрослого населения - в профессиональной подготовке и переквалификации.
На 1 января 2006 года система начального профессионального образования Ленинградской области представлена 29 государственными образовательными учреждениями с контингентом обучающихся дневной формы обучения 15507 человек. Основной контингент обучаемых - жители Ленинградской области (96,7 процента общего числа обучающихся).
В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 75 профессиям (по 107 образовательным программам).
На современном этапе приоритетные направления деятельности системы начального профессионального образования Ленинградской области заключаются в оптимизации структуры, объемов и профилей профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда и развивающейся экономики Ленинградской области, совершенствовании механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров, в создании условий для более широкого вовлечения работодателей в процесс профессиональной подготовки кадров и развития органов государственно-общественного управления в профессиональном образовании.
В числе основных результатов деятельности в 2005 году - реструктуризация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области, приведение спектра образовательных программ начального профессионального образования в соответствие с региональным заказом на подготовку рабочих кадров.
В результате реструктуризации сеть учреждений начального профессионального образования сократилась на 17 единиц (16 учреждений присоединено к другим образовательным учреждениям начального профессионального образования, одно профессиональное училище преобразовано в политехнический колледж).
Начавшийся в 2005 году процесс реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования Ленинградской области позволил более рационально использовать имущественный комплекс, материально-техническую базу и педагогические кадры объединившихся образовательных учреждений, исключить дублирование профессий, спланировать прием с учетом реальных перспектив развития образовательных учреждений, сложившейся демографической ситуации, потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах.
Организовано профессиональное обучение и создана материально-техническая база по трем новым профессиям, востребованным на региональном рынке труда: "кровельщик", "монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования", "контролер полуфабрикатов и изделий из древесины".
С 2004 года комплектование образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с региональным заказом на основании данных о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, заявленной предприятиями и организациями на среднесрочную перспективу.
Основой формирования заказа является заключение прямых договоров на подготовку кадров между учебными заведениями и работодателями. Структура заказа носит отраслевой характер.
Функционирование системы начального профессионального образования Ленинградской области в 2002-2005 годах характеризуется следующими основными показателями:
N п/п | Наименование показателя | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1 | Сеть учреждений ГОУ НПО*, единиц | 51 | 51 | 50 | 29 |
_________________
* ГОУ НПО - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования.
2 | Контингент обучающихся в ГОУ НПО дневной формы обучения, человек - всего | 20829 | 19994 | 18914 | 15507 |
на базе среднего (полного) общего образования | 1780 | 1465 | 1238 | 802 | |
на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования | 16993 | 16472 | 15801 | 12 474 | |
на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования | 2056 | 2057 | 1875 | 2231 | |
в том числе: | |||||
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 980 | 1146 | 1336 | 1151 | |
дети с ограниченными возможностями здоровья | 331 | 370 | 436 | 317 | |
3 | Численность обучающихся на 10000 населения, человек | 125 | 122 | 113 | 107 |
4 | Коэффициент наполняемости ГОУ НПО | 1,1 | 1,04 | 1,0 | 0,89 |
5 | Прием в ГОУ НПО, человек - всего | 8551 | 7892 | 7466 | 5104 |
выпускники 9-х классов | 6236 | 6040 | 5647 | 4320 | |
выпускники 11-х классов | 1187 | 1079 | 854 | 543 | |
дети, не имеющие основного общего образования | 1128 | 773 | 965 | 241 | |
в том числе: | |||||
дети-сироты | 415 | 517 | 623 | 427 | |
дети с ограниченными возможностями здоровья | 184 | 225 | 284 | 317 | |
6 | Доля выпускников 9-х классов, поступивших в ГОУ НПО, процентов | 26,7 | 26,3 | 25,9 | 23,6 |
7 | Доля выпускников 11-х классов, поступивших в ГОУ НПО, процентов | 9,6 | 8,7 | 6,8 | 4,5 |
В 2005 году в профессиональные училища и лицеи приняты 5104 человека, что составило 93,1 процента от утвержденных контрольных цифр приема.
Под влиянием демографической ситуации общий прием в образовательные учреждения начального профессионального образования с 2002 года сократился на 3,4 тысячи человек (почти на 40 процентов).
Основной контингент поступающих формируют выпускники 9-х классов, их доля увеличилась с 73 процентов в 2002 году до 84,6 процента в 2005 году.
Фактическое выполнение плана приема в 2005 году по группам профессий в соответствии с их отраслевой принадлежностью составило:
по профессиям сельскохозяйственного профиля - 904 человека (99 процентов плана);
по профессиям транспорта и связи - 607 человек (96,4 процента);
по профессиям промышленности - 1363 человека (92 процента);
по профессиям строительных, монтажных и дорожных работ - 725 человек (84 процента);
по профессиям легкой промышленности - 211 человек (72 процента);
по профессиям сферы обслуживания и общественного питания - 1294 человека (99 процентов).
На основании заявок работодателей в профессионально-технические училища принимается около 80 процентов общего приема молодых людей.
Развиваются договорные отношения образовательных учреждений начального профессионального образования с работодателями в сфере профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для нужд предприятий и организаций Ленинградской области (в 2001 году было заключено 77 прямых договоров, в 2005 году - более 240).