(с изменениями на 30 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 20.04.2021 N 263, от 13.09.2021 N 870, от 31.08.2022 N 927, от 29.12.2022 N 1455, от 27.05.2023 N 646, от 02.10.2023 N 1204, от 16.10.2023 N 1319, от 01.03.2024 N 105, от 25.07.2024 N 590, от 30.10.2024 N 938)
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", с государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", и Концепцией государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (далее - государственная программа).
(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.09.2021 N 870, от 31.08.2022 N 927, от 02.10.2023 N 1204)
2. Определить Министерство культуры Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.
(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1204)
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий государственной программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.
(в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1204)
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественным организациям и объединениям принять участие в реализации мероприятий государственной программы.
(в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1204)
5. Признать утратившими силу:
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2015 N 615 "О внесении изменений в государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2016 N 975 "О внесении изменений в государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.09.2017 N 647 "О внесении изменений в государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2019 годы)", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2019 годы)";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2017 N 926 "О внесении изменений в государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2019 годы)", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2019 годы)";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.12.2019 N 1123 "О внесении изменений в государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2022 годы)", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2022 годы)";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2020 N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к государственной программе Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2022 годы)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2022 годы)".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА"
(в ред. Постановлений КМ РТ от 02.10.2023 N 1204, от 01.03.2024 N 105, от 25.07.2024 N 590, от 30.10.2024 N 938)
Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на сохранение и укрепление национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.
Сохранение национальной идентичности является актуальной проблемой современного общества. Глобализация и цифровизация приводят к расширению контактов между представителями разных стран и культур, что способствует потере их самобытности. Новые формы межкультурного взаимодействия ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентификации человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.
Татарский народ осознает себя субъектом истории, что определяется совокупностью его исторического опыта и осознанием собственного вклада в развитие Российской Федерации и мировой цивилизации в целом.
Современный татарский мир как сообщество людей, объединенных общей историей и стремлением к развитию языка и культуры, просвещению, сохранению традиций, обычаев и духовно-нравственных основ, переживает новый этап консолидации, связанный с переосмыслением глобализации не как угрозы унификации, а как возможности трансляции и популяризации уникальности каждого народа. За период реализации действующей государственной программы Республики Татарстан стало очевидно, что татары являются динамично развивающейся общностью. В социально-экономических, технологических и гуманитарных процессах современности их доминантными чертами стала высокая ориентированность на применение современных достижений науки и общества при сохранении этнокультурной специфики.
Социологические исследования фиксируют высокую степень значимости для современных татар этнической идентичности. Для 85 - 90 процентов представителей татарского народа, живущих в разных регионах, значима национальная принадлежность. Объективными основаниями национальной и этнической идентичности у большинства выступают история татарского народа, его традиционная культура, татарский язык и религия. Наблюдается интерес к национальной профессиональной культуре - театральной, музыкальной, художественной, архитектурной и т.д., способствующей воспроизведению духовных ценностей и национальной идентичности. Сохраняется первостепенная важность семьи для большинства татар. Поддерживаются основы трудовой этики, нацеленной на упорный и постоянный труд, а также на мобильность и предприимчивость.
За истекший период реализации государственной программы Республики Татарстан была изучена духовно-материальная культура татар в селах Республики Татарстан и на территориях субъектов Российской Федерации, в частности, путем анализа собранных архивных материалов, а также материалов экспедиционных выездов: зафиксированы местные легенды, предания, осуществлена фотосъемка сохранившихся объектов историко-культурного наследия, разработаны историко-административные карты, отражающие географию миграции татарского населения. Полученные результаты были обобщены в научно-популярных изданиях и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Надежным источником информации о достижениях татарского мира являются Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica и электронная школьная энциклопедия "Татар иле". Ежегодное значительное увеличение количества просмотров электронной школьной энциклопедии "Татар иле" (которое в 2021 году превысило показатель предыдущего года на 65 процентов) говорит о востребованности молодым поколением информации об истории и культуре Татарстана и татарского народа.
(в ред. Постановления КМ РТ от 01.03.2024 N 105)
Выявлено более двух тысяч новых документов по истории и культуре татар из архивов Германии, Польши, Великобритании, Японии, Италии, Турции, Узбекистана, Казахстана, проведено сканирование более тысячи редких и уникальных документов, раскрывающих многие неизвестные факты, собраны материалы об исторических событиях, известных личностях, составляющие неотъемлемую часть материального культурного наследия и нематериального этнокультурного достояния татарского народа. В ряде случаев удалось добиться передачи оригинальных коллекций документов в архивы и музеи Республики Татарстан (Архив татарской общины г. Кобе, Токийское издание Корана).
Получен значительный объем научных данных, коллекции археологических артефактов, выявлены новые объекты археологии в Астраханской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тобольской, Ульяновской областях и Ставропольском крае, в том числе могильник городища Искер - столицы Сибирского ханства, остатки каменной крепости домонгольского периода в Калмыкии, значение которых заключается в формировании целостного представления об историко-культурном наследии татарского народа, о месте и роли татар на Евразийском пространстве в территориальном, хронологическом, событийном аспектах. Результаты исследований доступны для широкого круга читателей и отражены в публикациях научных периодических журналов "Золотоордынское обозрение", "Крымское историческое обозрение", "Кряшенское историческое обозрение", "Историческая этнология", издаваемых в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан.
Отмечается высокая эффективность проводимой работы с детьми и молодежью из регионов Российской Федерации и стран зарубежья, в частности их активное привлечение для получения образования в высших учебных заведениях в Республике Татарстан по педагогическим специальностям, участия в конкурсах и творческих формах сотрудничества.
Проведение таких мероприятий, как Всемирный форум татарской молодежи, Международная олимпиада по татарскому языку и литературе, Всероссийский съезд учителей татарского языка, Всероссийский форум татарских религиозных деятелей "Национальная самобытность и религия", Всероссийский сход предпринимателей татарских сел, Всероссийский праздник "Татар кызы", Всероссийский слет татарских семей "Пар канатлар", способствуют системной работе по укреплению и трансляции духовно-нравственных традиций, формированию интереса к татарскому языку и культуре.
Важное значение в сохранении и укреплении национальной идентичности татарского народа имеет татарский народный праздник "Сабантуй". Проведение праздника "Сабантуй" на федеральном и всероссийском уровнях становится не только ожидаемым событием в культурной жизни регионов, но и каналом трансляции и популяризации обычаев, традиций татарского народа, а также налаживания международных и межрегиональных культурных и экономических связей.
В то же время, несмотря на эффективность реализуемых мероприятий и их результатов, существует ряд рисков, а именно:
угроза языковой ассимиляции в условиях доминирования массовой культуры, мировых языков;
ограниченные возможности культурной самореализации за пределами республики;
культурная глобализация - унификация повседневной жизни, размывание традиционных нравственных ориентиров и утрата национальной самобытности;
широкое распространение псевдонаучных теорий в области этногенеза, лингвистики и других направлениях, связанных с историей формирования татар и татарской культуры, что тесно связано с недостаточностью образовательных, культурно-просветительских мер и репрезентативности в глобальном информационном пространстве историко-культурного наследия татар и отражения современного состояния татарского мира;