Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 29 июня 2020 года N 200
(с изменениями на 16 апреля 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Казначейства России от 16 апреля 2021 года N 124.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191, N 52, ст.6983; 2016, N 1, ст.26; 2019, N 30, ст.4101), пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст.3233; 2017, N 9, ст.1357), Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; 2016, N 28, ст.4741), федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, 18 декабря 2019 г., регистрационный номер 56863; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 декабря 2019 г.), и в целях повышения эффективности управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
приказываю:
1. Утвердить Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
Руководитель
Р.Е.Артюхин
Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе
(с изменениями на 16 апреля 2021 года)
1.1. Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703;
Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452;
Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89;
Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н.
1.2. Положение определяет основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению и структуре управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению и структуре внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР").
2.1. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения:
2.1.1. Органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства.
2.1.2. Территориальные органы Федерального казначейства - межрегиональные управления Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
2.1.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя Федерального казначейства, руководители и заместители руководителей территориальных органов Федерального казначейства, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".
2.1.4. Контрольно-аудиторские подразделения - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, отделы внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства, отдел внутреннего контроля и аудита ФКУ "ЦОКР".
2.1.5. Уполномоченное подразделение - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, осуществляющее в соответствии с возложенными полномочиями функции по организации и координации деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", направленной на управление внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, а также контролю за эффективностью функционирования системы управления внутренними рисками.
2.1.6. Ответственное структурное подразделение - структурное подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", которое управляет отдельным внутренним риском (группой внутренних рисков) самостоятельно или совместно с другим структурным подразделением.
2.1.7. Участники управления внутренними рисками - руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторские подразделения, иные структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и сотрудники, принимающие участие в управлении внутренними рисками.
2.1.8. Процессы и операции внутреннего контроля и внутреннего аудита - действия, осуществляемые руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями (в том числе с использованием прикладных программных средств автоматизации), направленные на установление соответствия деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих их деятельность, а также на повышение эффективности выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.
2.1.9. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.
2.1.10. Внутренний (операционный) казначейский риск (внутренний риск) - вид казначейского риска, источник возникновения которого находится в системе Федерального казначейства.
2.1.11. Группа внутренних рисков - несколько внутренних рисков, которые взаимосвязаны и/или относятся к сфере деятельности, осуществляемой ответственными структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с возложенными на них функциями.
2.1.12. Система управления внутренними рисками - совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая управление внутренними рисками.
2.1.13. Фактор внутреннего риска - любое событие или действие (бездействие), которое является причиной внутреннего риска и может повлечь отклонение от прогнозируемого результата деятельности органа Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".
2.1.14. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
2.1.15. Бюджетные процедуры - процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и предоставлению сведений, необходимых для составления проекта федерального бюджета, а также по исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, выполняемой органом Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 16 апреля 2021 года N 124. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Управление внутренними рисками в Федеральном казначействе основывается на следующих принципах:
3.1.1. Принцип системного подхода к управлению внутренними рисками - комплексное рассмотрение совокупности всех внутренних рисков органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" как единого целого с учетом их взаимосвязей.
3.1.2. Принцип стандартизации управления внутренними рисками - использование единых требований к управлению внутренними рисками на всех уровнях системы управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".
3.1.3. Принцип непрерывности управления внутренними рисками - осуществление деятельности по управлению внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" на постоянной основе.
3.1.4. Принцип эффективности управления внутренними рисками - обеспечение достижения цели управления внутренними рисками с минимальными затратами ресурсов.
3.1.5. Принцип контроля функционирования системы управления внутренними рисками - осуществление оценки эффективности функционирования системы управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" на основании сформированной в Федеральном казначействе системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
3.1.6. Принцип гибкости и совершенствования системы управления внутренними рисками - обеспечение постоянного совершенствования элементов системы управления внутренними рисками в целях ее своевременной адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде.
4.1. Внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются в рамках управления внутренними рисками в Федеральном казначействе и основываются на следующих принципах:
4.1.1. Принцип законности - обеспечение субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита строгого и полного соблюдения законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации, и правовые акты Федерального казначейства.
4.1.2. Принцип объективности - осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита беспристрастно с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации, в том числе недопущение конфликта интересов любого рода при планировании и осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также при формировании документов по результатам осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита и годовой отчетности о результатах осуществления контрольных и аудиторских мероприятий.
4.1.3. Принцип эффективности - обеспечение при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита достижения заданных количественных и качественных параметров осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе целей осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита и полноты информации о результатах осуществления контрольных и аудиторских мероприятий, с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
4.1.4. Принцип функциональной независимости - отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита беспристрастно и объективно выполнять свои функциональные обязанности, или независимость субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", за исключением должностных лиц, которым непосредственно подчинены субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц, которые осуществляют курирование и контроль их деятельности.
4.1.5. Принцип компетентности - осуществление субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита своей деятельности добросовестно, в соответствии с действующими в Федеральном казначействе стандартами контроля и аудита, на уровне, позволяющем обеспечивать предоставление уполномоченным лицам достоверной, объективной и точной информации об объекте внутреннего контроля и внутреннего аудита с применением соответствующей совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит.
4.1.6. Принцип системности - планирование и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в отношении всех направлений деятельности объектов внутреннего контроля и в отношении всех объектов внутреннего аудита с учетом их взаимосвязей, в том числе проведение периодического анализа бюджетных и коррупционных рисков по всем бюджетным процедурам.
4.1.7. Принцип ответственности - ответственность каждого субъекта внутреннего контроля и внутреннего аудита перед руководителем органа Федерального казначейства, директором ФКУ "ЦОКР" за предоставление полных и достоверных документов, содержащих информацию о результатах контрольных и аудиторских мероприятий, в том числе выводы и предложения (рекомендации), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.
4.1.8. Принцип стандартизации - установление процессов и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях их многократного использования, а также осуществление внутреннего аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, а также правовыми актами Федерального казначейства, обеспечивающими его осуществление с соблюдением указанных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
4.1.9. Принцип риск-ориентированности - приоритетное осуществление процессов и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита в отношении направлений деятельности объекта внутреннего контроля и в отношении объектов внутреннего аудита, наиболее подверженных рискам.
4.1.10. Принцип профессионального скептицизма - использование субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита критической оценки обоснованности, надежности и достаточности полученной в ходе осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита информации (доказательств) в целях минимизации возможности упущения из виду подозрительных обстоятельств, формирования неоправданных обобщений при подготовке выводов, использования ошибочных допущений при определении характера, временных рамок и объема процедур внутреннего аудита, а также при оценке результатов внутреннего контроля и внутреннего аудита.
5.1. Управление внутренними рисками - скоординированный процесс, осуществляемый участниками системы управления внутренними рисками, направленный на идентификацию внутренних рисков, осуществление их анализа, оценки, выбора способа реагирования с учетом предотвращения распространения внутренних рисков на области, пограничные с зоной их возникновения, принятие управленческих решений в отношении внутренних рисков и их мониторинг.
5.2. Субъектами системы управления внутренними рисками являются участники системы управления внутренними рисками.
Объектами системы управления внутренними рисками является деятельность органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР", включающая в себя совокупность процессов и операций, осуществляемых ими при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.
5.3. Целью управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" является содействие выполнению Федеральным казначейством стратегических целей и задач, функций и полномочий в установленной сфере деятельности, а также обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".
5.4. Задачами управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" являются:
идентификация, анализ и оценка внутренних рисков;