Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2001 года N 393-ПП

О КОНЦЕПЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП, от 16.10.2006 N 890-ПП, от 31.12.2008 N 1457-ПП)
  ____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Губернатора Свердловской области, Распоряжением Правительства Свердловской области от 06.12.2000 N 804-РП "О создании рабочей группы для разработки программы "Сбережение населения Свердловской области".

Кризисные процессы в экономике страны последнего десятилетия, негативно отразившиеся на качестве жизни большей части населения Свердловской области, снижение реальных доходов населения, безработица, сокращение социальных гарантий населения, формирование неблагоприятных демографических процессов, ухудшение качества человеческого потенциала, отсутствие подобной Концепции на общероссийском уровне явились побудительным мотивом ее разработки.

Концепция представляет собой основополагающий документ, устанавливающий основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, направленной на подъем экономики, стабилизацию социальной, экологической ситуации, минимизации факторов, негативно влияющих на здоровье и формирование личности и общества в целом и, как результат, снижение темпов общего сокращения численности населения.

Высокая социальная значимость вопроса требует межведомственного подхода, взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования.

Учитывая, что Концепция является основным ориентиром в оптимизации процессов сбережения населения Свердловской области, Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию сбережения населения Свердловской области и рекомендовать ее в качестве основы при формировании проектов областных целевых программ и прогнозов социально-экономического развития области.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 31.12.2008 N 1457-ПП)

2. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать аналогичные концепции на своих территориях.

3. Опубликовать настоящее Постановление в "Областной газете".

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Максимова М.И.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 31.12.2008 N 1457-ПП)


Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 6 июня 2001 года N 393-ПП

КОНЦЕПЦИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 (в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП, от 16.10.2006 N 890-ПП, от 31.12.2008 N 1457-ПП)


Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (далее - Концепция) - система взглядов и мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, образовательного, культурного, научного, санитарно-эпидемического, экологического характера, направленных на обеспечение сохранения человеческого потенциала области.

Основой государственной политики сбережения населения должно стать стимулирование самостоятельной деятельности индивида по достижению социальной мобильности, как основы жизненной успешности. Государство призвано обеспечить необходимые для этого правовые нормы, экономические стимулы, информационную среду и систему эффективно действующих социальных учреждений.

Политическим условием государственной социальной политики должно стать понимание всеми слоями общества необходимости перехода от политики всеобщего государственного патронажа общества, отражающей патерналистский тип взаимоотношений государства и личности, к нормам и реалиям гражданского общества, в котором роль личности становится более активной, повышаются ее права и возможности, и, следовательно, ответственность за себя, свой жизненный выбор и общество в целом.

ВВЕДЕНИЕ


Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", разработанная в соответствии с поручением Губернатора Свердловской области, является первым этапом и основой для разработки межотраслевых долгосрочных целевых программ и прогнозов социально-экономического развития Свердловской области на отдаленную перспективу.

Актуальность постановки вопроса сбережения населения заключается в том, что радикальное реформирование экономики последнего десятилетия оказало глубочайшее воздействие на все процессы, происходящие в обществе, в первую очередь на уровень благосостояния населения. Побудительным мотивом разработки Концепции народосбережения Свердловской области до 2015 года явилось как многообразие факторов, которые существуют и влияют на вопросы сохранения и приумножения человеческого потенциала - главного богатства страны, так и отсутствие подобной Концепции и программы на общероссийском уровне.

Целью настоящей Концепции является определение условий для поступательного развития человеческого фактора, повышения благосостояния населения. Эту задачу можно решить, имея четкую социальную идеологию и экономическую базу, видение долгосрочной перспективы, систему продуманных, целенаправленных мер, определяющих условия жизнедеятельности человека. Высокая социальная значимость вопроса требует взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования.

Предлагаемая Концепция - это прежде всего система взглядов, на основе которой следует строить долгосрочную программу и практическую деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, законодательной власти Свердловской области и органов местного самоуправления.

В данной Концепции проанализирована современная ситуация уровня и условий жизни населения области, определены приоритеты и рассмотрены пути решения наиболее острых социальных проблем, выработана система контрольных показателей эффективности реализации социальной политики Свердловской области на перспективу. Вследствие глубины, сложности, многоаспектности рассматриваемой проблемы в Концепции не установлены жесткие временные рамки предлагаемых мероприятий. В дальнейшем программа сбережения населения области должна выстраиваться с учетом вектора движения от решения текущих неотложных задач к достижению целей более высокого порядка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При формировании программы сбережения населения области, очевидно, будет необходимо выделить несколько этапов на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На первом этапе до 2005 года социальная политика должна быть сфокусирована на обеспечении социальной безопасности людей, стабилизации основных макроэкономических показателей, предотвращении дальнейшего падения уровня и качества жизни, погашении задолженности и обеспечении своевременной выплаты заработной платы, проведении индексации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом динамики роста заработной платы во внебюджетной сфере, приближении минимального размера оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, недопущении деградации населения и разрушения таких стратегических факторов экономического роста, как образование и квалификация, стабилизации демографической ситуации (повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, стабилизация уровня смертности, снижение младенческой и материнской смертности), переориентации социальной политики на семью, обеспечении прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи, совершенствовании правовой базы.

На втором этапе до 2010 года необходимо обеспечить устойчивое поступательное развитие социальных институтов; установление минимального уровня оплаты труда с учетом прожиточного минимума Свердловской области, рационального соотношения в уровнях оплаты труда в реальном секторе и бюджетной сфере, между отраслями экономики; рост валового регионального продукта 5 - 6 процентов в год, придание социальной направленности промышленной, инвестиционной и инновационной политике через активизацию научно-технического потенциала, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, модернизацию производства, обеспечение экологической безопасности, внедрение экологически чистых технологий, содействие повышению квалификации и подготовки рабочей силы, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, совершенствование трудовых отношений и форм социального партнерства; развитие социальной инфраструктуры, обеспечение доступности и высокого качества основных социальных благ: медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения и иных социальных благ; активизацию строительства жилья, доступного для широких слоев населения.

На третьем этапе до 2015 года планируется достигнуть необратимости полученных положительных результатов во всех сферах жизни общества: реальное повышение качества жизни населения, доведение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, приближение основных медико-демографических показателей к уровню развитых стран, значительное снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания, создание устойчивого среднего класса, охватывающего 50 процентов всего населения, как условия экономической, политической, социальной стабильности общества, становление развитого гражданского общества, достижение мировых демократических стандартов соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

В последующем периоде в результате проведения комплекса мер в сфере социальной политики, роста заработной платы доля среднего класса составит порядка 70 процентов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 5 процентов. Общая продолжительность жизни увеличится до 75 лет, материнская и младенческая смертность будут снижаться, постепенно приближаясь к среднему уровню развитых европейских стран. Будет достигнуто полное соответствие образовательной системы Свердловской области требованиям экономики, каждый третий человек будет иметь возможность систематически заниматься физической культурой и спортом. Все население области будет обеспечено питьевой водой стандартного качества.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 31.12.2008 N 1457-ПП)

В дальнейшем, по мере изменения общественных взглядов, развития законодательной базы, экономических возможностей общества по удовлетворению насущных потребностей населения изложенная Концепция может уточняться и дополняться.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ


Асоциальное поведение - неспособность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни, заключающаяся во внутреннем безразличии и внешней пассивности по отношению к обществу.

Безработные - граждане трудоспособного возраста, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Государственные минимальные социальные расходы - минимальный уровень предоставляемых на душу населения государственных услуг и гарантий на безвозмездной и безвозвратной основах в денежном выражении за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Демография - наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от социально-экономических, исторических и других факторов. Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Депопуляция - устойчивое уменьшение абсолютной численности населения определенной территории, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих.

Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в собственной стране и (или) за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические проекты, инновационные проекты, вложения в человека.

Инновации - нововведения в области техники, технологии, социального устройства, организации труда, управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности.

Клубные формирования - форма творческой самореализации, включают в себя коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения, клубы по интересам.

Конкурентоспособность - многоуровневое понятие, означающее способность отвечать требованиям внешней среды и одерживать победу в рыночных условиях.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Малоимущие категории граждан - граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума.

Миграция населения, трудовых ресурсов - перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Номинальные денежные доходы - доход без учета покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Норма - предписание, образец поведения или действия, узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществление действий.

Нравственность - добровольное, самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом.

Образовательный заказ - нормативное выражение совокупности качественных и количественных параметров, характеризующих приоритетные образовательные потребности (личности, экономики, общества) и подлежащих исполнению (удовлетворению) в определенный период времени образовательными организациями Свердловской области в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Охрана здоровья - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, экологического и эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Патернализм - покровительственное отношение государства к своим гражданам, убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.

Политика сбережения населения - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономическими, социально-демографическими процессами, придания им определенной направленности в соответствии с целями, задачами и интересами личности и общества в целом.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Преждевременная смертность - массовый процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих до естественного исчерпания жизненных функций организма.

Призрение - попечение, сочувствие, милосердие, забота о нуждах ближнего.

(введен Постановлением Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП)

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.

Психологическая дезадаптация - отсутствие приспособления индивида к изменениям факторов внешней и внутренней среды.

Реальные денежные доходы - номинальные денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.

Реальный сектор экономики - крупная, значительная часть экономики, включающая следующие отрасли: промышленность, агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, транспорт и связь, строительство.

Сводный индекс потребительских цен - средний рост цен за анализируемый период на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги.

Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Социализация - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социальная помощь (защита) - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Социальная сфера - совокупность отраслей, организаций непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Социальное партнерство - 1) форма организации совместной социально-экономической деятельности физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления; 2) взаимодействие между Правительством Свердловской области, организациями работодателей и профсоюзами в проведении в жизнь социально-экономической политики в целом, политики в области трудовых отношений, а также регулирование двухсторонних отношений между представителями работников и работодателей, основные параметры которых устанавливает государство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»