Недействующий

     

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2018 года N 440

О внесении изменений в Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 сентября 2017 г. N 259

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Казначейства России от 16 декабря 2020 года N 371
____________________________________________________________________

В связи со служебной необходимостью

приказываю:

1. Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 сентября 2017 г. N 259 (в редакции приказа Федерального казначейства от 15 марта 2018 г. N 62) (далее - Стандарт), изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационной инфраструктурой (В.К.Кансузян) обеспечить настройку прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs" в установленном порядке в целях реализации положений Стандарта, утверждение которого предусмотрено пунктом 1 настоящего приказа.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г.Михайлика.

Руководитель

Р.Е.Артюхин

УТВЕРЖДЕН

приказом Федерального казначейства

от 28 декабря 2018 года N 440

Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе

I. Общие положения

1.1. Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе (далее - Стандарт) разработан в рамках реализации Концепции управления казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденной руководителем Федерального казначейства Р.Е.Артюхиным 3 июня 2015 года, с учетом положений:

Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1290; 2015, N 16, ст.2393; 2016, N 18, ст.2632; 2018, N14, ст.1975);

Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (ГОСТ Р ИСО 31000-2010), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст;

Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст;

Национального стандарта Российской Федерации "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (ГОСТ Р 51901.21-2012), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст;

Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19 декабря 2016 г. N 478 (в редакции приказов Федерального казначейства от 27 апреля 2017 г. N 97, от 15 марта 2018 г. N 62) (далее - Положение);

Стандарта осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 437 (далее - Стандарт ПОВАК);

Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 438 (далее - Стандарт внутреннего контроля);

Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденных приказом Федерального казначейства от 29 ноября 2017 г. N 330 (в редакции приказов Федерального казначейства от 15 марта 2018 г. N 62, от 30 марта 2018 г. N 74) (далее - Стандарты ВК и ВА).

1.2. Настоящий Стандарт разработан для использования структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ЦАФК), территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР", казенное учреждение):

при организации и осуществлении мероприятий по идентификации, анализу и оценке внутренних (операционных) казначейских рисков;

при принятии управленческих решений по минимизации либо предотвращению в дальнейшей деятельности вероятности реализации внутренних (операционных) казначейских рисков;

при формировании отчетности по результатам управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.

1.3. Целью разработки Стандарта является установление общих правил, требований и процедур организации деятельности структурных подразделений ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при планировании и осуществлении управления внутренними (операционными) казначейскими рисками.

II. Термины и определения

2.1. Термины и определения, установленные в настоящем разделе, применяются в Стандарте, во всех видах документации, формируемой в рамках осуществления управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в структурных подразделениях ЦАФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" в соответствии с настоящим Стандартом, а также для всех процедур управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, организуемых и осуществляемых в соответствии с настоящим Стандартом.

2.2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:

2.2.1. Органы Федерального казначейства - ЦАФК, ТОФК.

2.2.2. ТОФК - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).

2.2.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя Федерального казначейства, руководители и заместители руководителей ТОФК, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".

2.2.4. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.

2.2.5. Внутренний (операционный) казначейский риск (внутренний риск) - вид казначейского риска, источник возникновения которого находится в системе Федерального казначейства.

2.2.6. Бюджетный риск - вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".

2.2.7. Группа внутренних рисков - несколько внутренних рисков, которые взаимосвязаны и (или) относятся к сфере деятельности, осуществляемой ответственными структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с возложенными на них функциями.

2.2.8. Управление внутренними рисками - скоординированный процесс, осуществляемый участниками системы управления внутренними рисками, направленный на идентификацию внутренних рисков, осуществление их анализа, оценки, выбора способа реагирования с учетом предотвращения распространения внутренних рисков на области, пограничные с зоной их возникновения, принятие управленческих решений в отношении внутренних рисков и их мониторинг.

2.2.9. Участники управления внутренними рисками - руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторские подразделения, иные структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и сотрудники, принимающие участие в управлении внутренними рисками.

2.2.10. Система управления внутренними рисками - совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая управление внутренними рисками.

2.2.11. Идентификация внутренних рисков - процесс выявления, распознавания и описания (классификации) внутренних рисков.

2.2.12. Анализ внутренних рисков - процесс изучения информации о внутреннем риске и его параметрах в целях определения уровня внутреннего риска.

2.2.13. Оценка внутренних рисков - определение уровня внутреннего риска по результатам его анализа.

2.2.14. Выбор способа реагирования на внутренние риски-выбор одного из возможных вариантов реагирования на внутренний риск, обеспечивающего достижение остаточного внутреннего риска, соответствующего допустимому уровню.

2.2.15. Мониторинг внутренних рисков - непрерывный процесс наблюдения за состоянием идентифицированных внутренних рисков, осуществляемый в случае необходимости в ходе внутреннего контроля, контрольных и аудиторских мероприятий и оценки эффективности деятельности в отношении деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.

2.2.16. Уровень внутреннего риска - показатель, значение которого определяется исходя из значений (показателей) критериев вероятности внутреннего риска и его степени влияния.

2.2.17. Степень влияния внутреннего риска - уровень негативного воздействия события на результаты деятельности органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.

2.2.18. Вероятность внутреннего риска - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на выполнение внутренней бюджетной процедуры.

2.2.19. Ответственное структурное подразделение - структурное подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", которое управляет отдельным внутренним риском (группой внутренних рисков) самостоятельно или совместно с другим структурным подразделением.

2.2.20. Внутренний контроль - непрерывный процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, директором (заместителями директора) ФКУ "ЦОКР", иными должностными лицами ФКУ "ЦОКР", направленный на соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.

2.2.21. Внутренний аудит - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по формированию и предоставлению руководству органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе о надежности функционирования системы внутреннего контроля.

2.2.22. Ведомственный контроль - деятельность контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в рамках которой осуществляется проверка соблюдения объектами ведомственного контроля требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих их деятельность.

2.2.23. Внутренние бюджетные процедуры - внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

2.2.24. Контрольная деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению ведомственного контроля в отношении деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

2.2.25. Аудиторская деятельность - деятельность контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", а также ответственных работников по осуществлению внутреннего аудита в отношении деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.26. Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается ведомственный контроль деятельности структурных подразделений ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

2.2.27. Аудиторские мероприятия - организационная форма осуществления аудиторской деятельности, посредством которой обеспечивается внутренний аудит деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.2.28. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства.

2.2.29. Контрольно-аудиторские подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" - отделы внутреннего контроля и аудита ТОФК, отдел внутреннего контроля и аудита ФКУ "ЦОКР".

2.2.30. Объекты внутреннего контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники.

2.2.31. Объекты внутреннего аудита - структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие.

2.2.32. Объекты ведомственного контроля - органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники, в отношении которых осуществляется контрольное мероприятие.

2.2.33. Предмет внутреннего контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе внутренних бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний контроль в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

2.2.34. Предмет ведомственного контроля - операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в отношении которых осуществляется ведомственный контроль в соответствии со Стандартами ВК и ВА.

2.2.35. Предмет внутреннего аудита - совокупность операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями и сотрудниками, а также организация и осуществление внутреннего контроля.

2.2.36. Ответственный работник - сотрудник контрольно-аудиторского подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР", на которого приказом соответствующего ТОФК, ФКУ "ЦОКР" возложены полномочия по проведению проверки, а также ответственность за проведение проверки и подготовку акта проверки в случае, если проверка проводится единственным сотрудником.

2.2.37. Проверка - единичное контрольное и (или) аудиторское действие, проводимое в одной или нескольких из нижеперечисленных целей:

установление соответствия деятельности объектов ведомственного контроля требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих их деятельность;

оценка надежности внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»