В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", статьей 90 Устава Красноярского края постановляю:
1. Утвердить Региональную стратегию государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (далее - Региональная стратегия) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Красноярского края обеспечить решение задач, предусмотренных Региональной стратегией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Красноярского края руководствоваться Региональной стратегией при осуществлении деятельности в сфере национальной политики.
4. Опубликовать Указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
5. Указ вступает в день, следующий за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
руководителя Администрации
Губернатора края
С.А.ПОНОМАРЕНКО
Красноярск
5 апреля 2018 года
N 97-уг
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1.1. Региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (далее - Региональная стратегия) - система современных приоритетов, целей и задач, принципов основных направлений и механизмов реализации государственной национальной политики в Красноярском крае.
1.2. Региональная стратегия является основой для деятельности органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, их взаимодействия с институтами гражданского общества, гражданами при реализации государственной национальной политики в Красноярском крае.
1.3. Региональная стратегия носит комплексный, межотраслевой, социально ориентированный характер и направлена на развитие культурного и духовного потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и народов (этнических общностей), проживающих в Красноярском крае.
1.4. Региональная стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, Устава Красноярского края.
1.5. Региональная стратегия представляет собой документ стратегического характера, регулирующий сферу межнациональных (межэтнических) и миграционных отношений в Красноярском крае с учетом региональных особенностей.
1.6. Основными вопросами государственной национальной политики в Красноярском крае, требующими особого внимания органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, являются формирование общегражданского единства народов, проживающих в Красноярском крае, сохранение и развитие их культур, языков и традиций, укрепление духовной общности, а также обеспечение прав этнических общностей, в том числе коренных малочисленных народов Севера, проживающих в территориях традиционного природопользования.
1.7. Реализация Региональной стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики в Красноярском крае органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, институтами гражданского общества с учетом особенностей, традиций, состояния и перспектив развития межнациональных (межэтнических) отношений в Красноярском крае.
2.1. Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных (поликультурных) и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. Территория составляет 2,34 млн кв. километров.
2.2. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Красноярском крае проживает 2,83 млн человек, представляющих 159 народов (этнических общностей). Среди них можно выделить четыре основные группы национальностей.
Абсолютное большинство (88,1%) представлено русским народом. Внутри русской этнической общности выделяются старообрядцы как этноконфессиональная группа, казачество как этнокультурная группа и старожилы-ангарцы как этнотерриториальная группа.
Численность остальных 158 национальностей составляет в Красноярском крае 320 тыс. человек или 10,5% от общего числа жителей региона. Среди них наиболее многочисленными группами являются украинцы - 1,3%, татары - 1,2%, немцы - 0,8%, азербайджанцы - 0,6%, чуваши, армяне и белорусы - по 0,4%, киргизы - 0,3%, узбеки, таджики и долганы - по 0,2% населения.
Кроме того, в Красноярском крае в зависимости от сезона единовременно находится от 30 до 70 тыс. иностранных граждан, большинство из которых (3/4) прибывает из иностранных государств Центральной Азии с целью осуществления трудовой деятельности.
В северных районах Красноярского края проживают представители восьми коренных малочисленных народов Севера общей численностью в 16,5 тыс. человек: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки и энцы. Половина из них - долганы, кеты, нганасаны и энцы - имеют сугубо местное, автохтонное происхождение и размещаются на Таймыре, в Туруханском районе и частично в Эвенкии. Особо выделяют субэтническую группу ессейских якутов, проживающих на озере Ессей на севере Эвенкии.
2.3. Современное состояние межнациональных отношений в Красноярском крае.
Постоянно расширяется национальный состав Красноярского края: от 124 национальностей в 1989 году до 159 в 2010 году.
Демографический кризис 1990 - 2000-х годов (снижение численности населения за этот период составило 10,5% за счет естественной убыли и миграционного оттока) в целом преодолен. Однако в условиях слабой миграционной активности жителей сельских районов и малых городов Красноярского края кадровый дефицит вынужденно восполняется за счет трудовой миграции, то есть иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее - трудовые мигранты).
На фоне низкого уровня естественного воспроизводства и небольшого миграционного оттока происходит снижение удельного веса старожильческих народов Красноярского края.
Высокий уровень рождаемости и активный миграционный прирост со стороны представителей иностранных государств, прибывших на территорию Красноярского края, ведет к увеличению их доли в общем составе населения Красноярского края.
Аккумулирование трудовых мигрантов происходит преимущественно в крупных городах Красноярского края, главным образом в г. Красноярске.
2.4. В Красноярском крае зарегистрированы и осуществляют свою деятельность свыше 90 общественных организаций, образованных по национально-культурному признаку (далее - этнокультурные организации), в том числе 46 национально-культурных автономий. Наряду с этнокультурными организациями в сфере национальной политики на территории Красноярского края осуществляют свою деятельность казачьи объединения - свыше 40 организаций, семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера - более 140 объединений. В Красноярском крае также функционирует свыше 330 зарегистрированных религиозных организаций, представляющих более 30 религиозных направлений.
2.5. Для взаимодействия этнокультурных и религиозных организаций с органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Красноярского края работают различные переговорные площадки. Лидеры этнокультурных и религиозных организаций входят в составы общественных советов органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Красноярском крае.
2.6. Общественно-политическая обстановка в Красноярском крае в сфере межнациональных (межэтнических) отношений характеризуется как стабильная и контролируемая, предпосылок к возникновению этнических конфликтов или иных очагов социальной напряженности на национальной и религиозной основе не выявлено.
Абсолютное большинство жителей Красноярского края ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество, на отрицание враждебности к людям другой национальности и на недопустимость применения насилия в межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных спорах.
При этом фиксируются разнонаправленные тенденции: с одной стороны, прослеживается повышение уровня толерантного отношения населения Красноярского края к представителям национальных меньшинств и улучшение ситуации в межнациональных (межэтнических) отношениях, с другой стороны, наблюдается рост уровня мигрантофобии в отношении трудовых мигрантов.
У определенной части жителей Красноярского края наблюдается настороженность к представителям отдельных национальностей и религиозных культов, различного рода опасения в связи с наличием в крае и особенно в г. Красноярске большого числа трудовых мигрантов, потенциально способных к образованию обособленных языковых и этнокультурных сообществ.
2.7. На развитие межнациональных (межэтнических) отношений в Красноярском крае, как и во всей Российской Федерации, оказывают влияние:
распространение международного терроризма и экстремизма;
внешнеполитические факторы, направленные на подрыв общегражданского единства и межнационального согласия, на размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
использование вопросов межнациональных (межэтнических) отношений в политических процессах;
кризисные явления в российской и мировой экономике;
недостаточный уровень межведомственной координации в сфере реализации государственной национальной политики;
объективные различия в культуре и традициях трудовых мигрантов и местного населения;
уровень социального и имущественного неравенства, сохранение проявлений дискриминации в социальной среде;
возрастающие риски в связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи;
необходимость использования современных технологий гармонизации межнациональных отношений через применение медиативных практик, в том числе в сфере образования и культуры;
наличие негативных этнических предубеждений в обществе;
недостаточная урегулированность вопросов социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.
2.8. Необходимость стратегического управления в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, формирование позитивного взаимодействия и взаимоотношений между народами, проживающими в Красноярском крае, - все это предопределило постановку новых задач и выделение ряда приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики в Красноярском крае.