Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2018 года N 437
В целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля в территориальных органах Федерального казначейства
приказываю:
1. Утвердить Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Стандарт) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
3. Управлению развития информационных систем (Н.В.Гвоздева) обеспечить развитие информационной системы "Автоматизированная система Федерального казначейства" в установленном порядке в целях реализации Стандарта, утверждение которого предусмотрено пунктом 1 настоящего приказа.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2019 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г.Михайлика.
Руководитель
Р.Е.Артюхин
приказом
Федерального казначейства
от 26 декабря 2018 года N 437
Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства
1.1. Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Положением об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 19 декабря 2016 г. N 478, в целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля в территориальных органах Федерального казначейства (далее - ТОФК).
1.2. Настоящий Стандарт разработан для использования контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК при организации и проведении контрольных мероприятий в структурных подразделениях ТОФК в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в части операций и действий (в том числе по формированию документов), совершаемых в указанных структурных подразделениях ТОФК.
1.3. Целью настоящего Стандарта является установление общих правил, требований и процедур организации и осуществления контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.
1.4. Задачами последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля являются:
минимизация внутренних (операционных) казначейских рисков в деятельности ТОФК и связанных с ними вероятных неблагоприятных последствий;
оценка эффективности внутреннего контроля, осуществляемого в структурных подразделениях ТОФК в соответствии с требованиями Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства;
обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о выявленных нарушениях (недостатках) в деятельности ТОФК в целях своевременного принятия управленческих решений;
обеспечение получения оперативной информации об эффективности принятых управленческих решений и реализованных мерах по предотвращению в дальнейшей деятельности выявленных нарушений (недостатков).
1.5. Настоящий Стандарт устанавливает:
требования к подготовке к осуществлению последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля;
требования к осуществлению последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля и оформлению его результатов;
требования к рассмотрению результатов последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.
2.1. Термины и определения, установленные в настоящем разделе, применяются в настоящем Стандарте, во всех видах документации в рамках осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в соответствии с настоящим Стандартом, а также для всех процедур последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, организуемых и осуществляемых в соответствии с настоящим Стандартом.
2.2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:
2.2.1. Органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, ТОФК.
2.2.2. ТОФК - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).
2.2.3. Последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (далее - ПОВАК) - контроль, осуществляемый сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений ТОФК в рамках управления казначейскими рисками после совершения операций и действий (в том числе по формированию документов), осуществляемых в структурных подразделениях ТОФК, реализуемый путем выполнения процессов и операций ПОВАК и направленный:
на обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о соблюдении (нарушении) требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
на обеспечение своевременного принятия управленческих решений и реализацию мероприятий по минимизации или устранению в дальнейшей деятельности последствий нарушений (недостатков), выявленных в деятельности ТОФК.
2.2.4. Руководство ТОФК - руководитель и заместители руководителя ТОФК.
2.2.5. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства.
2.2.6. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК - отделы внутреннего контроля и аудита ТОФК.
2.2.7. Структурные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, в том числе отделы, созданные для осуществления функций управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) на соответствующей территории (при наличии).
2.2.8. Процессы и операции ПОВАК - действия, осуществляемые сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений ТОФК в рамках управления казначейскими рисками с использованием прикладных программных средств автоматизации, направленные на установление соответствия деятельности структурных подразделений ТОФК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК, а также на оценку соблюдения сотрудниками структурных подразделений ТОФК технологических процессов и операций при исполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности в рамках закрепленных за ними должностных обязанностей.
2.2.9. Субъекты ПОВАК - контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, осуществляющие процессы и операции ПОВАК в соответствии с возложенными на них полномочиями.
2.2.10. Объекты ПОВАК - структурные подразделения ТОФК, осуществляющие операции и действия (в том числе по формированию документов) в рамках закрепленных за ними полномочий, включенные в перечень показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК.
2.2.11. Предмет ПОВАК - операции и действия (в том числе по формированию документов), осуществляемые в структурных подразделениях ТОФК в рамках закрепленных за ними полномочий, в соответствии с перечнем показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК.
2.2.12. Перечень показателей ПОВАК - перечень показателей автоматизированного контроля функциональной деятельности ТОФК, включающий в себя операции и действия (в том числе по формированию документов), в отношении которых имеется возможность осуществления ПОВАК с использованием прикладных программных средств автоматизации, сформированный в рамках реализации решения Коллегии Федерального казначейства от 3 октября 2014 г. N 30/4 "Организация автоматизированного контроля функциональной деятельности в Федеральном казначействе".
2.2.13. Контрольная деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения ТОФК по осуществлению ПОВАК в отношении деятельности структурных подразделений ТОФК по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.
2.2.14. Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается ПОВАК в отношении деятельности структурных подразделений ТОФК по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.
2.2.15. Проверяемый период - период деятельности объекта ПОВАК, подлежащий проверке.
2.2.16. Проверка - единичное контрольное мероприятие, проводимое контрольно-аудиторским подразделением ТОФК в целях:
установления соответствия предмета ПОВАК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность ТОФК;
оценки соблюдения сотрудниками объекта ПОВАК технологических процессов и операций при исполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности в рамках закрепленных за ними должностных обязанностей.
2.2.17. Сплошная проверка - проверка всех операций и действий (в том числе по формированию документов), являющихся предметом ПОВАК, за проверяемый период.
2.2.18. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.
2.2.19. Последующий контроль - процессы и операции ПОВАК, осуществляемые контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК после совершения структурными подразделениями ТОФК операций и действий(в том числе по формированию документов) в рамках закрепленных за ними полномочий.
2.2.20. Нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта ПОВАК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих его деятельность.
2.2.21. Недостаток - установленный факт, выявленный в деятельности объекта ПОВАК, способный оказать негативное влияние на его деятельность, в том числе на ее эффективность, не являющийся нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих его деятельность.
2.2.22. ИС - информационная система.
2.2.23. ИС АСФК - ИС "Автоматизированная система Федерального казначейства".
2.2.24. ППО - прикладное программное обеспечение.
2.2.25. ППО АСД "ЛанДокс" - ППО "Автоматизированная система документооборота "ЛанДокс".
3.1. В рамках настоящего Стандарта формой осуществления ПОВАК контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК является последующий контроль.
3.2. В рамках настоящего Стандарта к способам осуществления ПОВАК контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК относится сплошная проверка.
4.1. Организация ПОВАК в ТОФК включает в себя выполнение следующих мероприятий:
осуществление ПОВАК и оформление его результатов;
рассмотрение результатов ПОВАК;
хранение документов, сформированных в ходе осуществления ПОВАК и рассмотрения его результатов.
4.2. Процессы и операции ПОВАК осуществляются субъектами ПОВАК в рамках закрепленных за объектами ПОВАК полномочий с использованием ИС АСФК.
4.3. Перечень показателей ПОВАК включает в себя операции и действия (в том числе по формированию документов), осуществляемые структурными подразделениями ТОФК, со значимым уровнем казначейского риска, определяемым в соответствии с:
классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), утвержденным приказом Федерального казначейства (далее - классификатор рисков УФК);
классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства (далее - классификатор рисков МОУ ФК).