МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 августа 2020 года N 160н

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"

(с изменениями на 4 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 11 ноября 2020 года N 263н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2020, N 0001202012100022);

приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года N 120н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2021, N 0001202109300049);

приказом Минфина России от 1 сентября 2022 года N 134н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2022, N 0001202209300015);

приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.09.2023, N 0001202309060006) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н);

приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2023, N 0001202311030005) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н).

____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466)

приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

И.о. Министра
А.В.Моисеев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

31 августа 2020 года,

регистрационный N 59596

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 5 августа 2020 года N 160н



Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"

(с изменениями на 4 октября 2023 года)

I. Общие положения

     

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101), применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2020 года приказом Минфина России от 11 ноября 2020 года N 263н. - См. предыдущую редакцию)

Планирование и проведение аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, регулирующих планирование и проведение аудиторских мероприятий.

(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2020 года приказом Минфина России от 11 ноября 2020 года N 263н)

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

________________

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).

II. Планирование внутреннего финансового аудита

1. Годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий

     

3. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и включает следующие этапы:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)

а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;

б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;

в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.     

4. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:

возможность осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости;

степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);

возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;

необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1-2 года);

необходимость резервирования времени на осуществление должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;

решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий, принятые при утверждении планов проведения аудиторских мероприятий в предшествующие годы (1-2 года);

информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках. Оценка бюджетных рисков, в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Стандарту;

результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 22-24 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";

________________

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746).

предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;

передача главным администратором (администратором) бюджетных средств своих отдельных полномочий, в том числе полномочий государственного (муниципального) заказчика и бюджетных полномочий, указанных в пункте 10.1 статьи 161 и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по источнику доходов, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);

отсутствия необходимости осуществления аудиторских мероприятий в связи с осуществлением консультирования субъектов бюджетных процедур в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1-2 года);

отказы в представлении субъектами бюджетных процедур документов и информации и доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, необходимых для осуществления консультирования;

иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 году и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год. - См. предыдущую редакцию)

5. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 настоящего Стандарта, и результатов оценки (актуализации оценки) бюджетных рисков, с учетом которого определяются приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, их темы, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 году и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год. - См. предыдущую редакцию)

6. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.

7. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений абзацев второго и третьего пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита":

________________

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).

а) планирует деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе рассматривает проект плана проведения аудиторских мероприятий и поступившие предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств (при наличии);

б) подписывает план проведения аудиторских мероприятий;

в) представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

8. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств), в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 октября 2022 года приказом Минфина России от 1 сентября 2022 года N 134н; в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)

9. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года или не позднее 20 рабочих дней с даты образования субъекта внутреннего финансового аудита.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)

10. По решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита план проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.

11. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:

а) принятия руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;

б) направления руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в адрес руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:

наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;

внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»