Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2022 года N 133


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 754.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2014 г. N 65, от 28 апреля 2014 г. N 187, от 18 августа 2014 г. N 392, от 20 октября 2014 г. N 513, от 16 февраля 2015 г. N 88, от 16 марта 2015 г. N 135, от 23 марта 2015 г. N 156, от 25 мая 2015 г. N 302, от 24 февраля 2016 г. N 98, от 6 мая 2016 г. N 227, от 16 мая 2016 г. N 256, от 28 июня 2016 г. N 322, от 18 июля 2016 г. N 363, от 10 октября 2016 г. N 507, от 3 ноября 2016 г. N 557, от 20 января 2017 г. N 21, от 22 февраля 2017 г. N 126, от 26 мая 2017 г. N 326, от 20 ноября 2017 г. N 602, от 29 января 2018 г. N 47, от 18 сентября 2018 г. N 478, от 4 декабря 2018 г. N 556, от 28 декабря 2018 г. N 613, от 1 февраля 2019 г. N 48, от 16 сентября 2019 г. N 380, от 15 октября 2019 г. N 406, от 27 декабря 2019 г. N 537, от 13 марта 2020 г. N 158, от 25 февраля 2021 г. N 81, от 13 июля 2021 г. N 331, от 4 октября 2021 г. N 483), следующие изменения:


преамбулу изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:";


государственную программу Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" изложить в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 18 ноября 2013 г. N 504
     (изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 14 февраля 2022 г. N 133)


Паспорт государственной программы Республики Мордовия

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия

Соисполнители Государственной программы

Министерство образования Республики Мордовия

Участники подпрограммы Государственной программы

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия;

Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия;

Министерство юстиции Республики Мордовия;

Министерство цифрового развития Республики Мордовия;

Министерство финансов Республики Мордовия;

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию);

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (по согласованию);

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию);

Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;

администрации муниципальных районов и городского округа Саранск (по согласованию);

Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия

Подпрограммы государственной программы (в т.ч. республиканские целевые программы Республики Мордовия)

"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";

"Модернизация и развитие социального обслуживания населения";

"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей";

"Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";

"Организация отдыха и оздоровления детей";

"Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации";

"Старшее поколение";

Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года;

Республиканская программа "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы

Цели Государственной программы

повышение уровня жизни и социальной защищенности граждан - получателей мер социальной поддержки;

повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения;

обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;

создание и развитие условий для эффективной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а также использование их возможностей для увеличения объема и повышения качества услуг в социальной сфере, оказываемых гражданам, проживающим на территории Республики Мордовия;

создание в Республике Мордовия правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей;

повышение уровня и качества жизни неработающих пенсионеров и инвалидов, в том числе проживающих в государственных стационарных организациях социального обслуживания населения Республики Мордовия;

улучшение условий жизнедеятельности граждан старшего поколения

Задачи Государственной программы

организация своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

модернизация действующей системы социального обслуживания;

поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение качества жизни семей с детьми;

государственная поддержка на конкурсной основе социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, направленная на достижение конкретных значений показателей результативности инновационных программ и проектов указанных организаций;

создание условий для духовного и физического развития детей во время пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления;

проведение работ по строительству и капитальному ремонту стационарных организаций социального обслуживания Республики Мордовия, оказание адресной социальной помощи и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров;

улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

доля граждан, получивших меры социальной (государственной) поддержки, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей;

доля средств бюджета Республики Мордовия, выделяемых СО НКО на предоставление услуг в социальной сфере, в общем объеме средств бюджета, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере;

охват детей организованными формами отдыха и оздоровления в течение года (от общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет);

улучшение условий проживания и качества предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), проживающим в государственных стационарных организациях социального обслуживания, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров;

количество введенных койко-мест в стационарных организациях социального обслуживания, обеспечивающих комфортное проживание граждан

Этапы и сроки реализации Государственной программы

программа реализуется в 2 этапа:

1 этап 2014 - 2020 годы;

2 этап 2021 - 2026 годы

Объемы финансового Государственной программы

объем финансового обеспечения Государственной программы составляет 75120344,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

1 этап 2014 - 2020 годы - 36277522,7 тыс. рублей;

2021 год - 7711099,8 тыс. рублей;

2022 год - 6884545,6 тыс. рублей;

2023 год - 6411562,1 тыс. рублей;

2024 год - 6430175,1 тыс. рублей;

2025 год - 5702719,6 тыс. рублей;

2026 год - 5702719,6 тыс. рублей;

по источникам финансового обеспечения:

а) средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 115041,6 тыс. рублей, из них:

1 этап 2014 - 2020 годы - 115041,6 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

б) средства федерального бюджета - 30063316,9 тыс. рублей, из них:

1 этап 2014 - 2020 годы - 9790792,4 тыс. рублей;

2021 год - 3152345,6 тыс. рублей;

2022 год - 3547583,3 тыс. рублей;

2023 год - 3819755,1 тыс. рублей;

2024 год - 3723859,1 тыс. рублей;

2025 год - 3014490,7 тыс. рублей;

2026 год - 3014490,7 тыс. рублей;

в) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 44785785,7 тыс. рублей, из них:

1 этап 2014 - 2020 годы - 26325080,4 тыс. рублей;

2021 год - 4529322,2 тыс. рублей;

2022 год - 3315330,3 тыс. рублей;

2023 год - 2577175,0 тыс. рублей;

2024 год - 2691684,0 тыс. рублей;

2025 год - 2673596,9 тыс. рублей;

2026 год - 2673596,9 тыс. рублей;

г) средства внебюджетных источников - 156200,3 тыс. рублей, из них:

1 этап 2014 - 2020 годы - 46608,3 тыс. рублей;

2021 год - 29432,0 тыс. рублей;

2022 год - 21632,0 тыс. рублей;

2023 год - 14632,0 тыс. рублей;

2024 год - 14632,0 тыс. рублей;

2025 год - 14632,0 тыс. рублей;

2026 год - 14632,0 тыс. рублей.

Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм:

подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрено 30190358,5 тыс. рублей;

подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусмотрено 14154964,7 тыс. рублей;

подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" предусмотрено 21390716,5 тыс. рублей;

подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено 2430212,5 тыс. рублей;

подпрограмма 5 "Организация отдыха и оздоровления детей" предусмотрено 1921113,2 тыс. рублей;

подпрограмма 6 "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" предусмотрено 204359,1 тыс. рублей;

подпрограмма 7 "Старшее поколение" предусмотрено 2938724,2 тыс. рублей;

республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года предусмотрено 1881124,2 тыс. рублей;

республиканская программа "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы предусмотрено 8771,6 тыс. рублей.

Объем финансирования уточняется ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

получение гражданами мер социальной (государственной) поддержки в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, 100,0%;

получение гражданами социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, 100%;

увеличение реальных доходов семей с детьми за счет предоставляемых мер социальной поддержки на фоне увеличения количества многодетных семей и обеспечения социальной и экономической устойчивости семьи;

увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, которым оказана финансовая поддержка (70 ед. в 2026 г.);

сохранение положительной динамики числа детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

улучшение условий проживания и качества предоставления социальных услуг 970 гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), проживающим в государственных стационарных организациях социального обслуживания, оказание адресной социальной помощи 35 неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений и обучение компьютерной грамотности 930 неработающих пенсионеров;

ведение койко-мест в стационарных организациях социального обслуживания, обеспечивающих комфортное проживание граждан


Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Повышение уровня и качества жизни населения определено Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года как одной из главных целей государственной политики Республики Мордовия.


Согласно Стратегии, регион демонстрирует достаточно высокий уровень обеспеченности социальной инфраструктурой в области социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры. Однако в документе указывается, что сохраняется низкий уровень жизни населения. Вследствие этого одной из основных задач развития республики является повышение уровня социальной поддержки населения, в том числе совершенствование системы мер социальной поддержки, внедрение информационных технологий предоставления мер социальной поддержки и повышение уровня социального обслуживания населения.


Одним из важнейших приоритетов в деятельности органов власти всех уровней остаются вопросы социальной защиты населения. Наиболее важными направлениями в этой сфере являются забота о пожилых людях, особенно ветеранах Великой Отечественной войны, вопросы социальной защиты и адаптации к жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и малообеспеченных слоев населения.


Система социальной поддержки граждан представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и региональным законодательством. В республике сформирована законодательная и финансовая основы, созданы учреждения социальной защиты населения, уполномоченные в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан включает социальную поддержку в денежной форме - ежемесячные денежные выплаты, доплаты к пенсиям, субсидии и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, различные виды пособий и социальную поддержку в натуральной форме - в виде проезда на железнодорожном и автомобильном транспорте, субсидии специализированным службам похоронного дела. Предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки базируется на применении двух принципов:


1) категориальный принцип - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей) - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, труженики тыла, инвалиды, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой славы, Герои Труда Российской Федерации; 2) принцип нуждаемости - учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Республике Мордовия величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения - субсидии на оплату ЖКУ, ежемесячные денежные пособия (выплаты) на детей, ежемесячное денежное пособие на оплату транспортных расходов (студентам, аспирантам), государственная социальная помощь на основании социального контракта и др. Органами социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия отдельным категориям граждан в 2020 - 2021 годах предоставлялись 104 меры социальной (государственной) поддержки (в 2019 г. - 101 мера), в том числе:


35 мер социальной (государственной) поддержки, установленных федеральным законодательством, из них одна мера (ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка) или 2,9% от всех мер предоставляется с учетом критерия нуждаемости;


69 мер социальной (государственной) поддержки, установленных республиканским законодательством, из них 18 мер или 27,3% от всех мер социальной (государственной) поддержки предоставляются с учетом применения критериев нуждаемости (в 2018 г. - 12 мер, в 2019 г. - 16 мер).


Численность граждан, получающих меры социальной поддержки

Годы

Население Республики Мордовия, чел.

Численность получателей мер социальной поддержки, чел.

Из них, получают меры социальной поддержки с учетом доходов, чел.

2016 год

808541

443891

66120

2017 год

805056

462774

65564

2018 год

795504

467476

62657

2019 год

790197

463066

68297

2020 год

778965

456814

82691

2021 год

774936 <*>

448295

75384


________________


* оценка


Преобладающим является категориальный принцип предоставления мер социальной поддержки. Развитие системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Республике Мордовия должно осуществляться путем дальнейшего расширения ее права как субъекта Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, и устанавливать критерии нуждаемости в мерах социальной поддержки, а также полномочия по осуществлению ежемесячных денежных выплат. Одним из эффективных инструментов преодоления бедности, стимулирующим граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения, является оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Она предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации, более полную реализацию трудового потенциала семьи. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения постоянных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, ослабевают иждивенческие мотивы поведения. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам на основании социального контракта предоставляется в виде денежных выплат (единовременных или ежемесячных), социальных услуг, жизненно необходимых товаров. Наиболее распространенными видами оказания государственной социальной помощи являются предоставление ежемесячного денежного пособия на оказание помощи по поиску работы и на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, единовременного денежного пособия на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в республике принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2016 г. N 110-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия", согласно которому внесены изменения в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", вступившие в силу с 1 января 2019 г., в части предоставления ряда мер социальной поддержки с учетом применения критерия нуждаемости в отношении новых назначений: ежемесячная денежная выплата, право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), установленные для ветеранов труда, ветеранов военной службы и пенсионеров при условии, если ветеран труда, ветеран военной службы и пенсионер прекратил трудовую деятельность, а также в случае, если среднемесячный доход работающего ветерана и пенсионера не превышает 15000 рублей (1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году); компенсация одному из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 15000 рублей (с 1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году обращения);


меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в городском сообщении в городах Саранск и Рузаевка, на автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в пригородном и в междугородном сообщениях в пределах Республики Мордовия, не распространяются на лиц, ставших студентами или аспирантами очной формы обучения образовательных организаций высшего образования или государственных научных организаций Республики Мордовия после 1 января 2019 г., за исключением студентов и аспирантов из малоимущих семей.


В соответствии с Законом Республики Мордовия от 2 декабря 2019 г. N 81-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" с 1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году обращения, при новом назначении ежемесячной денежной выплаты для оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии лицам, проживающим и работающим в сельской местности, и ежемесячной денежной выплаты на приобретение специальных молочных продуктов для детей до трех лет. Согласно Закону Республики Мордовия от 26 ноября 2021 г. N 61-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" с 1 января 2022 года критерий нуждаемости для вышеназванных категорий граждан установлен в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия на год обращения за назначением мер социальной поддержки.


Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены большим количеством федеральных законов и региональным законодательством.


Наиболее важными в этой сфере являются федеральные законы от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".


Сложившаяся в Республике Мордовия система социальной защиты и социального обслуживания населения включает в себя:


предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательствами; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;


опеку и попечительство в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;


ряд дополнительных мер детям, а также семьям с детьми;


предоставление различных видов социальных услуг организациями социального обслуживания населения;


создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.


Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения и социального обслуживания граждан.


Социальное обслуживание в республике осуществляется поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Мордовия, в том числе государственными учреждениями, подведомственными Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. Под учреждениями социального обслуживания в настоящей Программе понимаются организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги на дому, в стационарной и полустационарной формах, а также срочные социальные услуги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»