ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 1999 года N 5-263П
О Концепции региональной национальной
политики Красноярского края
Законодательное Собрание Красноярского края
постановляет:
1. Одобрить основные положения Концепции региональной национальной политики Красноярского края (прилагается).
2. Предложить администрации края подготовить и внести на утверждение Законодательного Собрания края программу региональной национальной политики Красноярского края.
Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС
КОНЦЕПЦИЯ
Региональной национальной политики
Красноярского края
Концепция региональной национальной политики Красноярского края представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, определяющих принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления региона в сфере национальных отношений.
Концепция региональной национальной политики Красноярского края основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов Российской Федерации и Красноярского края, на общепринятых нормах международного права. Она разработана в соответствии с основными положениями Концепции государственной политики Российской Федерации.
Концепция региональной национальной политики - это документ, призванный учитывать интересы всех народов Красноярья, а также отстаивать интересы края как субъекта Федерации в федеративных отношениях на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Красноярский край является самостоятельным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше ста национальностей. Нерусское население составляет 12,4 процента жителей края. В 15 городах и районах региона их удельный вес достигает либо превышает пятнадцатипроцентный уровень. А значит, эти города и районы относятся к категории полиэтнических территорий.
Русское население на протяжении почти четырех веков живет вместе с коренными (аборигенными) народами в бассейне реки Енисей мирно, по-соседски, совместно осваивая природные богатства края, обмениваясь трудовым опытом, помогая друг другу. После победы Октябрьской революции 1917 г. осуществилось право коренного населения на самоопределение. В результате чего в 1930 году на территории Красноярского края были образованы Хакасская автономная область и два автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский.
В Красноярье соединились судьбы многих народов и этнических групп. Совместными усилиями они поднимали экономику и культуру родного края, добиваясь больших успехов.
Вместе с тем, наряду с достижениями в экономическом, политическом и культурном развитии народов Красноярского края противоречивость и непоследовательность национальной государственной политики стали причиной сохранения национальных проблем, не получивших разрешения в должной мере до настоящего времени.
Форсирование темпов социально-экономического и культурно-национального переустройства региона в конце 20-х и 30-е годы, осуществлявшегося в русле общей политики страны, имело и негативные последствия. Были ликвидированы национальные сельсоветы, репрессированы тысячи граждан, включая руководителей и видных общественных деятелей. Стало проявляться пренебрежительное отношение к культурному наследию народов, объявленному феодально-клерикальным и отсталым, дважды необоснованно менялась графическая основа национальных алфавитов. Гонениям подвергались традиционные верования: православие, ислам, католицизм и шаманизм. Со временем сузилась сфера применения национальных языков.
Однако взаимоотношения народов Красноярья не утратили своего позитивного характера. Свою роль в этом сыграли такие совместно выработанные компоненты народного характера, как сдержанность, терпимость, открытость, доброжелательное отношение к своим соседям. Представители разных национальностей вместе защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны, вместе занимались созидательным трудом в послевоенные десятилетия.
Изменения, начавшиеся в стране со второй половины восьмидесятых годов, способствовали росту национального самосознания, активизации усилий по наполнению новым содержанием межнациональных и федеративных отношений. В 1991 году Хакасская АО конституировалась как Республика Хакасия и вышла из состава Красноярского края. Оставшиеся в составе региона Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа стали самостоятельными субъектами Федерации и строят свои взаимоотношения с краем на договорных основаниях.
В настоящее время в Красноярском крае межнациональные отношения носят в целом стабильный характер. Однако социально-экономический кризис, связанный с переходом хозяйства страны на рыночные отношения, и резкое ухудшение экономической ситуации осложнили социальное положение населения. А это, в свою очередь, негативно отражается на сфере национальных отношений, политизируя в отдельных случаях этнические процессы. Устранение причин, порождающих национальные проблемы, осложняется не только тяжелым хозяйственно-финансовым положением региона, но и отсутствием соответствующей правовой базы.
На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей страны взаимосвязанные тенденции общественного развития, как:
стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества;
стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формировании общих духовно-нравственных ценностей.
Неразрешенные проблемы характерны не только для межнациональных отношений в целом, но и для каждого народа из числа проживающих в крае.
У русского этноса проблемы связаны в первую очередь с последовательно проводившейся в государстве подменой русской культуры наднациональной "общечеловеческой" культурой, отсутствием комплексных программ ее развития. В современных условиях актуальны вопросы сохранения национального самосознания и духовности в противовес усиливающемуся влиянию западных моделей культуры. Национальная политика в Красноярском крае должна учитывать доминирование русского этноса по численности, его особую роль в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в регионе.
Самобытная традиционная культура и религиозные верования этноконфессиональной группы русского населения региона - старообрядцев, а также этнокультурной группы - енисейского казачества подверглись притеснениям в предыдущие годы. Их возрождение требует особого внимания со стороны руководства и государства, и края.
Крайне острая ситуация сложилась с коренными малочисленными народами Севера Красноярья. Она связана с вопросом выживания этих этносов и вбирает в себя целый комплекс демографических, социальных, экономических, правовых и культурных проблем. Первоочередное значение в ряду этих задач имеет восстановление традиционных промыслов и природопользования северных этносов. Сходная ситуация имеет место и у коренных народов юга края, заявивших о себе как о самостоятельных этносах.
Проживающие на территории Красноярского края другие национальности стремятся к сохранению своей культуры, языка, традиций и национальной идентичности. Эти проблемы возникают из-за малочисленности этих диаспор и их оторванности от мест компактного проживания соотечественников.
Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в крае оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных отношений, при котором не всегда учитываются социально-экономические, политические и национальные особенности субъектов Федерации.
Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, которые должны последовательно строиться на принципах подлинного федерализма, охватывающего вопросы экономического, бюджетного, социального и культурного развития.
Нуждаются в упрочении традиционные культурные и экономические связи Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономными округами и Республикой Хакасия. Требует углубления и расширения сотрудничество с другими субъектами Федерации "по горизонтали", в особенности с соседними регионами - Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областями, Республиками Саха (Якутия) и Тыва.
Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал Красноярского края, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития Красноярья.
Основной целью региональной национальной политики Красноярского края является обеспечение таких условий в обществе, которые позволили бы достигнуть полноправного социально-экономического, культурного и национального развития народов региона. Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовной, нравственной и социально-политической общности народов Красноярья. Данная Концепция может стать ориентиром для движения в этом направлении.
Сложность претворения в жизнь Концепции определяется тяжелым экономическим кризисом, противоречивым процессом перехода от административно-командной системы к правовому демократическому, гражданскому обществу, к эффективной рыночной экономике. На фоне постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки Концепция может и должна подвергаться детализации, уточнению или корректировке.
Выделим следующие приоритетные задачи в различных областях жизнедеятельности общества:
- активное участие в формировании и развитии федеративных отношений на основе положительного исторического опыта становления государственности России как евроазиатского континентального феномена;
- укрепление и развитие Красноярского края как самостоятельного субъекта Федерации, совершенствование системы государственной власти и органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов;
- формирование региональной модели развития Красноярского края, в основу которой должны быть положены идеи территориальной целостности и многовекового полиэтнического единства России и края;
- обеспечение мер по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами положений и статей законов Красноярского края, отражающих национальные вопросы;
- создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных условий для регулирования национальных отношений в крае и взаимоотношений с федеральными властями;
- создание органами государственной власти и местного самоуправления совместно с общественными, политическими и религиозными организациями условий межнационального согласия;
- совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, который позволит этническим сообществам влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы;
- заключение договоров и соглашений с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, а также Республикой Хакасия на предмет выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих в сфере национальной политики;
- поддержка ратификации и претворение в жизнь международных правовых актов на территории России, в первую очередь Конвенции 169 МОТ (о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах), направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, живущих в Красноярском крае;
- содействие созданию в рамках действующих законов общественных организаций, способствующих сохранению национальных культур, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни Красноярского края;
- изучение сложившейся ситуации в межнациональных отношениях силами научно-исследовательских организаций и вузов с последующей разработкой ими практических рекомендаций;
- регулирование региональной экономической политики в части отстаивания национальных интересов народов Красноярского края на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
- специализация экономики края исходя из создавшейся экологической ситуации, норм традиционного природопользования и землепользования, особенностей расположения на обширной территории бассейна реки Енисей;
- осуществление программ социально-экономического развития районов Красноярского края с целью вывода их из числа депрессивных территорий;
- активное участие в создании и развитии региональной ассоциации экономического взаимодействия, обеспечивающей комплексное решение социально-экономических и национальных проблем Восточной Сибири;
- отработка системы подготовки высококвалифицированных кадров различных национальностей, способных работать в новых политических и социально-экономических условиях;
- формирование и культивирование идей духовного сотрудничества населения Красноярского края, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой родине как основы общероссийского патриотизма;
- выдвижение в число первоочередных проблемы консолидации многонационального населения Красноярья, объединенного общей целью процветания родного края, создания экономически мощного и культурно развитого его потенциала, социального и национального мира;
- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и использование исторического опыта взаимовлияния народов России и Красноярского края в рамках евразийского пространства;
- включение языков коренных народов и диаспор региона в программу учебных заведений в районах их компактного проживания;
- воссоздание и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре, истории, языку народов Красноярского края и России, мировым культурным ценностям;
- поддержка миротворческой деятельности всех конфессий Красноярского края, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами;
- заключение соглашений с субъектами Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена, защиты национальных культурных интересов граждан Красноярского края;
- заключение договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеющими диаспоры на территории Красноярского края, о культурном и экономическом сотрудничестве;
- содействие национально-культурным объединениям Красноярья в установлении творческих контактов с национально-культурными объединениями в других субъектах Российской Федерации и за ее пределами.
Принципы региональной национальной политики Красноярского края основываются на положениях Конституции Российской Федерации, законах Красноярского края, а также принципах, заложенных в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности.
Основными принципами региональной национальной политики Красноярского края являются:
1) равенство прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и объединениям;
2) защита правового статуса Красноярского края, его территориальной целостности, обеспечение конституционных прав его народов;
3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;