В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 442-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" следующее изменение:
государственную программу Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
В.В.БАХАРЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"
Наименование государственной программы | "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы | агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - Агентство) |
Соисполнители государственной программы | - |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | 1. "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики". 2. "Общероссийская гражданская идентичность". 3. "Этнокультурное и языковое развитие народов края". 4. "Развитие русского этноса, русской культуры, традиций и языка". 5. "Российское казачество Красноярского края". 6. "Содействие социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан". 7. "Противодействие распространению радикальной, экстремистской идеологии на национальной и религиозной почве". 8. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
Цель государственной программы | 1. Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений в Красноярском крае. 2. Сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Красноярского края, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества. 3. Укрепление в Красноярском крае национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов. 4. Обеспечение на территории Красноярского края равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. 5. Социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество на территории Красноярского края |
Задачи государственной программы | 1. Формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 2. Содействие этнокультурному, языковому и духовному развитию народов, проживающих на территории Красноярского края. 3. Развитие и совершенствование системы государственно-общественного партнерства при реализации государственной национальной политики в Красноярском крае. 4. Развитие духовных и культурных традиций русского народа и поддержка российского казачества на территории Красноярского края. 5. Сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и средства межкультурной коммуникации народов Красноярского края. 6. Содействие обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Красноярского края. 7. Формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество на территории Красноярского края. 8. Совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Красноярском крае, в том числе информационное обеспечение реализации государственной национальной политики. 9. Содействие обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений, выявление формирующихся межэтнических и межрелигиозных конфликтов, их предупреждение и ликвидация последствий |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2015 - 2030 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы | приведен в приложении к паспорту государственной программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы | объем финансирования государственной программы составляет 1196412,2 тыс. рублей, в том числе по годам: из средств федерального бюджета: 62402,4 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 29076,4 тыс. рублей; 2017 год - 9116,0 тыс. рублей; 2018 год - 7848,2 тыс. рублей; 2019 год - 5559,3 тыс. рублей; 2020 год - 5462,9 тыс. рублей; 2021 год - 5339,6 тыс. рублей; из средств краевого бюджета: 1134009,8 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 82417,1 тыс. рублей; 2016 год - 76610,1 тыс. рублей; 2017 год - 80669,7 тыс. рублей; 2018 год - 197844,7 тыс. рублей; 2019 год - 169386,7 тыс. рублей; 2020 год - 83581,6 тыс. рублей; 2021 год - 150765,1 тыс. рублей; 2022 год - 105090,8 тыс. рублей; 2023 год - 93822,0 тыс. рублей; 2024 год - 93822,0 тыс. рублей |
Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
Своеобразие этнодемографической ситуации в Красноярском крае заключается в том, что в соответствии с существующими международными стандартами регион является типично моноэтническим образованием (удельный вес русских составляет 88,1% населения), а с другой стороны, в Красноярском крае проживают представители более полутораста национальностей и этнических групп общей численностью свыше 300 тыс. человек. Кроме того, на обширных территориях северных районов края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы - 16,6 тыс. чел.), половина из которых имеет сугубо автохтонное происхождение. Все они ведут традиционный образ жизни.
В перечень наиболее крупных этносов Красноярского края (2010 г.) входят: русские - 2,5 млн чел. (88,1% от общего числа жителей региона), украинцы - 38 тыс. чел. (1,3%), татары - 34,8 тыс. чел. (1,2%), немцы - 22,4 тыс. чел. (0,8%), азербайджанцы - 16,3 тыс. чел. (0,6%), чуваши - 11,0 тыс. чел. (0,4%), армяне - 10,7 тыс. чел. (0,4%), белорусы - 9,9 тыс. чел. (0,4%), киргизы - 8,4 тыс. чел. (0,3%), узбеки - 6,4 тыс. чел. (0,2%), таджики - 6,3 тыс. чел. (0,2%), долганы - 5,8 тыс. чел. (0,2%), эвенки - 4,4 тыс. чел. (0,2%).
Красноярский край с его высоким промышленно-экономическим потенциалом является привлекательным для иностранных граждан, осуществляющим трудовую деятельность. На протяжении последнего десятилетия количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан постоянно возрастает, достигнув в 2019 году 220,0 тыс. человек. Большинство из них (свыше 65%) прибывает из стран Центральной Азии и Закавказья.
Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизни России, потребовали от органов государственной власти новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.
На федеральном уровне были приняты такие документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (утверждена Указом Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 97-уг), Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017 - 2025 годы (утверждена Распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р), Закон Красноярского края от 22.02.2018 N 5-1412 "О развитии российского казачества на территории Красноярского края", а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.
Национальное многообразие Красноярского края является одним из важных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей созданы условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций. В крае стали традиционными такие мероприятия, как дни национальных культур, межнациональные фестивали, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам, межнациональные спортивные турниры и конкурсы.
Созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из которых удостоены звания "народный". В 2015 году было учреждено краевое государственное автономное учреждение "Дом дружбы народов Красноярского края", которое в 2020 году получило новое современное здание. При краевых и муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.
Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.
По данным Управления Минюста России по Красноярскому краю к августу 2021 года в регионе функционировало свыше 90 зарегистрированных национально-культурных организаций, в том числе 9 региональных и 36 местных национально-культурных автономии, 6 ассоциаций КМНС с участием 54 этносов. Кроме того, на территории края действует 21 казачье общество, входящее в Енисейское войсковое казачье общество, 16 общественных организаций казачества, 168 семейно-родовых общин КМНС и 345 религиозных организаций.
Национальные и казачьи общественные институты, социально ориентированные некоммерческие объединения (далее - СО НКО), работающие в сфере гармонизации межнациональных отношений, получали поддержку в рамках государственной программы Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (с 2015 г.) и государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" (с 2013 г.).
В целом на территории Красноярского края ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как спокойная, серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.
Вместе с тем интенсивные миграционные процессы последних десятилетий повлекли за собой определенные изменения в социальной и демографической структуре населения Красноярского края. Ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX - XX столетий межнациональной палитры. За последние четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 2 - 3,5 раза. Это стало следствием снижения демографического прироста, миграционной убыли и ассимиляционных процессов. Напротив, за этот же период в 1,5 - 3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии - как по причине повышенной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.
Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство иностранных граждан прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетрадиционными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культурных традиций.
Этнокультурные различия между старожильческим населением и миграционно активными этническими общностями формируют потенциальную основу для возникновения межнациональной напряженности. По данным социологических исследований последних лет более 20% опрошенных красноярцев отрицательно относятся к проживанию в их местности иностранных граждан из стран ближнего зарубежья. Как правило, в числе основных причин, вызывающих раздражение местных жителей, отмечается неуважительное и вызывающее поведение приезжих.
Кроме того, на развитие межнациональной ситуации в регионе оказывают влияние и факторы общероссийского порядка, в том числе:
геополитическая ситуация и уровень социально-экономического развития в современной Российской Федерации;
активизация информационно-пропагандистского воздействия на население страны, главным образом на молодежь и лиц, исповедующих ислам, со стороны международных экстремистских и террористических организаций;
распространение идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет, социальных сетях и блогосфере;
сохраняющиеся угрозы дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, исходящие от международных террористических организаций.
С 2015 года Правительством Красноярского края реализуется государственная программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края", в рамках которой предусмотрено проведение различных мероприятий по приоритетным направлениям государственной национальной политики:
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории края;
поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, этнокультурное развитие народов Красноярского края;
проведение информационной кампании и создание информационных ресурсов, ориентированных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и религиозной терпимости, недопущение проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве;
проведение социологических исследований по оценке межнациональных, межрелигиозных и миграционных отношений;
повышение квалификации гражданских и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 утверждена новая государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на 2017 - 2025 годы.
Федеральным агентством по делам национальностей субъектам Российской Федерации рекомендовано привести в соответствие с указанной государственной программой действующие региональные программы в сфере гармонизации межнациональных отношений.
В связи с этим цели и задачи государственной программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" соответствуют целям и задачам, определенным в государственной программе Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на 2017 - 2025 годы.