МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 апреля 2003 года N 1313


О программе модернизации педагогического образования



В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования (далее - Программа), который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом, доработан с учетом замечаний и предложений, одобрен коллегией Минобразования России.

Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 18.02.2003 N 2/1

приказываю:

1. Утвердить Программу модернизации педагогического образования (приложение).

2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) в 10-дневный срок:

2.1. Направить Программу в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.

2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.

3. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым), Управлением развития и планирования научных исследований (М.Н.Стрихановым), с Управлением информационных технологий в образовании (А.А.Поляковым), Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К.Сергеевым) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.

4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003-2006 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

Министр
В.М.Филиппов


УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
Российской Федерации
от 1 апреля 2003 года N 1313

     

ПРОГРАММА
модернизации педагогического
образования



Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Цель модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

Основные направления и задачи модернизации
педагогического образования

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.

2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных, образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Первоочередные мероприятия на 2003-2004 годы


N
п/п

Проблема

Пути решения

Ответст-
венные
исполни-
тели

Сроки
реали-
зации

Источни-
ки
финанси-
рования

Планируемый
результат

1

2

3

4

5

6

7

1.

Недостаточ-
ная
координация
между
выпуском
педагогичес-
ких кадров и
потребностя-
ми общеобра-зовательных
учреждений

1. Анализ
имеющегося
кадрового
потенциала на
федеральном и
региональном
уровнях

Конкурс

II-IV
кварталы
2003 года

ФПРО

Базы данных о
педагогических
кадрах и
потребностях
в них регионов

2. Разработка
технологии
постоянного
прогнозирования
потребности
системы
образования в
педагогических
кадрах
(федеральный и
региональный
уровень)

Конкурс

IV
квартал
2004 года

ФПРО

Технологии
прогнозирования
качественных и
количественных
потребностей
системы образования
в педагогических
кадрах на
федеральном
и региональном
уровне

3. Уточнение
действующего
Перечня
направлений
подготовки и
специальностей
высшего
профессионально-
го педагогического
образования,
Классификатора
специальностей
среднего
профессионально-
го педагогического
образования

Конкурс,
рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию (ко-
ординато-
ры - МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научно-
методическое
обеспечение
функционирования
и модернизации
системы
образования"
на 2003 год

Уточненный
Перечень
направлений
подготовки
и специальностей
высшего
профессионального
педагогического
образования;
уточненный
Классификатор
специальностей
среднего
профессионального
педагогического
образования

4. Уточнение
перечня
специализаций,
профилей
направлений
высшего
педагогического
образования и
программ
дополнительного
профессионально-
го
(педагогического)
образования

Рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию (коор-
динаторы
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, АПК и
ПРО)

III
квартал
2003 года

НИР по
программе "На-
учно-методичес-
кое обеспечение
функционирова-
ния и модернизации
системы
образования" на
2003 год

Уточненный
перечень
специализаций,
профилей
направлений
высшего
педагогического
образования
Программы
дополнительного
профессионального
(педагогического)
образования

III-IV
кварталы
2004 года

НИР на
2004
год

5. Создание
концепции и
разработка
учебных программ
профессиональ-
ной
переподготовки
учителей, вы-
свобождающихся
в связи с
изменением
демографической
ситуации

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИОКР
ФПРО

Концепция и
программы
профессиональной
переподготовки
учителей,
высвобождающихся в
связи с изменением
демографической
ситуации

2.

Несоответст-
вие
подготовки
учителей начальных
классов
требованиям
современной
школы, в том
числе по
проблемам
обеспечения
здоровья
детей, работе
по
воспитанию
учащихся в
современных
условиях,
помощи
детям,
оказавшимся
в трудных
жизненных
ситуациях,
оказания
психолого-
педагогичес-
кой помощи
семьям
школьников

1. Разработка и
апробация
учебных курсов:
Здоровьесбере-
гающая среда в
начальной школе
Модернизация
воспитания в
начальной школе
Современные средства оценки
достижений
учащихся
начальной школы
Психологическая поддержка и
помощь детям
младшего
школьного
возраста,
оказавшимся в
трудных
жизненных
ситуациях
Особенности
работы с детьми
младшего
школьного
возраста,
оказавшимися в
экстремальных
условиях
Психологическое
консультирова-
ние родителей

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.
А.И.Гер-
цена, АПК
и ПРО)

III-IV
кварталы
2003 года
(разра-
ботка)

ФПРО

Программа
повышения
квалификации.
Апробированные
программы курсов:
Здоровьесберегающая среда в начальной
школе
Модернизация
воспитания в
начальной школе
Современные
средства оценки
достижений
учащихся начальной
школы
Психологическая
поддержка и помощь
детям младшего
школьного возраста,
оказавшимся в
трудных жизненных
ситуациях
Особенности работы
с детьми младшего
школьного возраста,
оказавшимися в
экстремальных
условиях
Психологическое
консультирование
родителей

IV квартал
2003 года
- III квартал
2004 года
(апроба-
ция)

2. Организация и
проведение
повышения
квалификации
преподавателей
ИПК и ИУУ
субъектов
Российской
Федерации по 4
направлениям
повышения
квалификации и
переподготовки
учителей
начальных
классов

АПК и ПРО

IV
квартал
2003 года
- IV квар-
тал
2004 года

Федеральный
бюджет

Повышение
квалификации 500
преподавателей ИПК
и ИУУ субъектов
Российской
Федерации по
направлениям
модернизации
начального
образования

3. Организация и
проведение
повышения
квалификации и
переподготовки
учителей
начальных
классов

ИПК, ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы

II-IV
кварталы
2004 года

Региональный
бюджет,
внебюджетные
средства

Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей начальных
классов в
соответствии с
планами регионов

4. Обновление
содержания
подготовки
учителей
начальных
классов

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена)

IV
квартал
2003 года
- IV
квартал
2004 года

ФПРО

Обновленные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) и
откорректированные
примерные
программы
подготовки учителей
начальных классов

3.

Распростра-
нение
практики
необоснован-
ного
привлечения
учителей-
предметников
к работе в
начальной
школе

1. Организация и
проведение
эксперимента по
профессиональ-
ной подготовке
учителей
начальных
классов, готовых к
обеспечению
всего цикла
учебных
дисциплин

Конкурс

IV
квартал
2003 года
- IV
квартал
2004 года

Федеральный
и региональный
бюджеты

Обновленные ГОС
ВПО с учетом
подготовки учителей
начальных классов,
готовых к
обеспечению всего
цикла учебных
дисциплин

2. Разработка
рекомендаций по
введению
профессиональ-
ной подготовки
учителей
начальной школы,
готовых к
обеспечению
всего цикла
учебных
дисциплин

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИР на
2004 год

Рекомендации по
внедрению
профессиональной
подготовки учителей
начальных классов,
готовых к
обеспечению всего
цикла учебных
дисциплин

4.

Недостаточ-
ная готов-
ность учите-
лей к исполь-
зованию
информаци-
онных и
коммуника-
ционных
технологий в
процессе
обучения и
воспитания
младших
школьников

1. Проведение
курсов по
компьютерной
грамотности для
учителей
начальных
классов

Конкурс

IV
квартал
2003 года
- III квар-
тал
2004 года

ФЦП
РЕОИС
(направ-ление 5)

Повышение
квалификации 22
тыс. педагогических
работников, в том
числе учителей
начальных классов

2. Проведение
курсов повышения
квалификации для
учителей
начальных
классов по
программе
Использование
информационных
и коммуникацион-
ных технологий в
начальном
образовании

Конкурс
(организа-
тор НФПК)

IV
квартал
2003 года
- III
квартал
2004 года

ИСО
МБРР
(3-й
заем)

Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей начальных
классов в 7 пилотных
регионах в числе 150
тыс. действующих
учителей-
предметников

3. Разработка
модели
компьютерного
обеспечения
учебного процесса
и внеурочной
деятельности
учащихся
начальной школы,
методик ее
использования и
подготовка
рекомендаций по
их изучению
в системе
среднего и
высшего
педагогического
образования

Конкурс

IV
квартал
2003 года

ФЦП
РЕОИС
(направ-
ление 5)

Модель
компьютерной среды
урока и методики ее
использования.
Рекомендации по
овладению
студентами
информационными и
коммуникационными
технологиями,
применяемыми в
начальной школе

5.

Недостаточ-
ная
готовность к
обучению
иностранным
языкам и
информатике
в начальной
школе

1. Оказание
информационной
и содержательной
поддержки по
внедрению курса
Методика
преподавания
иностранных
языков в
начальной школе

Конкурс
(коорди-
наторы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на), АПК и
ПРО, ИПК,
ИУУ, пе-
дагогичес-
кие вузы и
колледжи

II-III
кварталы
2004 года

ФПРО,
региональный бюджет

Программа учебного
курса
Методика
преподавания
иностранных языков в начальной школе

2. Организация и
проведение
курсов повышения
квалификации и
переподготовки
учителей для
преподавания
иностранного
языка в начальной
школе

II-IV
кварталы
2004 года

Региональный
бюджет,
внебюджетные
средства

Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей по курсу
Методика
преподавания
иностранных языков
в начальной школе
в
соответствии с
планами регионов

3. Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей для
преподавания
информатики в
начальной
школе

Конкурс
(организа-
тор НФПК)

IV
квартал
2003 года
- III
квартал
2004 года

ИСО
МБРР

Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей в числе 150
тыс. действующих
учителей-
предметников в 7
пилотных регионах

6.

Недостаточ-
ная преемст-
венность
дошкольного
и школьного
образования
особенно в
содержании
курсов
повышения
квалифика-
ции педаго-
гических
работников
дошкольных
образова-
тельных
учреждений

1. Разработка
программ
повышения
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений с
учетом
преемственности
дошкольного и
школьного
образования

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена),
АПК и
ПРО, ИПК,
ИУУ,
педаго-
гические
вузы и
колледжи

III
квартал
2003
года -
IV
квартал
2004 года

ФПРО,
НИР
на 2004 год

Программы
повышения
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений

2. Информацион-
ная и
содержательная
поддержка
проведения
повышения
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений

АПК и
ПРО, ИПК,
ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы и
колледжи

III
квартал
2003 года
- IV
квартал
2004 года

ФПРО,
региональный
бюджет

Повышение
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений в
соответствии с
региональными
планами

3. Корректировка
содержания
подготовки
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений и
образовательных
учреждений для
детей
дошкольного и
младшего
школьного
возраста с
учетом
преемственности
дошкольного и
школьного
образования

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена),
АПК и
ПРО, ИПК,
ИУУ, пе-
дагогичес-
кие вузы и
колледжи

IV
квартал
2003 года
- III
квартал
2004 года

НИР на
2004 год

Программы
подготовки
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений и
педагогических
кадров
образовательных
учреждений для
детей дошкольного и
младшего школьного
возраста с учетом
преемственности
дошкольного и
школьного
образования

7.

Несоответст-
вие подготов-ки учителей,
работающих в
основной
школе,
современным
требованиям,
в том числе
по проблемам
обеспечения
прав детей,
реализации
здоровьесбе-
регающих
технологий,
внедрения
современных
средств
контроля и
оценивания
результатов
обучения,
обеспечения
взаимодейст-
вия с
родителями
учащихся,
воспитания
школьников и
др.

1. Разработка и
апробация
учебных курсов
для системы
повышения
квалификации
педагогических
работников:
Права ребенка в современном
обществе

Здоровьесберега-
ющая среда в
школе
Модернизация воспитания в
школе
Современные
средства оценки
достижений
учащихся
Психологическое консультирование родителей

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена),
АПК и
ПРО, РГПУ
им.А.И.
Герцена,
МПГУ,
ИПК, ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы

III-IV
кварталы
2003
года
(разра-
ботка)
IV
квартал
2003
года -
III
квартал
2004 года
(апро-
бация)

ФПРО

Программы
повышения
квалификации
действующих
учителей. Апробиро-
ванные курсы:
Права ребенка в
современном
обществе
Здоровьесберегаю-
щая среда в школе
Модернизация
воспитания в школе
Современные
средства оценки
достижений
учащихся
Психологическое
консультирование
родителей

2. Организация и
проведение
повышения
квалификации и
переподготовка
педагогов
основной школы
по проблемам
обеспечения прав
детей, реализации
здоровьесберега-
ющих технологий,
внедрения
современных
средств контроля
и оценивания
результатов
обучения,
обеспечения
взаимодействия с
родителями
учащихся,
воспитания
школьников и др.

Конкурс
АПК и
ПРО,
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, МГПУ,
ИПК,
педагоги-
ческие
вузы

III-IV
кварталы
2004 года

ФПРО

Повышение
квалификации и
переподготовка
педагогов основной
школы

3. Корректировка
государственных
образовательных
стандартов
высшего профес-
сионального
образования (ГОС
ВПО) в области
педагогического
образования

Конкурс
(координа-
торы-
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Откорректированные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) в области
педагогического
образования

4. Корректировка
примерных
программ
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки по
педагогическим
специальностям и
направлениям,
тиражирование и
поставка в вузы

Рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию
(МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2004 года

ФПРО

Откорректированные
примерные
программы
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки по
педагогическим
специальностям и
направлениям,
комплектование
библиотек вузов

5. Уточнение
перечня
специализаций,
профилей
направлений
высшего
педагогического
образования

Рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию (коор-
динаторы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, АПК и
ПРО)

III
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научно-методическое
обеспечение
функционирования
и модернизации
системы образования"
на 2003 год

Уточненный
перечень
специализаций,
профилей
направлений
высшего
педагогического
образования

8.

Недостаточ-
ное внимание
общеобразо-
вательной
школы к
проблемам
экологическо-го образова-
ния, в том
числе к
современным
концепциям
устойчивого
развития

1. Корректировка
содержания
подготовки
учителей с учетом
идей перехода к
обществу
устойчивого
развития

Рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию

IV
квартал
2003 года

Феде-
ральный
бюджет

Рекомендации по
корректировке
подготовки учителей в системе высшего
и среднего
профессионального
педагогического образования

2. Разработка
рекомендаций
по введению
проблематики
устойчивого
развития
общества в
программы
повышения
квалификации
учителей по всем
предметам

АПК и ПРО

III
квартал
2003 года

Феде-
ральный
бюджет

Рекомендации по
введению
проблематики
устойчивого развития
общества в
программы
повышения
квалификации
учителей

9.

Недостаточ-
ная готовность
учителей к
использова-
нию информа-
ционных
технологий в
процессе
обучения и
воспитания
школьников

1. Разработка
предложений и
требований по
комплексной
информатизации
педагогического
образования в
России

Конкурс

IV
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научное,
научно-методическое,
материально-
техническое обеспе-
чение развития
технологии информа-
ционного общества
и индустрии обра-
зования"

Предложения по
информатизации
всех уровней
педагогического
образования

IV
квартал
2004 года

Апробация и
внедрение
разработок в области
информатизации
педагогического
образования

2. Разработка
требований и
системы проверки
уровня овладения
информационны-
ми и коммуникаци-
онными
технологиями
студентами
педагогических
вузов

Конкурс

IV
квартал
2003 года

ФЦП
РЕОИС
(направление 5)

Требования к уровню
овладения ИКТ
студентами
педагогических
вузов. Банк тестовых
заданий

3. Разработка
рекомендациийпо
использованию
информационных
и коммуникаци-
онных технологий
для преподавате-
лей естественно-
научных и
гуманитарных
дисциплин

Конкурс

IV
квартал
2003 года

ФЦП
РЕОИС
(направление 5)

Рекомендации по
использованию
информационных и
коммуникационных
технологий для
преподавателей
естественнонаучных
и гуманитарных
дисциплин

4. Разработка и
апробация
программы
повышения
квалификации
Информационно-
коммуникацион-
ные технологии в
образовании

Обучение
преподавателей ИПК и ИУУ

АПК и ПРО

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Программы
подготовки к
использованию
информационных
технологий в
процессе обучения и
воспитания
школьников

5. Организация и
проведение
повышения
квалификации
действующих
учителей в
области
компьютерной
грамотности

Конкурс

IV
квартал
2003 года
- IV
квартал 2004 года

ФЦП
РЕОИС
(направление 5)

Повышение
квалификации 22
тыс. действующих
учителей, в том
числе учителей
начальных классов

10.

Недостаточ-
ный уровень
подготовлен-
ности
учителей к
организации
внеурочной
воспитатель-
ной работы в
школе и до-
полнитель-ного
образования
школьников

1. Разработка
программ
повышения
квалификации и
переподготовки
учителей
общеобразова-
тельных
учреждений

Конкурс
АПК и ПРО
ИПК, ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы

II-IV
кварталы
2004 года

ФПРО,
региональный
бюджет

Программы
повышения
квалификации
действующих
учителей

2. Корректировка
программ и
разработка
рекомендаций по
формированию
учебного плана
изучения
психолого-
педагогических
дисциплин в
учреждениях
высшего и
среднего профес-
сионального
педагогического
образования

Конкурс
АПК и
ПРО,
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, ИПК,
педагоги-
ческие
вузы

II-IV
кварталы
2003 года

НИР,
ФПРО

Откорректированные
программы цикла
общепрофессиональ-
ных дисциплин.
Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
организации
изучения психолого-педагогических
дисциплин

3. Разработка
рекомендаций по
оптимизации
практической
подготовки
студентов для
ведения
воспитательной
работы со
школьниками

Конкурс

IV
квартал
2003 года
- III
квартал
2004 года

НИР

Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
прохождению
педагогической
практики с учетом
задач воспитания

11.

Неразрабо-
танность
системы
подготовки
педагогов для
профильного
обучения на
старшей
ступени
школы

1. Разработка и
апробация
учебных курсов
для педагогов и
учителей старшей
школы:
Использование
современных
информационных
и коммуникацион-
ных технологий в
образовательном
процессе
Воспитание в
условиях
профильного
обучения
Нормативно-
правовое
обеспечение
образования
Социально-
правовое
образование
учащихся
Развитие
коммуникативной
компетентности учащихся
Современные средства оценки
достижений
учащихся
Работа с
подростками и
старшими
школьниками,
оказавшимися в
экстремальной
ситуации
Педагогическая
деятельность
в полиэтнической
и поликультурной
среде
Психологическое
консультирова-
ние родителей
Организация
обучения
преподавателей
ИПК и ИУУ

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на), АПК и
ПРО, РГПУ
им.А.И.
Герцена,
МГПУ,
ИПК, ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы

III-IV
кварталы
2003 года (разра-
ботка)

ФПРО

Учебные программы
курсов:
Использование
современных
информационных и
коммуникационных
технологий в
образовательном
процессе
Нормативно-
правовое
обеспечение
образования
Социально-правовое
образование
учащихся
Воспитание в
условиях
профильного
обучения
Развитие коммуникативной
компетентности
учащихся
Современные
средства оценки
достижений
учащихся
Работа с
подростками и
старшими
школьниками,
оказавшимися в
экстремальной
ситуации
Педагогическая
деятельность в
полиэтнической
и поликультурной
среде
Психологическое
консультирование
родителей
Повышение
квалификации
преподавателей ИУУ
и ИПК по программам

IV
квартал
2003 года - III
квартал
2004 года
(апроба-
ция)

2. Организиция
повышения
квалификации и
переподготовки
педагогов
общеобразова-
тельного
учреждения для
реализации
профильного
обучения

ИПК, ИУУ,
педагоги-
ческие
вузы

IV
квартал
2004 года

Региональный
бюджет

Повышение
квалификации и
переподготовка
педагогов
общеобразователь-
ного учреждения для
реализации
профильного
обучения в
соответствии
с планами регионов

3. Корректировка
государственных
образовательных
стандартов
высшего профес-
сионального
образования
(ГОС ВПО) в
области
педагогического
образования

Конкурс
(коорди-
наторы
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Откорректированные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) в области
педагогического
образования

4. Корректировка
примерных
программ
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки по
педагогическим
специальностям и
направлениям,
тиражирование и
поставка их в вузы

Конкурс
(коорди-
наторы-
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2004 года

ФПРО

Откорректированные
примерные
программы
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки
по педагогическим
специальностям и
направлениям,
комплектация
библиотек вузов

5. Уточнение
перечня
специализаций,
профилей
направлений
высшего профес-
сионального
(педагогического)
образования

Рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию (ко-
ординато-
ры - МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, АПК и
ПРО)

III
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научно-
методическое
обеспечение
функционирования
и модернизации сис-
темы образования" на
2003 год

Уточненный
перечень
специализаций,
профилей
направлений
высшего
педагогического
образования

12.

Недостаточ-
ная прорабо- танность
системы
подготовки
учителей для
сельской
малокомплек-
тной школы

1. Разработка
предложений и
методических
рекомендаций
по формированию
основных
образовательных
программ
подготовки
учителей по
областям или с
учетом
совмещения
специальностей

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена,
Орловский
госунивер-
ситет)

IV
квартал
2004 года

НИР
на 2004 год

Предложения по
формированию
основных
образовательных
программ подготовки
учителей по
областям или с
учетом совмещения
специальностей

2. Подготовка
эксперимента
по введению
новых учебных
планов и
программ подго-
товки учителей
для сельской
малокомплектной
школы

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на, Орлов-
ский гос-
универси-
тет)

IV
квартал
2004 года

НИОКР
ФПРО

Нормативные акты
по введению новых
учебных планов и
программ подготовки
учителей для
сельской
малокомплектной
школы

13.

Старение
педагогичес-
кого корпуса,
слабое
закрепление
выпускников
педвузов в
школе

1. Разработка
правовой базы
целевой
контрактной
подготовки
педагогических кадров

Министер-
ство
образова-
ния Рос-
сийской
Федера-
ции, рабо-
чие группы

II квартал
2003 года

НИР

Нормативные
документы

2. Отработка
конкретных
моделей
экономического
стимулирования
трудоустройства и
закрепления
выпускников в
школе

Органы
управле-
ния обра-
зованием
субъектов
Российс-
кой
Федерации

IV
квартал
2004 года

Региональный
бюджет

Программы по
поддержке
выпускников
педагогических вузов

3. Разработка
рекомендаций
по внедрению
различных
моделей
экономического
стимулирования,
трудоустройства и
закрепления
выпускников вузов
в школе

Министер-
ство
образова-
ния Российской
Федера-
ции,
рабочие
группы

IV
квартал
2004 года

Федеральный
бюджет

Рекомендации по
внедрению
различных моделей
экономического
стимулирования,
трудоустройства и
закрепления
выпускников вузов в
школе

14.

Недостаточ-
ная преемст-
венность
программ
высшего и
среднего
профессио-
нального
педагогичес-
кого
образования

1. Разработка
рекомендаций
о порядке приема
и организации
образовательного
процесса в
образовательных
учреждениях
высшего
профессионально-
го образования
для лиц, имеющих
среднее
профессиональ-
ное образование
педагогического
профиля

Министер-
ство обра-
зования
Российс-
кой Феде-
рации,
рабочие
группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию, педа-
гогические
вузы и
колледжи

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Рекомендации о
порядке приема в
педагогические
вузы для лиц,
имеющих среднее
профессиональное
образование
педагогического
профиля

2. Разработка
примерных
сопряженных
планов по
специальностям
высшего профес-
сионального
педагогического
образования на
базе родственных
специальностей
среднего профес-
сионального
педагогического
образования

Министер-
ство
образова-
ния Рос-
сийской
Федера-
ции, рабо-
чие группы
УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Сопряженные
примерные
учебные планы по
специальностям
среднего и высшего
профессионального
педагогического
образования

3. Разработка
рекомендаций
по формированию
сопряженных
профессиональ-
ных
образовательных
программ
высшего и
среднего профес-
сионального педагогического
образования

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИР
на 2004 год

Рекомендации по
формированию
согласованных
профессиональных
образовательных
программ

15.

Недостаточ-
ная практи-
ческая
подготовка
выпускников
педагогичес-
ких вузов к
работе в
общеобразо-
вательных
учреждениях

1. Разработка
содержания
практической подготовки
студентов
педагогических
вузов

Конкурс

IV
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научно-
методическое
обеспечение
функционирования и
модернизации
системы
образования"
на 2003 год

Предложения по
оптимизации
содержания
практической
подготовки студентов
педагогических
специальностей

2. Эксперимен-
тальная отработка
внедрения
различных
моделей
организации
практической
подготовки
обучающихся по
педагогическим
специальностям

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИОКР
ФПРО

Рекомендации по
внедрению
различных моделей
и организационно-
экономических
механизмов
проведения
педагогической
практики

3. Разработка
примерных
программ
итоговой
аттестации
студентов
педагогических
вузов по дисци-
плинам
"Педагогика" и
"Методика
преподавания
предмета"

Конкурс

IV
квартал
2003 года

НИР по
программе "Научно-
методическое
обеспечение
функционирования
и модернизации
системы образования" на 2003 год

Примерные
программы
итоговой аттестации
студентов
педагогических вузов
по дисциплинам
"Педагогика" и
"Методика
преподавания
предмета"

4. Разработка
примерных
программ
итоговой
государственной
аттестации по
педагогическим
направлениям
и специальностям

Конкурс

IV
квартал
2004 год

НИР
на 2004 год

Комплект примерных
программ итоговой
государственной
аттестации по
педагогическим
направлениям и
специальностям

16.

Недостаточ-
ный уровень
психолого-
педагогичес-
кой
(теоретичес-
кой и практи-
ческой)
подготовки
будущих
учителей

1. Корректировка
программ
и разработка
рекомендаций
по изучению
психолого-
педагогических
дисциплин в
образовательных
учреждениях
высшего и
среднего профес-
сионального
педагогического
образования

Конкурс
(координа-
торы-
МПГУ,
РГПУ
им.А.И.
Герцена,
педагоги-
ческие
вузы и
колледжи)

III-IV
кварталы
2003 года
(разра-
ботка)
IV
квартал
2003 года - III
квартал
2004 года
(апроба-
ция)

ФПРО,
НИР по программе "Научно-методическое
обеспечение
функционирования и модернизации системы образования" на 2003 год

Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
организации
изучения психолого-
педагогических
дисциплин

2. Разработка и
апробация
специальных
курсов психологи-
ческой (теорети-
ческой и практи-
ческой) подготов-
ки студентов
педагогических
образовательных
учреждений

Конкурс

IV
квартал
2003 года - IV
квартал
2004 года

НИР,
НИОКР,
ФПРО

Программы
специальных
курсов
психологической
подготовки
студентов,
рекомендации по их
внедрению в
учебный процесс

17.

Недостаточ-
ная ориенти-
рованность
профессор-
ско-препода-
вательского
состава
вузов,
ведущих
подготовку
педагогичес-
ких кадров, в
проблемах
модерниза-
ции общего
образования

Разработка систе-
мы повышения
квалификации
профессорско-
преподавательс-
кого состава
педагогических
вузов и препода-
вателей средних
педагогических
учебных заведе-
ний. Разработка и апробация курсов:
основные задачи
и пути модерниза-
ции образования в
России
Основные задачи
и пути
модернизации
педагогического
образования
Отечественный и зарубежный опыт
педагогического
образования

Применение
информационных
и коммуникацион-
ных технологий в
образовании

Конкурс

III-IV
кварталы
2003 года

НИР по
программе "Научно-методическое обеспечение
функционирования и модернизации
системы образования"
на 2003 год,
ФПРО

Программа
повышения
квалификации
профессорско-
преподавательского
состава вузов

Пилотные
педагоги-
ческие
вузы

IV
квартал
2003 года - IV
квартал
2004 года
(апроба-
ция)

Апробация программ
курсов повышения
квалификации

18.

Недостаточ-
ная разрабо-
танность
программ
послевузовс-
кого
профессио-
нального
образования

Разработка
программ по
специальным
дисциплинам в
соответствии с
временными
требованиями к
основной
образовательной
программе
послевузовского
профессионально-
го образования по
отрасли 13.00.00
Педагогические
науки

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИР,
НИОКР,
ФПРО

Программы по
специальным
дисциплинам в
соответствии с
временными
требованиями к
основной
образовательной
программе
послевузовского
профессионального
образования по
отрасли 13.00.00
Педагогические
науки

19.

Отсутствие
системы
внедрения
научных и
научно-
методических
разработок в
практику пе-
дагогического
образования

Создание системы
отбора
актуальных
научных и научно-
методических
разработок и
информационно-
технологическое
обеспечение
доступа к ним

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

II-IV
кварталы
2004 года

ФПРО

Портал в сети
Интернет с базой
данных о
результатах научных
и научно-
методических
исследований

20.

Несоответст-
вие учебно-
методической
литературы
по педагоги-
ческим на-
правлениям и
специальнос-
тям совре-
менным
требованиям

1. Формирование
федерального комплекта
учебников и
учебно-
методических
пособий по
дисциплинам
психолого-
педагогической
подготовки

Конкурс
(координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Федеральный
комплект учебников и
учебно-методических
пособий по
дисциплинам
психолого-
педагогической подготовки

2. Разработка
положения о кон-
курсе учебников и
учебно-методи-
ческих пособий по
общепрофессио-
нальным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей

УМО по
педагоги-
ческому
образова-
нию
(конкурс -
координа-
торы -
МПГУ,
РГПУ им.
А.И.Герце-
на)

IV
квартал
2003 года

Федеральный
бюджет

Положение о
конкурсе учебников и
учебно-методических
пособий

3. Проведение
конкурса
учебников и
учебно-
методических
пособий по
общепрофессио-
нальным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей

Министерство
образова-
ния Российс-
кой
Федерации

II-IV
кварталы
2004 года

Федеральный
бюджет

Учебно-методические
пособия по обще-
профессиональным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей
нового поколения

21.

Несоответст-
вие
количествен-
ных и
качественных
показателей
уровня
материально-
технического
обеспечения
педагогичес-
ких учебных
заведений
современным
требованиям

1. Поставка
аппаратно-прог-
раммных средств
и оборудования в
педагогические
вузы (оснащение
факультетов
начальных
классов в
приоритетном
порядке)

Конкурс

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Оснащение
педагогических вузов

2. Разработка
требований к
материально-
техническому
обеспечению
учебного процесса
по педагогическим
направлениям и
специальностям

Конкурс

IV
квартал
2004 года

НИР

Требования к
материально-
техническому
обеспечению
учебного процесса по
педагогическим
направлениям и
специальностям

22.

Необеспечен-
ность педаго-
гических
вузов учебной
литературой,
в том числе
на электрон-
ных носи-
телях, для
общеобразо-
вательных
учреждений

Поставка
школьных
учебников, в том
числе на
электронных
носителях, в
педагогические
вузы

Конкурс

IV
квартал
2003 года - III
квартал
2004 года

ФПРО

Оснащение
библиотек
педагогических вузов

23.

Запаздыва-
ние модерни-
зации педаго-
гического
образования
относительно
реформиро-
вания сис-
темы общего
образования

Обеспечение
мониторинга
системы
педагогического
образования и
хода ее
модернизации

Конкурс

IV
квартал
2003 года

ФПРО

Базы данных о
состоянии
педагогического
образования, ходе
модернизации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»