ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2002 года N 323-ПП
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД И ПРОГНОЗЕ СВОДНОГО ФИНАНСОВОГО БАЛАНСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД
(в редакции Постановления Правительства области от 15.11.2002 N 1347-ПП)
Прогноз социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год (далее - Прогноз) разработан в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральным законом от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2871), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 N 186 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1318) и Законом Свердловской области от 28 декабря 2001 года N 85-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О бюджетном процессе в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 12-3, ст. 1820).
В Прогнозе учтены тенденции и итоги функционирования экономики Свердловской области в 2001 году и истекшем периоде текущего года, определены концептуальные положения социально - экономической политики Свердловской области на 2003 год.
Главной целью социально - экономического развития в 2003 году является последовательное повышение уровня жизни населения на основе дальнейшего подъема экономики области, ее модернизации и повышения эффективности.
Для достижения поставленной цели экономическая и социальная политика в 2003 году будут реализовываться по следующим основным направлениям:
1) обеспечение социальной безопасности людей, стабилизация демографической ситуации (повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
2) создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что, в первую очередь, требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, повышения оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения;
3) недопущение конъюнктурного спада и отрицательной динамики в развитии экономики Свердловской области через разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение платежеспособности потребителей;
4) улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, повышение активности в сфере инвестиционной деятельности, снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и решение на базе развития экономики области проблем социального характера;
5) создание условий для развития экономически эффективных производств, преодоление технико - технологической отсталости производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение доли продукции конечных переделов, рост производительности труда, приоритетное развитие наукоемких производств, содействие процессам интеграции и образования конкурентоспособных компаний, развитие региональных производственно - хозяйственных связей;
6) сокращение доли убыточных производств; снижение издержек производства, повышение эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики, в том числе в учреждениях социальной сферы и жилищно - коммунальном хозяйстве;
7) развитие и улучшение технического состояния социальной инфраструктуры, расширение номенклатуры услуг отраслей социальной сферы, повышение их качества, совершенствование трудовых отношений;
8) создание условий для обеспечения продовольственной и экологической безопасности области;
9) интенсификация и реструктуризация внешнеэкономических связей и производственной кооперации со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Прогнозные оценки основных экономических и социальных показателей на 2003 год выполнены в двух вариантах.
Первый вариант Прогноза является реалистически - консервативным, включает в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий.
В основу разработки первого варианта Прогноза положены сценарные условия и нормативные материалы, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 N 186 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1318).
Первый вариант Прогноза предполагает рост валового регионального продукта темпами 103 - 104 процента в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, объема промышленного производства - в пределах 103 - 105 процентов, валовой продукции сельского хозяйства - 101 - 101,5 процента, объема инвестиций - 106,5 - 108 процентов, оборота розничной торговли - 105 - 107 процентов, среднегодовой темп роста сводного индекса потребительских цен (инфляция) - 112,6 процента.
Второй вариант исходит из возможности сохранения благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и ориентирован на достижение основных макроэкономических показателей и социальных индикаторов, заложенных в Концепцию Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2000 N 542-ПП "О Концепции Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 614) и Концепцию "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726).
Рост валового регионального продукта по данному варианту предполагается в пределах 105 - 106 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, объема промышленного производства - 105 - 107 процентов, валовой продукции сельского хозяйства - 103,5 - 104,5 процента, объема инвестиций - 109 - 110 процентов, оборота розничной торговли - 107 - 109 процентов, инфляции - 111,8 процента.
Рассмотрев представленный Министерством экономики и труда Свердловской области Прогноз и руководствуясь статьями 169 и 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить прогноз социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год и прогноз сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год (прилагаются).
2. Направить прогноз социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год и прогноз сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год Губернатору Свердловской области и в Законодательное Собрание Свердловской области.
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при разработке контрольных параметров экономических и социальных показателей развития Свердловской области на 2003 год руководствоваться показателями социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год, утвержденными настоящим постановлением.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
И.о. председателя Правительства
Свердловской области
Г.А.КОВАЛЕВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД
(в редакции Постановления Правительства области от 15.11.2002 N 1347-ПП)
Прогноз социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год (далее - Прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 N 186 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" и распоряжением Правительства Свердловской области от 01.04.2002 N 222-РП "О разработке прогноза социально - экономического развития Свердловской области на 2003 год".
Прогноз разработан в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации в 2003 году, определенными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; Законом Свердловской области от 28 декабря 2001 года N 85-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О бюджетном процессе в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 12-3, ст. 1820); на базе Программы действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя на 2000 - 2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 N 1443-ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя на 2000 - 2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 12-1, ст. 1392) и на основе анализа сложившейся ситуации в отдельных отраслях и секторах экономики, а также исходя из тенденций их развития.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития в Российской Федерации" методической и сценарной базой разработки Прогноза служат ежегодно уточняемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные материалы.
Экономическая ситуация в Свердловской области на протяжении последних четырех лет (1999 год - первый квартал 2002 года) характеризуется положительной динамикой большинства важнейших макроэкономических показателей.
В 2001 году удалось сохранить высокий рост объемов производства промышленной продукции (индекс физического объема промышленного производства составил 112,5%), оборота розничной торговли (116,7%), внешнеторгового оборота (115,4%), реальных денежных доходов населения (107%), реальной заработной платы (113,5%). Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах превысила уровень 2000 года на 2,9%. Стабилизировались показатели инвестиционной деятельности, а ввод жилья на 2,6% превысил уровень 2000 года. В полном объеме исполнены проектировки бюджета области.
В промышленном комплексе области на протяжении трех лет сохраняется положительная динамика роста объемов производства. При этом интенсификация промышленного производства в Свердловской области протекает более ускоренными темпами, чем в целом по Российской Федерации (график).
График
115 ═‰
│
│
│ 114,5
│ ┌═══════‰ 114,4
│ 114,1 │.......├═══════‰
│ ┌═══════┤.......│.......│ 113,6
│ │.......│.......│.......├═══════‰ 113,5
│ 113,2 │.......│.......│.......│.......├════════‰ 112,8
│ ┌═══════┤.......│.......│.......│.......│........├═══════‰ 112,6
│ 112,5 │.......│.......│.......│.......│.......│........│.......├══════‰ 112,5
│ ┌═══════┤.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......├═══════‰
│ 110,2 │.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ ┌═══════┤.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
110 ═┤ 109,2 │.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ ┌══════┤.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......├═══════┤.......│.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│ ├═══════┤.......│.......│........│.......│......│.......│
│ │......│.......│.......│.......│ │ ├═══════┤.......│........│.......│......│.......│
│ ├══════┤.......│.......│.......│ │ │ ├═══════┤........│.......│......│.......│ 105,2
│ │ │.......│.......│.......│ │ │ │ ├════════┼═══════┤......│.......│ ┌══════‰
│ │ │.......│.......│.......│ │ │ │ │ │ ├══════┤.......│ │......│
105 ═┤ │ │.......│.......│.......│ │ │ │ │ │ │ │.......│ 104,3│......│
│ │ │.......│.......│.......│ │ │ │ │ │ │ ├═══════┤ 104 ┌══════┤......│
│ │ │.......│.......│.......│ │ │ │ │ │ │ │ ├═══════┤......│......│
│ │ │.......│.......├═══════┤ │ │ │ │ │ │ │ │...... │......│......│
│ │ │.......├═══════┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │...... │......│......│
│ │ ├═══════┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │...... │......│......│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │...... │......├══════┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├═══════┤......│ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├══════┤ │
│ │105,3 │ 103,1 │ 103,3 │ 103,8 │ 105,9 │ 105,5 │ 105,4 │ 105,3 │ 105,2 │ 105,2 │ 105,1│ 104,9 │ 102,2 │ 102,1│ 102,6│
100 ═… └══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴════════┴═══════┴══════┴═══════┴═══════┴══════┴══════…
проценты Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март
2001 год 2002 год
┌═════‰
│.....│ - Свердловская область
│.....│
└═════…
┌═════‰
│ │ - Россия
│ │
└═════…
Если в 1999 году основными источниками промышленного роста в области были импортозамещение и активизация экспорта (индекс физического объема промышленного производства по черной и цветной металлургии в 1999 году составлял соответственно 127% и 120,2%), то с 2000 года наряду с металлургами существенный вклад в увеличение выпуска промышленной продукции вносят отрасли, ориентированные преимущественно на отечественный рынок, вследствие расширения потребительского и инвестиционного спроса (индекс физического объема промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил в 2000 и 2001 годах соответственно 141,7% и 129,7%, легкой промышленности - 124,2% и 106,4%, химической и нефтехимической промышленности - 109,5% и 107,7%).
Рост производства в машиностроении обусловил увеличение выпуска и в ряде сопряженных производств - прокат цветных и черных металлов, стальных труб в металлургии (индекс физического объема промышленного производства в черной металлургии в 2001 году составил 104,3%, в цветной металлургии - 114,8%).
Об этом же свидетельствуют изменения в отраслевой структуре промышленности. Доля машиностроения увеличилась с 15,1% в 1999 году до 16,4% в 2000 году и 19,5% в 2001 году, вырос удельный вес химической и нефтехимической промышленности с 2,2% в 2000 году до 2,6% в 2001 году и промышленности стройматериалов - с 3,7% до 4% соответственно. Доля отраслей металлургического комплекса снизилась с 54,4% в 2000 году до 51,8% в 2001 году.
В агропромышленном комплексе объем продукции сельского хозяйства за 2001 год во всех категориях хозяйств в действующих ценах составил 22,2 млрд. рублей, или 102,9% в сопоставимой оценке к уровню 2000 года.
Производство зерна во всех категориях хозяйств в амбарном весе за 2001 год составило 791,3 тыс. тонн, или увеличилось по сравнению с 2000 годом на 31%, картофеля соответственно 1013,2 тыс. тонн, или рост на 4%, овощей - 346,1 тыс. тонн, или на 5,4%.
За 2001 год сельскохозяйственными предприятиями области произведено мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе) 99,7 тыс. тонн, или 98,7% к уровню 2000 года, молока соответственно 369,9 тыс. тонн, или 96,8%, яиц - 1175 млн. штук, или 96,9%.
На поддержку сельских товаропроизводителей из областного бюджета в 2001 году выделено 397,5 млн. рублей, из федерального бюджета - 39,9 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2001 году составил 32,3 млрд. рублей, что соответствует уровню 2000 года в сопоставимой оценке. Инвестиционная деятельность в наибольшей степени обеспечена за счет собственных средств предприятий, которые составляют 66% всех капитальных вложений.
За истекший год за счет всех источников финансирования в области введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 633,1 тыс. кв. метров, что на 2,6% выше уровня 2000 года. Из общего ввода жилья 310,7 тыс. кв. метров (105,1% к уровню 2000 года) введено в г. Екатеринбурге.