В Санкт-Петербурге сложилась определенная система и накоплен опыт управления государственной службой, позволяющие создать условия для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих.
В 1995-2004 годах по вопросам государственной службы Санкт-Петербурга приняты следующие нормативные правовые акты:
Законы Санкт-Петербурга:
распоряжения Администрации Санкт-Петербурга:
постановление Губернатора Санкт-Петербурга:
приказ Губернатора Санкт-Петербурга:
- от 28.09.2000 N 286-к "О проведении аттестации государственных служащих Санкт-Петербурга Администрации Санкт-Петербурга" (утверждено Положение о проведении аттестации государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга).
Правовое регулирование государственной службы Санкт-Петербурга неразрывно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы всей системы государственного управления в Санкт-Петербурге.
Так, в 2003-2004 годах были внесены изменения в Устав Санкт-Петербурга, касающиеся совершенствования структуры исполнительных органов государственной власти и полномочий высшего должностного лица Санкт-Петербурга; принят Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2003 N 642-87 "О Правительстве Санкт-Петербурга"; одобрен Правительством Санкт-Петербурга и внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга "О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"; принято постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 25.06.2003 N 361 "Об утверждении Положения об Аппарате Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"; приняты постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 N 41 "О формировании исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", от 18.11.2003 N 42 "О предельной численности работников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (с изменениями на 17.08.2004), от 18.11.2003 N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга", от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (с изменениями на 13.07.2004), от 23.12.2003 N 128 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга"; утверждены положения о всех отраслевых исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга; изданы постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 05.11.2003 N 8 "О перечне исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (с изменениями на 19.04.2004), от 29.12.2003 N 175 "О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга" (с изменениями от 03.03.2004).
Несмотря на определенную сложившуюся систему управления государственной службой Санкт-Петербурга, ей присущи проблемные вопросы, аналогичные существующим сегодня на федеральном уровне и которые раскрыты в Концепции и Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)".
Прежде всего это неполное законодательное регулирование государственно-служебных отношений и наличие законодательных актов по вопросам государственной службы, которые вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации.
Действующие Закон Санкт-Петербурга от 03.07.1995 N 91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга" (с изменениями на 23.09.2003) и Закон Санкт-Петербурга от 10.07.2000 N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" (с изменениями на 17.09.2004) не соответствуют Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, должности, перечисленные в законах Санкт-Петербурга, не соответствуют классификации должностей гражданской службы, установленной Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Отсутствует ряд норм, которые на основании требований федерального законодательства должны быть регламентированы законодательством субъектов Российской Федерации. Требуется лингвистическая и юридико-техническая правка указанных законов Санкт-Петербурга.
Общая численность государственных служащих Санкт-Петербурга на конец 2004 года, по аналитическим данным, составила более 7,5 тысячи человек, в том числе государственных служащих в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга - чуть более 6990 человек, в Законодательном Собрании - ____ человек, в Уставном суде Санкт-Петербурга и аппарате мировых судей Санкт-Петербурга - ___ человек, в аппарате Санкт-Петербургской избирательной комиссии - ___ человек.
Таким образом, на 1000 человек населения Санкт-Петербурга приходится 1,6 государственного служащего органов государственной власти Санкт-Петербурга. Для сравнения: на 1000 жителей Российской Федерации приходится 2,8 государственного служащего федеральных органов исполнительной власти, в Великобритании - 5,2, США - 3,9 государственного служащего.