Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2020 года N 371
Об утверждении Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе
В соответствии с Положением об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29 июня 2020 г. N 200, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный номер 56863; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 декабря 2019 г.), федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный номер 59596; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2020 г.), а также в целях повышения эффективности управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, Федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
приказываю:
1. Утвердить Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
Руководитель
Р.Е.Артюхин
Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе
1.1. Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:
Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (ГОСТ Р ИСО 31000-2019), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1379-ст;
Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Технологии оценки риска" (ГОСТ Р 58771-2019), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. N 1405-ст;
Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н;
Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н;
Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 июня 2020 г. N 200 (далее - Положение);
Стандарта осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 437 (далее - Стандарт ПОВАК);
Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 438 (в редакции приказов Федерального казначейства от 2 сентября 2019 г. N 232, от 10 декабря 2019 г. N 377, от 28 октября 2020 г. N 296) (далее - Стандарт внутреннего контроля);
Стандартов ведомственного контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденных приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2018 г. N 442 (в редакции приказов Федерального казначейства от 2 сентября 2019 г. N 232, от 10 декабря 2019 г. N 377, от 18 марта 2020 г. N 66) (далее - Стандарты ВК и ВА).
1.2. Настоящий Стандарт разработан для использования структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ЦАФК), территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР", казенное учреждение):
при организации и осуществлении мероприятий по идентификации, анализу и оценке внутренних (операционных) казначейских рисков;
при принятии управленческих решений по минимизации либо предотвращению в дальнейшей деятельности вероятности реализации внутренних (операционных) казначейских рисков;
при формировании отчетности по результатам управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.
1.3. Целью разработки Стандарта является установление общих правил, требований и процедур организации деятельности структурных подразделений ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при планировании и осуществлении управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.
2.1. Термины и определения, установленные в настоящем разделе, применяются в Стандарте, во всех видах документации, формируемой в рамках осуществления управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в структурных подразделениях ЦАФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" в соответствии с настоящим Стандартом, а также для всех процедур управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, организуемых и осуществляемых в соответствии с настоящим Стандартом.
2.2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:
2.2.1. Органы Федерального казначейства - ЦАФК, ТОФК.
2.2.2. ТОФК - межрегиональные управления Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).
2.2.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя Федерального казначейства, руководители и заместители руководителей ТОФК, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".
2.2.4. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.
2.2.5. Внутренний (операционный) казначейский риск (внутренний риск) - вид казначейского риска, источник возникновения которого находится в системе Федерального казначейства.
2.2.6. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
2.2.7. Группа внутренних рисков - несколько внутренних рисков, которые взаимосвязаны и (или) относятся к сфере деятельности, осуществляемой ответственными структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с возложенными на них функциями.
2.2.8. Управление внутренними рисками - скоординированный процесс, осуществляемый участниками системы управления внутренними рисками, направленный на идентификацию внутренних рисков, осуществление их анализа, оценки, выбора способа реагирования с учетом предотвращения распространения внутренних рисков на области, пограничные с зоной их возникновения, принятие управленческих решений в отношении внутренних рисков и их мониторинг.
2.2.9. Участники управления внутренними рисками - руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторские подразделения, иные структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и сотрудники, принимающие участие в управлении внутренними рисками.
2.2.10. Система управления внутренними рисками - совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая управление внутренними рисками.
2.2.11. Идентификация внутренних рисков - процесс выявления (обнаружения), распознавания и описания (классификации) внутренних рисков.
2.2.12. Анализ внутренних рисков - процесс изучения информации о внутреннем риске и его параметрах в целях определения значимости (уровня) внутреннего риска.
2.2.13. Оценка внутренних рисков - определение значимости (уровня) внутреннего риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра внутренних (бюджетных) рисков, осуществляемое участниками управления внутренними рисками с использованием процедур, составляющих процессы идентификации и анализа внутренних рисков.
2.2.14. Выбор способа реагирования на внутренние риски - выбор одного из возможных вариантов реагирования на внутренний риск, обеспечивающего достижение остаточного внутреннего риска, соответствующего допустимому уровню.
2.2.15. Мониторинг внутренних рисков - непрерывный процесс наблюдения за состоянием идентифицированных внутренних рисков, осуществляемый в случае необходимости в ходе внутреннего контроля, контрольных и аудиторских мероприятий и оценки эффективности деятельности в отношении деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.
2.2.16. Значимость (уровень) внутреннего риска - показатель, значение которого определяется исходя из значений (показателей) критериев вероятности внутреннего риска и его степени влияния.
2.2.17. Степень влияния внутреннего риска - уровень потенциального негативного воздействия события на результаты деятельности органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на результат выполнения бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
2.2.18. Вероятность внутреннего риска - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на выполнение бюджетной процедуры.
2.2.19. Внутренний контроль - внутренний процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, директором (заместителями директора) ФКУ "ЦОКР", иными должностными лицами ФКУ "ЦОКР", направленный на соблюдение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иными документами, регламентирующими деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих полномочий, в том числе посредством совершения контрольных действий, повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
2.2.20. Внутренний аудит - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по формированию и предоставлению руководству органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, включая заключение о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, о надежности функционирования системы внутреннего контроля.
2.2.21. Ведомственный контроль - деятельность контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в рамках которой осуществляется проверка соблюдения объектами ведомственного контроля требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих их деятельность.
2.2.22. Бюджетные процедуры - процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и предоставлению сведений, необходимых для составления проекта федерального бюджета, а также по исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, выполняемой органом Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
2.2.23. Контрольная деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению ведомственного контроля в отношении деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.
2.2.24. Аудиторская деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", а также ответственных работников по осуществлению внутреннего аудита в отношении деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
2.2.25. Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается ведомственный контроль деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.
2.2.26. Аудиторские мероприятия - организационная форма осуществления аудиторской деятельности, посредством которой обеспечивается внутренний аудит деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
2.2.27. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства.
2.2.28. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" - отделы внутреннего контроля и аудита ТОФК, отдел внутреннего контроля и аудита ФКУ "ЦОКР".
2.2.29. Объекты внутреннего контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники.
2.2.30. Объекты внутреннего аудита - совокупность операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями, в том числе бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, а также организация и осуществление внутреннего контроля.
2.2.31. Объекты ведомственного контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники, в отношении которых осуществляется контрольное мероприятие.
2.2.32. Предмет внутреннего контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний контроль в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.
2.2.33. Предмет ведомственного контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в отношении которых осуществляется ведомственный контроль в соответствии со Стандартами ВК и ВА.
2.2.34. Ответственный работник - сотрудник контрольно-аудиторского подразделения ТОФК, "ЦОКР", на которого приказом соответствующего ТОФК, ФКУ "ЦОКР" возложены полномочия по проведению проверки, а также ответственность за проведение проверки и подготовку акта проверки в случае, если проверка проводится единственным сотрудником.