В настоящее время в Ленинградской области, как и в Российской Федерации, сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные, психические заболевания, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением) (абзац в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2006 года Законом Ленинградской области от 30 октября 2006 года N 125-оз, - см. предыдущую редакцию).
Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует действий, направленных на стабилизацию эпидемической ситуации по заболеваниям социального характера путем совершенствования имеющихся служб, развития материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, которые осуществляют профилактику, своевременную диагностику, лечение заболеваний социального характера.
Финансирование Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (Территориальная программа здравоохранения), утверждаемой ежегодно, предусматривается за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов. Основная цель Территориальной программы здравоохранения - обеспечение потребности населения области в медицинской помощи. Проблемы оснащения лечебно-профилактических учреждений оборудованием, проведения ремонтных работ решаются в рамках региональных целевых программ.
(млн.руб.)
2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Расчетная стоимость Территориальной программы здравоохранения | 3957,4 | 4524,1 | 5380,5 |
Утвержденная стоимость Территориальной программы здравоохранения | 3325,4 | 4086,3 | 5073,1 |
Плановый дефицит утвержденной стоимости Территориальной программы здравоохранения | 632,0 | 437,8 | 307,4 |
Стоимость региональных целевых программ | 148,5 | 265,6 | 215,1 |
В Программу включены следующие подпрограммы:
"Вакцинопрофилактика". Решение проблем, возникающих при проведении иммунизации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (9 наименований) и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (18 наименований), невозможно без государственного участия. По ряду инфекций, управляемых средствами специфической профилактики (дифтерия, вирусный гепатит В), среднеобластной показатель заболеваемости выше федерального;
"Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом". В 2004 году отмечается рост показателя первичной заболеваемости туберкулезом. Для стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу с учетом социального характера заболевания необходимо дальнейшее укрепление базы противотуберкулезных учреждений, осуществление мероприятий, направленных на раннее выявление, эффективное лечение туберкулеза, что возможно только при целевом финансировании в рамках Программы;
"Онкология". Показатель смертности от онкологических заболеваний в Ленинградской области превышает федеральный. За период реализации программы с 2001 года значительно улучшились показатели работы онкологической службы области, прежде всего по выявлению онкологических заболеваний, комбинированному лечению. Удалось увеличить коечную мощность Ленинградского областного онкологического диспансера, введя в строй отделения в поселке Кузьмоловский, в том числе и за счет привлечения средств федерального бюджета. Необходимо продолжить целенаправленную работу;
"Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)". В Ленинградской области продолжается рост заболеваемости, эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИДу находится в стадии концентрированной эпидемии. Самыми эффективными мерами противодействия эпидемии являются образовательные программы, информационно-пропагандистская система по распространению знаний о профилактике ВИЧ-инфекции. Реализация мер, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, позволила снизить темпы ее распространения. Продолжение работы в данном направлении требует целевого финансирования.
"Совершенствование психиатрической помощи". Рост показателя заболеваемости психическими расстройствами требует неотложных мер по совершенствованию организации психиатрической помощи населению Ленинградской области, что невозможно без целевого финансирования.
"Совершенствование организации скорой медицинской помощи". В рамках региональной целевой программы удается решать проблемы и задачи скорой медицинской помощи в свете проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в Ленинградской области;
"Безопасное материнство и детство". Решение приоритетных задач по охране здоровья матерей и детей наиболее оптимально осуществлять в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства;
"Развитие Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница". Программа дает возможность осуществлять капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений учреждения, оказывающего специализированную, высококвалифицированную медицинскую помощь детям Ленинградской области, внедрять новейшие медицинские технологии невозможно без государственной поддержки;
"Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения". Объем финансирования расходов на укрепление и развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области в бюджетах всех уровней недостаточный. Обеспечение интенсивности лечебно-диагностического процесса требует внедрения современных медицинских технологий. Оснащение и переоснащение медицинских учреждений современным оборудованием позволит осуществить неотложные меры по доступности оказания квалифицированной медицинской помощи населению муниципальных образований (абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2008 года Законом Ленинградской области от 7 ноября 2008 года N 120-оз, - см. предыдущую редакцию).
"Профилактика и лечение болезней системы кровообращения". Высокий уровень сердечно-сосудистой заболеваемости является одной из самых актуальных проблем в медицине и приобретает важное государственное значение в связи с тем, что более половины смертей происходит от болезней системы кровообращения, и, что особенно важно, значительная часть среди умерших и инвалидизированных - люди трудоспособного возраста. Комплекс мер, планируемых к реализации в рамках подпрограммы, направлен на существенное улучшение показателей здоровья населения по болезням системы кровообращения (абзац дополнительно включен с 1 июня 2007 года Законом Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 79-оз).