ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2018 года N 478
О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Мордовия
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 754.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2014 г. N 65, от 28 апреля 2014 г. N 187, от 18 августа 2014 г. N 392, от 20 октября 2014 г. N 513, от 16 февраля 2015 г. N 88, от 16 марта 2015 г. N 135, от 23 марта 2015 г. N 156, от 25 мая 2015 г. N 302, от 24 февраля 2016 г. N 98, от 6 мая 2016 г. N 227, от 16 мая 2016 г. N 256, от 28 июня 2016 г. N 322, от 18 июля 2016 г. N 363, от 10 октября 2016 г. N 507, от 3 ноября 2016 г. N 557, от 20 января 2017 г. N 21, от 22 февраля 2017 г. N 126, от 26 мая 2017 г. N 326, от 20 ноября 2017 г. N 602, от 29 января 2018 г. N 47) (далее - Государственная программа), изменения, изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 18 ноября 2013 г. N 504
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 18 сентября 2018 г. N 478)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия |
Участники Государственной программы | Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; Министерство юстиции Республики Мордовия; Министерство финансов Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия; Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия; Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга"; администрации муниципальных районов и городского округа Саранск |
Подпрограммы Государственной программы (в том числе республиканские целевые программы) | "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"; "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"; "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"; "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"; "Организация отдыха и оздоровления детей"; "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации"; "Старшее поколение"; Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года; Республиканская программа "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы |
Цели Государственной программы | формирование организационных, социально-экономических условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение социальной защищенности и доступности качественных услуг в сфере социальной защиты населения, обеспечивающих социальные гарантии государства гражданам в Республике Мордовия |
Задачи Государственной программы | своевременное исполнение государственных социальных обязательств; повышение эффективности и качества исполнения государственных социальных обязательств; обеспечение условий для доступности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения; повышение качества социальных услуг, предоставляемых с учетом изменяющихся потребностей граждан; формирование среды активного взаимодействия участников в сфере предоставления социальных услуг; создание условий для реализации Государственной программы |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | достижения к 2024 году: снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения до 16,6%; увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, до 100,0%; увеличение удельного веса малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами и республиканскими программами, в общей численности малоимущих граждан в Республике Мордовия до 18,3%; увеличение уровня предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме до 92,8%; снижение удельного веса зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции и проведения капитального ремонта, в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий; доведение соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации/начиная с 2015 года к среднемесячному доходу до 100% (к 2018 году); увеличение удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания, от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности до 10,0%; ликвидация очередности в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание; увеличение доли рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей до 12,1%; увеличение охвата детей различными формами отдыха и оздоровления в течение года (от общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет) до 52,0%; увеличение доли детей, отдохнувших в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, в общей численности детей, отдохнувших в течение года, до 20,0%; увеличение доли детей, отдохнувших в санаторных учреждениях, расположенных на территории республики, в общей численности детей, отдохнувших в течение года, до 14,0%; увеличение доли детей - участников специализированных (профильных) смен в общей численности детей, отдохнувших в течение года, до 15,0%; доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, не менее 70,0%; увеличение численности граждан, принимающих участие в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, до 10816 человек; прирост числа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, которым оказана финансовая поддержка, до 68 единиц; увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, которым оказана поддержка в нефинансовых формах до 107 единиц; прирост доли целевых поступлений, получаемых социально ориентированными некоммерческими организациями от коммерческих организаций и граждан (к уровню предыдущего года), на 5%; увеличение степени информированности жителей республики о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (к уровню предыдущего года) до 3%; увеличение количества граждан, принимающих участие в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, до 10816 человек; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана финансовая поддержка, до 68 единиц; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка в нефинансовых формах, до 107 единиц; увеличение объема целевых поступлений, получаемых социально ориентированными некоммерческими организациями от коммерческих организаций и граждан (к уровню предыдущего года), до 5,0%; увеличение степени информированности жителей республики о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (к уровню предыдущего года), до 3,0% |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы | всего объем бюджетных ассигнований по Государственной программе составит 50734989,0 тыс. рублей, том числе: в 2014 году - 4339273,0 тыс. рублей; в 2015 году - 4640720,8 тыс. рублей; в 2016 году - 4536583,5 тыс. рублей; в 2017 году - 4898395,2 тыс. рублей; в 2018 году - 5160761,5 тыс. рублей; в 2019 году - 4242814,2 тыс. рублей; в 2020 году - 4588799,6 тыс. рублей; в 2021 году - 4569546,9 тыс. рублей; в 2022 году - 4577480,1 тыс. рублей; в 2023 году - 4585842,4 тыс. рублей; в 2024 году - 4594771,8 тыс. рублей; из них: средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 39487902,1 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 3237348,4 тыс. рублей; в 2015 году - 3531364,0 тыс. рублей; в 2016 году - 3469606,4 тыс. рублей; в 2017 году - 3869830,0 тыс. рублей; в 2018 году - 3937173,8 тыс. рублей; в 2019 году - 3270246,2 тыс. рублей; в 2020 году - 3599018,5 тыс. рублей; в 2021 году - 3636411,7 тыс. рублей; в 2022 году - 3640823,5 тыс. рублей; в 2023 году - 3645501,8 тыс. рублей; в 2024 году - 3650577,8 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 11114742,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1096677,2 тыс. рублей; в 2015 году - 1104887,6 тыс. рублей; в 2016 году - 1064640,0 тыс. рублей; в 2017 году - 996893,5 тыс. рублей; в 2018 году - 1145120,3 тыс. рублей; в 2019 году - 969947,4 тыс. рублей; в 2020 году - 988274,8 тыс. рублей; в 2021 году - 931628,9 тыс. рублей; в 2022 году - 935150,3 тыс. рублей; в 2023 году - 938834,3 тыс. рублей; в 2024 году - 942687,7 тыс. рублей; средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 116055,9 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 3097,4 тыс. рублей; в 2015 году - 1874,2 тыс. рублей; в 2016 году - 1837,1 тыс. рублей; в 2017 году - 31171,7 тыс. рублей; в 2018 году - 76961,2 тыс. рублей; в 2019 году - 1114,3 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; в 2021 году - 0,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 16289,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 2150,0 тыс. рублей; в 2015 году - 2595,0 тыс. рублей; в 2016 году - 500,0 тыс. рублей; в 2017 году - 500,0 тыс. рублей; в 2018 году - 1506,2 тыс. рублей; в 2019 году - 1506,3 тыс. рублей; в 2020 году - 1506,3 тыс. рублей. в 2021 году - 1506,3 тыс. рублей. в 2022 году - 1506,3 тыс. рублей. в 2023 году - 1506,3 тыс. рублей. в 2024 году - 1506,3 тыс. рублей. На реализацию подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрено 27807357,5 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусмотрено 10786419,3 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" предусмотрено 7273960,1 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено 1758427,9 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей" предусмотрено 954887,5 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" предусмотрено 232153,8 тыс. рублей; на реализацию подпрограммы "Старшее поколение" предусмотрено 16500,0 тыс. рублей; на реализацию Республиканской целевой программы по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года предусмотрено 1896511,3 тыс. рублей; на реализацию республиканской программы "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы предусмотрено 8771,6 тыс. рублей. Объем финансирования уточняется ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, создаст основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и более эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия; совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания будет способствовать повышению качества жизни нуждающихся граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни, а также позитивно сказываться на снижении потребности в медицинских услугах, сокращении соответствующих расходов республиканского бюджета Республики Мордовия; сохранение покупательной способности социальных выплат путем ежегодной индексации обеспечит поддержание потребительского спроса граждан - получателей мер социальной поддержки; реализация мер социальной поддержки семьи и детей создаст предпосылки для увеличения рождаемости, особенно многодетности, необходимые для преодоления депопуляции, формирования трудового потенциала, количественные и качественные характеристики которого в перспективе будут соответствовать потребностям развивающейся экономики страны; совершенствование организации отдыха и оздоровления детей будет способствовать снижению заболеваемости детского населения республики, прежде всего детей школьного возраста, а также количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, что позитивно скажется на улучшении качества жизни и здоровья детей; повышение средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Республике Мордовия (помимо решения проблемы дефицита кадров в отрасли) позволит повысить уровень жизни данной категории персонала, увеличить занятость населения; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и представителей бизнеса в сферу социального обслуживания населения будет способствовать повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых населению социальных услуг и в то же время обеспечит развитие соответствующих рынков, создание новых рабочих мест, снижение безработицы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Повышение уровня и качества жизни населения определено Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года как одна из главных целей государственной политики Республики Мордовия. Согласно Стратегии, регион демонстрирует достаточно высокий уровень обеспеченности социальной инфраструктурой (в области здравоохранения, образования, культуры). Однако в документе указывается, что сохраняется низкий уровень жизни населения. Вследствие этого одной из основных задач развития республики является повышение уровня социальной поддержки населения, в том числе совершенствование системы мер социальной поддержки, внедрение информационных технологий предоставления мер социальной поддержки и повышение уровня социального обслуживания населения.
В Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 30 января 2013 г. отмечается, что одним из важнейших приоритетов в деятельности органов власти всех уровней остаются вопросы социальной защиты населения. Наиболее важными направлениями в этой сфере являются забота о пожилых людях, особенно ветеранах Великой Отечественной войны, вопросы социальной защиты и адаптации к жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и малообеспеченных слоев населения.
В Республике Мордовия проживают 818,566 тыс. чел. В 2012 году численность граждан, получающих выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, составило 267073 чел.
Расходы на социальную поддержку граждан в 2013 году составили 3582,7 млн. рублей. По сравнению с уровнем 2010 года, составлявшим 5993,4 млн. руб., произошло сокращение расходов на социальную поддержку вследствие уменьшения денежных средств, поступивших из федерального бюджета, на 72% (в 2010 году - 4221,3 млн. руб., в 2013 году - 1199,4 млн. руб.). Особенно это заметно в сфере социального обеспечения населения, где произошло снижение финансирования из федерального бюджета почти втрое: расходы федерального бюджета в 2010 году составили 4168,8 млн. руб., а в 2013 году - 1106,8 млн. рублей. Одновременно расходы республиканского бюджета Республики Мордовия на социальную поддержку граждан возросли на 35% (в 2010 году - 1772,1 млн. руб., в 2013 году - 2383,3 млн. руб.). Вследствие этого не произошло значительного сокращения финансового обеспечения социальной поддержки, оказываемой населению Республики Мордовия.
По остальным видам оказания социальной поддержки населению Республики Мордовия (социальное обслуживание населения, борьба с беспризорностью, опека, попечительство (охрана семьи и детей), другие вопросы в области социальной политики) расходы федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия ежегодно возрастают (табл. 1).
Таблица 1
Расходы на социальную сферу Республики Мордовия, млн. руб
Показатель | Год | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Расходы на социальную поддержку граждан - всего | 5993,4 | 3810,1 | 4316,8 | 3582,7 |
в том числе: | ||||
- федеральный бюджет | 4221,3 | 1881,3 | 2311,0 | 1199,4 |
- республиканский бюджет Республики Мордовия | 1772,1 | 1928,8 | 2005,8 | 2383,3 |
социальное обслуживание населения - всего | 528,0 | 645,9 | 699,0 | 818,3 |
в том числе: | ||||
- федеральный бюджет | 4,7 | 15,3 | 24,2 | 3,6 |
- республиканский бюджет Республики Мордовия | 523,3 | 630,6 | 674,8 | 814,7 |
социальное обеспечение населения - всего | 5307,5 | 2983,1 | 3409,9 | 2485,2 |
в том числе: | ||||
- федеральный бюджет | 4168,8 | 1812,6 | 2233,4 | 1106,8 |
- республиканский бюджет Республики Мордовия | 1138,7 | 1170,5 | 1176,5 | 1378,4 |
борьба с беспризорностью, опека, попечительство (охрана семьи и детей) - всего | 36,7 | 51,9 | 55,3 | 107,6 |
в том числе: | ||||
- федеральный бюджет | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 35,6 |
- республиканский бюджет Республики Мордовия | 36,6 | 51,9 | 55,3 | 72,0 |
другие вопросы в области социальной политики - всего | 121,2 | 129,2 | 152,6 | 171,6 |
в том числе: | ||||
- федеральный бюджет | 47,7 | 53,4 | 53,4 | 53,4 |
- республиканский бюджет Республики Мордовия | 73,5 | 75,8 | 99,2 | 118,2 |
Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены большим количеством федеральных законов. Наиболее важными в этой сфере являются федеральные законы от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
В республике вопросы социальной поддержки граждан регулируются следующими нормативными правовыми актами: