ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2000 года N 542-ПП
О КОНЦЕПЦИИ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Концепция Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 07.12.99 г. N 892-РП "О Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2010 года".
В Концепции, как составной части стратегии социально экономического развития области, определены внутриобластные отраслевые и территориальные приоритеты развития, заданы основные параметры развития экономики Свердловской области на среднесрочный период и долгосрочную перспективу, обозначены пути достижения намеченных целей.
Концепция исходит из основополагающей стратегической цели создания многосекторной социально - ориентированной рыночной экономики, базирующей в значительной мере на собственных ресурсах, современном научно - техническом укладе за счет эффективного использования природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала, повышения на этой основе благосостояния проживающего в регионе населения.
Достижение стратегической цели предполагает прохождение нескольких этапов социально - экономического развития, имеющих соответствующие ориентиры на средне- и долгосрочный периоды.
В соответствии с поручением Губернатора Свердловской области Министерством экономики и труда Свердловской области проведено широкое обсуждение Концепции Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, в котором приняли участие советники Губернатора области, члены Правительства Свердловской области, руководители отраслевых союзов, академических институтов: вузов города, исследовательских и проектных институтов.
С учетом высказанных замечаний и предложений Министерством экономики и труда Свердловской области основные положения Концепции уточнены и скорректированы.
Учитывая, что Концепция является первым этапом разработки Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области, для обеспечения продолжения работы по системному и комплексному подходу к перспективным проработкам развития экономики региона, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Утвердить цели, задачи, приоритеты долгосрочного (до 2015 года) экономического и социального развития Свердловской области (прилагается) и основные параметры макроэкономических показателей развития экономики Свердловской области (прилагаются).
3. Утвердить состав рабочей группы для разработки территориальных схем развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года в разрезе управленческих округов с выделением муниципальных образований, а также Концепции схем развития и размещения производительных сил по муниципальным образованиям город Екатеринбург, город Нижний Тагил, город Каменск - Уральский, город Первоуральск, город Серов, город Асбест (прилагается).
Руководителю рабочей группы в срок до 1 декабря 2000 года представить в сводную группу по разработке Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года указанные территориальные схемы.
4. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) совместно с руководителями рабочих групп по разработке сводной и отраслевых схем с участием ученых и специалистов научно - исследовательских и проектных институтов, администрациями муниципальных образований продолжить работу над Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года на основе Концепции в соответствии с утвержденным Правительством Свердловской области календарным планом работ:
1) руководителям рабочих групп по разработке отраслевых схем в срок до 5 июля 2000 года совместно с представителями базовых предприятий и специалистами Свердловского областного комитета государственной статистики провести совещания по обсуждению Концепции и организации работы непосредственно по отраслевым схемам;
2) руководителям проектных институтов в составе рабочих групп по разработке отраслевых схем в срок до 15 июля 2000 года передать разработанные основные положения отраслевых схем и табличный материал в отраслевые министерства;
3) руководителям рабочих групп по разработке отраслевых схем в срок до 1 сентября 2000 года передать в Министерство экономики и труда Свердловской области основные положения отраслевых схем для увязки со смежными отраслями, руководителю рабочей группы по металлургическому комплексу - в срок до 15 августа 2000 года;
4) руководителям рабочих групп по разработке отраслевых схем в срок до 1 декабря 2000 года представить в Министерство экономики и труда Свердловской области разработанные отраслевые схемы для последующей передачи в сводную рабочую группу по разработке сводной схемы.
5. Опубликовать в "Областной газете" цели, задачи, приоритеты долгосрочного (до 2015 года) экономического и социального развития Свердловской области и основные параметры развития области.
6. Контроль за выполнением постановления Правительства Свердловской области возложить на первого заместителя председателя Правительства по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Ковалеву Г. А.
Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
К постановлению
Правительства Свердловской области
от 30 июня 2000 года N 542-ПП
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Демографическая ситуация и трудовые ресурсы . . .
2. Ресурсный потенциал региона . . . . . . . . . . .
Природные ресурсы Свердловской области . . . . .
Производственный потенциал . . . . . . . . . . .
Капитальное строительство . . . . . . . . . . .
Агропромышленный комплекс . . . . . . . . . . .
Транспорт и связь . . . . . . . . . . . . . . .
Институциональная инфраструктура . . . . . . . .
Научный потенциал . . . . . . . . . . . . . . .
Состояние материальной базы социальной сферы . .
Потребительский рынок . . . . . . . . . . . . .
3. Внутриобластные отраслевые и территориальные
приоритеты развития . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Основные параметры макроэкономических
показателей развития экономики области . . . . . . .
Осуществляемая в настоящее время в стране экономическая реформа предъявляет новые требования ко всем стадиям и аспектам управления экономикой, в том числе к обоснованию стратегии развития. При этом значительно возрастает роль региональных предплановых исследований.
Глубина и многоаспектность социально - экономических проблем в различных регионах Российской Федерации требуют дифференцированных подходов к решению вопросов ликвидации отрицательных последствий экономического кризиса, закреплению положительных тенденций, переходу к устойчивому развитию, эффективному функционированию хозяйственного комплекса каждого региона. В то же время наличие большого количества среднесрочных федеральных целевых программ в совокупности не образуют основы для создания условия для восстановления самодостаточного функционирования и развития экономики каждого региона.
В соответствии с таким пониманием задачи Правительством Свердловской области было принято решение, не дожидаясь формирования на федеральном уровне стратегии социально экономического развития Российской Федерации, разработать Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на долгосрочную перспективу (за исключением Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.12.99 г. N 892-РП "О Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2010 года" разработка схемы поручена Министерству экономики и труда Свердловской области с привлечением отраслевых министерств Свердловской области, Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, отраслевых союзов предприятий и организаций области и отраслевых научных и проектных организаций.
Разработку схемы предполагается осуществлять в 4 этапа:
1. Разработка концептуальных положений (сценарные условия) Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области.
2. Разработка отраслевых схем.
3. Увязка отраслевых схем.
4. Создание сводной схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области.
Настоящая работа является реализацией первого этапа разработки Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области, выполненная временным творческим коллективом под руководством первого заместителя председаталя Правительства Свердловской области, министра экономики и труда Свердловской области, д. э. н. Г. А. Ковалевой.
В работе также учтены данные опроса группы экспертов о целях, задачах, приоритетах государственной экономической политики в Свердловской области, путях решения наиболее актуальных проблем развития области и муниципальных образований.
В предлагаемой Концепции определена стратегия социально экономического развития области, обозначены приоритеты развития, определены пути достижения намеченных целей, сформированы внутриобластные отраслевые и территориальные приоритеты, заданы основные параметры развития на среднесрочный период и долгосрочную перспективу.
На следующих этапах разработки подразумевается проведение углубленного и детального анализа состояния и тенденций развития производительных сил области, в том числе:
уровня развития производственных мощностей в отраслях реального сектора экономики и в территориальном разрезе;
степени их соответствия выбранным целям и задачам развития экономики области, производственным и социальным критериям.
Для более точного определения тенденций и перспектив развития производительных сил будет оценен необходимый объем производственных мощностей и основных фондов для производства продукции в требуемых объемах, в том числе с помощью балансовых методов. В части сельскохозяйственного производства будет определена потребность в основных продуктах питания населения области с учетом рациональных норм потребления.
В отраслевых схемах будут разработаны основные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития и размещения производительных сил, а также основные задачи исполнительной и законодательной власти области.
Главная цель долгосрочного (до 2015 года) экономического и социального развития области заключается в создании многосекторной социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на новом научно - техническом укладе и информационно - индустриальных технологиях и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения области, строительство современного демократического общества.
Определяющими ценностями "передовой" экономики должны стать наука и образование, высокие нравственные идеалы, рациональное природопользование, развитое общество.
Главная задача - формирование материальной, научно технологической, финансово - экономической и социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области.
Переход к современной модели устойчивого экономического роста может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами сценарных условий развития. Исходя из теории социальных альтернатив, определяющих выбор вероятных сценариев социально экономического развития области от пессимистического невозможности выхода из кризиса и инерционного следования в русле российских реформ до оптимистического - превращение области в регион интенсивного развития и полигон отработки пилотных проектов - мультипликаторов подъема отечественной экономики, предпочтение отдано последнему при обеспечении соответствующих условий.
Основу стратегии составит ориентация, в основном, на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно - технический, трудовой и природный), внутренние источники накопления, которые, в принципе, позволяют в ближайшие 10 - 15 лет закрепить стартовые условия необходимого экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики на современной технико технологической основе и выйти на модель устойчивого развития.
Основой экономического роста и подъема конкурентоспособности экономики, а также поступательного развития человеческого потенциала, повышения благосостояния населения является инновационное обновление производства.
Формирование и реализацию научно - технической политики целесообразно начать со следующих приоритетных направлений, так называемых прорывных технологий, в которых область сохранила достаточно сильные позиции: авиа- и ракетостроение, металлургия и спецхимия, радиотехническая промышленность и транспортное машиностроение, атомная энергетика и приборостроение.
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2000 - 2005 ГГ.) необходимо ориентироваться на использование экспортного потенциала, более полную загрузку эффективной части существующих производственных мощностей, в первую очередь, в социально ориентированных отраслях и производстве товаров конечного спроса, внедрение имеющихся научно - технических разработок, проведение мер по ресурсосбережению, экологической безопасности, техническому перевооружению и повышению эффективности производства, защите интересов отечественных товаропроизводителей, создание корпоративных самодостаточных научно - производственных структур, стимулирование роста платежеспособного спроса. При этом в реальном секторе будет закрепляться достигнутый экономический рост, создаваться условия для накопления инвестиций и наращивания объемов производства наукоемкой, конкурентоспособной и востребованной рынком продукции и технологий.
В среднесрочный период необходимо подготовить условия для возрождения машиностроения, которое может быть востребовано в связи с нарастанием процесса массового выбытия активной части основного капитала, который может произойти в 2003 - 2005 годы в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном и трубопроводном транспорте, энергетике, гражданской авиации и т. д.
Для реализации поставленных задач необходимо сосредоточить усилия не только на региональном уровне, но и на проведении интенсивной и целенаправленной работы с федеральными органами власти и управления.
НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ следует добиваться принятия нормативных актов и реализации следующих механизмов:
- совершенствование кредитно - денежной политики, стимулирующей производство, нормализация соотношения средней рентабельности реального сектора экономики и ставки ссудного процента;
- завершение реструктуризации банковской системы, повышение эффективности работы фондового рынка;
- ослабление денежного дефицита, создание условий для стимулирования финансового обеспечения потребностей реального сектора экономики с одновременным проведением кредитной эмиссии целевого назначения для восстановления оборотных средств; применение технологий общероссийского масштаба по снижению уровня неплатежей;
- сдерживание роста цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- усовершенствование налоговой системы, стимулирующей активизацию инвестиционной и инновационной деятельности; поддержка отечественного товаропроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
- оптимизация межбюджетных отношений, повышение действенности и результативности федеральных целевых программ, бюджета развития, государственного заказа;
- создание системы надежных государственных гарантий, страхования инвестиционных рисков, развитие залоговых операций, расширение лизинговой деятельности;
- повышение роли индикативного планирования экономики;
- совершенствование земельных отношений, обеспечение продовольственной безопасности.
Приоритетная роль в экономических преобразованиях СЛЕДУЮЩЕГО ЭТАПА (ДО 2010 ГОДА) должна быть отдана активному развертыванию инвестиционной деятельности, развитию реального сектора, сопровождающимися качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре, а также адекватными переменами в производственном аппарате, обеспечивающими возмещение выбытия и прирост основного капитала.
Экономика Свердловской области в долгосрочной перспективе, учитывая специфику Среднего Урала, будет опираться на сравнительные преимущества индустриального развития и ориентироваться как на внутрироссийский, так и на зарубежные рынки.
Сочетание таких факторов, как: богатые ресурсы недр и наличие потенциала высоких технологий, особенно в отраслях военно промышленного комплекса, дают основания предположить в качестве стержневой идеи выход на политику передовых рубежей, то есть освоения передовых ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичной наукоемкой продукции, гибких автоматизированных систем. Это вполне реально в таких отраслях, как энергетика, авиа- и ракетостроение, материаловедение и электротехника, космические системы управления и связи, приборостроение, нефтедобывающее, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность и т. д.
Кроме того, в связи с высоким научно - техническим потенциалом оборонного комплекса, где возможно обеспечить трансферт высоких технологий в гражданское производство, особое значение имеет развитие науки как основы перехода промышленного комплекса на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции. Предприятия оборонного комплекса должны стать базой новых технополисов роста и обновления, так называемым "интеллектуальным ядром". К приоритетным следует отнести те направления, которые позволяют реализовать эффект межотраслевого взаимодействия и образовать ядро региональной экономики. Очевидным и перспективным являются взаимодействие топливно - энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, металлургии и машиностроения или лесопереработки, металлургии и жилищного строительства или транспорта, металлургии и машиностроения или химии, военно промышленного комплекса и медицины, военно - промышленного комплекса, машиностроения и строительной индустрии и т. д.
Определяющим в структурной политике должна быть ее направленность на повышение глубины переработки местного сырья и развитие перерабатывающих производств. Это условие устойчивого динамизма всей экономики, это источник рынка новых продуктов и новых технологий, это и предпосылка будущего эффективного выхода на внешние рынки.
Безусловно, должны произойти сдвиги в организационно хозяйственной структуре экономики. Изменчивый потребительский спрос делает эффективными сравнительно небольшие, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру предприятия, фирмы. Это предопределяет опережающее развитие малого и среднего бизнеса и не только в отраслях, работающих на потребительский рынок, но и на промышленный комплекс. Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства и участие значительной части населения в предпринимательской деятельности один из главных факторов устойчивого развития.
Экономика региона должна базироваться на оптимальном сочетании двух составляющих - крупных организационно - хозяйственных структур, с одной стороны, и малого бизнеса - с другой. Поэтому одним их эффективных направлений структурных изменений в народнохозяйственном комплексе области является создание холдингов, финансово - промышленных групп и других объединений.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП (ДО 2015 ГОДА) должен стать периодом развития высокотехнологичных производств, становления социально ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики. К 2015 году будет, в основном, завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно - индустриальной основе. Вероятно, большая часть хозяйственного комплекса области будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Будет достигнуто поступательное развитие человеческого потенциала, значительно повышено благосостояние населения.