АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2021 года N 798


О внесении изменения в областную государственную программу "Содействие занятости населения Смоленской области"



Администрация Смоленской области постановляет:


1. Внести в подпрограмму "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом" областной государственной программы "Содействие занятости населения Смоленской области", утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 927 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 04.04.2014 N 239, от 28.05.2014 N 400, от 11.07.2014 N 502, от 08.10.2014 N 689, от 14.11.2014 N 771, от 26.12.2014 N 879, от 25.03.2015 N 145, от 03.07.2015 N 379, от 06.08.2015 N 488, от 13.10.2015 N 622, от 04.12.2015 N 770, от 25.12.2015 N 859, от 25.02.2016 N 85, от 30.03.2016 N 181, от 12.04.2016 N 204, от 29.06.2016 N 374, от 26.08.2016 N 497, от 13.10.2016 N 597, от 03.11.2016 N 653, от 01.12.2016 N 702, от 28.12.2016 N 795, от 03.03.2017 N 115, от 11.04.2017 N 206, от 30.06.2017 N 444, от 28.08.2017 N 586, от 29.09.2017 N 652, от 04.12.2017 N 802, от 21.12.2017 N 868, от 12.03.2018 N 123, от 03.05.2018 N 279, от 12.07.2018 N 483, от 19.10.2018 N 675, от 19.11.2018 N 736, от 21.12.2018 N 906, от 06.02.2019 N 28, от 29.03.2019 N 160, от 31.05.2019 N 325, от 08.07.2019 N 400, от 14.08.2019 N 480, от 27.09.2019 N 571, от 11.11.2019 N 666, от 15.11.2019 N 688, от 25.12.2019 N 801, от 27.12.2019 N 824, от 27.12.2019 N 823, от 09.04.2020 N 189, от 07.07.2020 N 399, от 28.07.2020 N 455, от 18.11.2020 N 705, от 10.12.2020 N 766, от 26.12.2020 N 861, от 11.03.2021 N 133, от 31.03.2021 N 203, от 22.06.2021 N 378, от 13.09.2021 N 592, от 14.10.2021 N 650, от 15.11.2021 N 704), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"ПОДПРОГРАММА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"


Раздел I. ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"

1.

Дата согласования проекта подпрограммы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2021 года N 3005-р

2.

Уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, ответственный за реализацию подпрограммы

Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области

3.

Цель подпрограммы

обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее в настоящей подпрограмме также - Государственная программа), на территории Смоленской области;

обеспечение социально-экономического развития Смоленской области;

улучшение демографической ситуации в Смоленской области

4.

Задачи подпрограммы

организация информационного и нормативного правового сопровождения процесса переселения соотечественников;

содействие социальному обустройству участников Государственной программы и членов их семей;

сокращение дефицита трудовых ресурсов;

увеличение численности экономически активного населения

5.

Исполнители основных мероприятий подпрограммы

Департамент Смоленской области по здравоохранению;

Департамент Смоленской области по образованию и науке;

Департамент Смоленской области по внутренней политике,

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию;

иные органы исполнительной власти Смоленской области

6.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

этап I: 2014 - 2021 годы;

этап II: 2022 - 2026 годы

7.

Объемы и источники финансирования подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)

общий объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 46276,3 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 11662,4 тыс. рублей;

средства федерального бюджета - 34613,9 тыс. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы по годам составит:

2014 - 2020 годы - 30534,1 тыс. рублей;

2021 год - 2800,0 тыс. рублей;

2022 год - 3232,0 тыс. рублей;

2023 год - 3330,0 тыс. рублей;

2024 год - 3544,0 тыс. рублей;

2025 год - 1418,1 тыс. рублей;

2026 год - 1418,1 тыс. рублей;

в разрезе источников финансирования:

средства областного бюджета:

2014 - 2020 годы - 5119,0 тыс. рублей;

2021 год - 581,5 тыс. рублей;

2022 год - 1074,0 тыс. рублей;

2023 год - 1022,6 тыс. рублей;

2024 год - 1029,1 тыс. рублей;

2025 год - 1418,1 тыс. рублей;

2026 год - 1418,1 тыс. рублей;

средства федерального бюджета:

2014 - 2020 годы - 25415,1 тыс. рублей;

2021 год - 2218,5 тыс. рублей;

2022 год - 2158,0 тыс. рублей;

2023 год - 2307,4 тыс. рублей;

2024 год - 2514,9 тыс. рублей

8.

Основные показатели эффективности подпрограммы

численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 2526 человек, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

2022 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

2023 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

2024 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

2025 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

2026 год - 421 соотечественник, из них 234 участника Государственной программы и 187 членов их семей;

освещение в средствах массовой информации вопросов добровольного переселения в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 0 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

2022 год - 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

2023 год - 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

2024 год - 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

2025 год - 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

2026 год - 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении;

подготовка и издание информационных материалов (брошюр, буклетов, плакатов), а также приобретение сувенирной продукции, иных раздаточных материалов, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 0 штук;

2022 год - 0 штук;

2023 год - 0 штук;

2024 год - 0 штук;

2025 год - 800 штук;

2026 год - 800 штук;

доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 98,1 процента;

2022 год - 100 процентов;

2023 год - 100 процентов;

2024 год - 100 процентов;

2025 год - 79,6 процента;

2026 год - 79,6 процента;

количество получателей единовременной выплаты на жилищное обустройство участникам Государственной программы, и членам их семей, переселившимся в Смоленскую область, поставленным на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 308 человек;

2022 год - 260 человек;

2023 год - 278 человек;

2024 год - 303 человека;

2025 год - 270 человек;

2026 год - 270 человек;

численность занятых участников Государственной программы, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 1200 человек, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 200 человек;

2022 год - 200 человек;

2023 год - 200 человек;

2024 год - 200 человек;

2025 год - 200 человек;

2026 год - 200 человек;

численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 24 человека, в том числе с разбивкой по годам:

2021 год - 4 человека;

2022 год - 4 человека;

2023 год - 4 человека;

2024 год - 4 человека;

2025 год - 4 человека;

2026 год - 4 человека;

доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, в том числе с разбивкой по годам:

2022 год - 85 процентов;

2023 год - 85 процентов;

2024 год - 85 процентов;

2025 год - 85 процентов;

2026 год - 85 процентов

9.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 2526 человек, из них 1404 участника Государственной программы и 1122 члена их семей;

освещение в средствах массовой информации вопросов добровольного переселения в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, - не менее 5 публикаций в прессе либо передач на радио и телевидении в год;

подготовка и издание информационных материалов (брошюр, буклетов, плакатов), а также приобретение сувенирной продукции, иных раздаточных материалов - не менее 800 штук в год;

доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий в 2021 - 2026 годах - не менее 79,6 процента;

количество получателей единовременной выплаты на жилищное обустройство участникам Государственной программы и членам их семей, переселившимся в Смоленскую область, поставленным на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - не менее 260 человек в год;

численность занятых участников Государственной программы, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 1200 человек (200 человек в год);

численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области, - 24 человека (4 человека в год);

доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших в Смоленскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Смоленской области - 85 процентов

Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ



Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.


В целях увеличения миграционного прироста в Смоленской области и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области совместно с иными органами исполнительной власти Смоленской области разработана подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом".


Подпрограмма разработана на основе прогноза социально-экономического развития Смоленской области. В 2022 - 2026 годах будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, а это не только количественное сокращение, но и его качественное ухудшение, то есть старение активной части населения. Данное демографическое ограничение приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов.


Задачу обеспечения спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда предусматривается решать посредством реализации следующих мер:


- повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, в том числе через вовлечение в экономику незанятого населения;


- осуществление профессионального обучения безработных граждан и получение ими дополнительного профессионального образования;


- обеспечение временной занятости населения;


- реализация активной миграционной политики с целью восполнения дефицита трудовых ресурсов, формирование системы мер по их привлечению на территорию Смоленской области.


Одним из источников восполнения дефицита трудовых ресурсов в Смоленской области станет миграция населения из стран ближнего зарубежья.


С 2018 года миграционный прирост сменился на миграционную убыль, которая составила 147 человек. В 2019 году общая миграционная убыль по Смоленской области составила 361 человек.


В 2020 году общий объем миграции по Смоленской области сократился по сравнению с 2019 годом на 14,6 процента и составил 63431 человек. В Смоленскую область прибыло 17357 человек, выбыло 21646 человек (без учета внутриобластной миграции). Миграционная убыль в 2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом в 11,9 раза.


Сокращение объема миграции произошло за счет как прибывающих в регион, так и выбывающих из него. Число прибывших и выбывших в расчете на 1000 человек населения снизилось: по сравнению с регионами России на 9,4 процента, со странами СНГ - на 4,3 процента, с другими зарубежными странами - на 41,5 процента, в результате внутрирегиональных перемещений - на 18,3 процента.


Отрицательное сальдо сложилось по всем потокам миграции. Наибольшим оно было со странами СНГ - 2,4 тыс. человек, или 55,3 процента, в общей убыли населения Смоленской области.


В 2020 году миграционный прирост сложился за счет четырех федеральных округов: Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного. Миграционная убыль наблюдалась в обмене с Центральным федеральным округом (главным образом за счет миграционной убыли между Смоленской областью и Московской областью, которая составила 648 человек), Северо-Западным федеральным округом (г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью - 202 человека), Южным федеральным округом (Краснодарским краем - 81 человек, Республикой Крым и г. Севастополем - 66 человек) и Приволжским федеральным округом (Оренбургской областью - 35 человек).


Внутрирегиональная миграция оказывает существенное влияние на изменение численности городских округов и муниципальных районов Смоленской области. В 2020 году в результате перемещений по области 12,2 тыс. человек (в 2019 году - 15,1 тыс. человек) численность сельского населения пополнилась, а городского уменьшилась на 664 человека.


Миграционный прирост сложился с 9 государствами - участниками СНГ, наибольшим он был с Таджикистаном, Украиной и Азербайджаном. Миграционная убыль наблюдалась только с Республикой Беларусь (3,8 тыс. человек).


Для сохранения положительной динамики социально-экономического развития Смоленской области требуется стабильный миграционный приток, инициированный усилиями органов государственной власти Смоленской области, который будет способен компенсировать естественную и миграционную убыль населения региона.


Численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2018 года составила 949,3 тыс. человек, на 1 января 2019 года - 942,4 тыс. человек, на 1 января 2020 года - 934,9 тыс. человек. По оценке численность постоянного населения региона на 1 января 2021 года составила 921,1 тыс. человек, из которых 663,3 тыс. человек (72 процента) - горожане и 257,8 тыс. человек (28 процентов) - сельские жители. Число смолян сократилось в 2020 году на 13,8 тыс. человек, или на 1,47 процента. При этом численность городских жителей Смоленской области уменьшилась на 8,1 тыс. человек (- 1,2 процента), а сельских - на 5,7 тыс. человек (- 2,16 процента). Основной причиной сокращения численности населения остается естественная убыль, то есть превышение числа смертей над числом рождений. На протяжении трех последних лет ее дополняет и миграционная убыль. В 2020 году потери населения Смоленской области за счет естественной убыли составили 9,4 тыс. человек, миграционной убыли - 4,4 тыс. человек. По сравнению с 2019 годом естественная убыль населения Смоленской области увеличилась на 32 процента.


Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих как в регионе, так и в стране в целом.


Индекс промышленного производства в Смоленской области в 2018 году составил 100,2 процента к предыдущему году, в 2019 году - 101,4 процента. По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, в 2018 году использовано 71277 млн. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 117,7 процента (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года.


В 2020 году индекс промышленного производства, сложившийся по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", по сравнению с 2019 годом составил 105 процентов.


Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами в фактически действовавших ценах в 2020 году по четырем видам экономической деятельности составил 287638 млн. рублей.


Ключевую роль в экономических процессах, протекающих как на уровне экономики всей страны, так и отдельных регионов, играет инвестирование. Решающим условием прогресса экономики является инвестирование необходимого объема средств в основной капитал.


В 2018, 2019 годах Смоленской области удавалось достигать рекордного объема инвестиций в основной капитал - порядка 70 млрд. рублей (2018 год - 70,9 млрд. рублей; 2019 год - 70,5 млрд. рублей). Для региона это значительный результат, так как средний объем инвестиций в основной капитал с 2012 по 2017 год составлял 56,7 млрд. рублей.


В связи с объективными макроэкономическими факторами, сложившимися в 2020 году, объем инвестиций в основной капитал региона по итогам года по полному кругу организаций сложился в размере 64,8 млрд. рублей, при этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал за отчетный период составил 85,8 процента.


Крупными и средними организациями за 2020 год осуществлено капитальных вложений в размере 38,7 млрд. рублей.


Положительным фактором является то, что сохраняется тенденция к значительной доле частных инвестиций (инвестиции без бюджетных средств и инвестиции государственных корпораций). Так, по итогам 2020 года значение данного показателя составило порядка 80 процентов.


Рост частных инвестиций создает условия для диверсификации экономики региона, позволяет обеспечить увеличение налогооблагаемой базы, а также создавать новые рабочие места. Кроме того, это одна из главных задач, поставленных Президентом Российской Федерации всем субъектам Российской Федерации.


Отраслевая структура инвестиций в основной капитал показывает, что ведущие позиции в общем объеме инвестиций по итогам 2020 года сохранились за крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств, которым принадлежит 21,5 процента общего объема инвестиций, что в абсолютном выражении составляет 8,3 млрд. рублей. Снижение объемов капитальных вложений в сопоставимых ценах произошло по всем видам экономической деятельности обрабатывающих производств, вместе с тем производство пищевых продуктов продемонстрировало значительный рост на 61,4 процента. Рост капитальных вложений на 1,3 процента также отмечен в производстве резиновых и пластмассовых изделий.


Вместе с тем значительный рост по сравнению с прошлым годом в общем объеме инвестиций отмечен в таких отраслях, как деятельность административная (+2,42 млрд. рублей, или в 3,1 раза, в сопоставимых ценах), деятельность в области информации и связи (+599,4 млн. рублей, или на 35,4 процента, в сопоставимых ценах), строительство (+ 175 млн. рублей, или на 14,2 процента, в сопоставимых ценах).


Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования представлена следующим образом:


- 49,5 процента составили капиталовложения за счет собственных средств организаций;


- 50,5 процента инвестиций осуществлены за счет привлеченных средств, из них 35,6 процента - бюджетные средства (в структуре бюджетных средств 52,9 процента составляют капиталовложения за счет средств федерального бюджета, 39,8 процента - за счет средств областного бюджета, 7,3 процента - за счет средств местного бюджета). Доля кредитов банков составила 4,5 процента от привлеченных инвестиций (2,3 процента от общего объема инвестиций крупных и средних организаций).


На данный момент в регионе продолжается и планируется реализация более 76 инвестиционных проектов по различным направлениям, в том числе ориентированных на импортозамещение и экспорт, с общим объемом инвестиций за весь период реализации свыше 75 млрд. рублей и социальным эффектом более 9 тыс. новых рабочих мест. Из них 54 проекта в сфере промышленности (более 53 млрд. рублей общий объем инвестиций, порядка 7 тыс. рабочих мест), 12 проектов в сфере сельского хозяйства (более 16 млрд. рублей общий объем инвестиций, порядка 1,6 тыс. рабочих мест) и 10 в иных областях (порядка 6,4 млрд. рублей общий объем инвестиций, более 1 тыс. рабочих мест).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»