(с изменениями на 8 ноября 2024 года)
(в ред. постановлений администрации г. Н.Новгорода от 03.05.2023 N 2713, от 04.08.2023 N 5438, от 03.11.2023 N 8062, от 12.03.2024 N 1625, от 08.05.2024 N 3202, от 09.08.2024 N 6656, от 08.11.2024 N 10136)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 43, 54 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных Программ города Нижнего Новгорода", в целях повышения эффективности бюджетных расходов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода "Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы.
2. Признать утратившим силу с 01.01.2023 постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2018 N 3840 "Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода "Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода" на 2019 - 2024 годы" в части действия муниципальной программы на 2023 - 2024 годы.
3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Установить начало срока действия муниципальной программы "Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы с 01.01.2023.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Стрельцова Л.Н.
Глава города
Ю.В.ШАЛАБАЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА" НА 2023 - 2028 ГОДЫ
(далее - муниципальная программа)
(в ред. постановлений администрации г. Н.Новгорода от 03.05.2023 N 2713, от 04.08.2023 N 5438, от 03.11.2023 N 8062, от 12.03.2024 N 1625, от 08.05.2024 N 3202, от 09.08.2024 N 6656, от 08.11.2024 N 10136)
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент по социальной политике администрации города Нижнего Новгорода | |||||||
Соисполнители муниципальной программы | Администрации районов города Нижнего Новгорода | |||||||
Подпрограммы муниципальной программы (при их наличии) | "Дополнительные меры социальной поддержки и помощи отдельным категориям граждан" "Социальная поддержка и социальное обслуживание семей, имеющих детей" "Повышение социального благополучия и безопасности семей с детьми" "Военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних граждан" | |||||||
Цели муниципальной программы | Дополнительная социальная поддержка, повышение социального благополучия, уровня и качества жизни отдельных категорий граждан | |||||||
Задачи муниципальной программы | 1. Предоставление мер дополнительной социальной поддержки и помощи отдельным категориям семей. 2. Организация отдыха, оздоровления и временной занятости детей, семей, проживающих в городе Нижнем Новгороде, оказание социально-реабилитационной помощи детям. 3. Оказание социальной поддержки, совершенствование и создание условий по улучшению качества жизни, жизнедеятельности и повышению статуса отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода. 4. Организация и проведение мероприятий для отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода. 5. Социальная поддержка и обслуживание семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3 лет по заключению врачей. 6. Обеспечение социальной безопасности семей с детьми. 7. Реализация мероприятий в области повышения уровня военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан города Нижнего Новгорода | |||||||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | Программа реализуется в один этап Срок реализации 2023 - 2028 годы | |||||||
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | руб. коп. | |||||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | Всего | |
Всего: | 629 499 801,31 | 1 593 452 358,09 | 695 133 900,00 | 695 133 900,00 | 721 126 640,65 | 748 159 090,93 | 5 082 505 690,98 | |
Департамент по социальной политике | 628 849 801,31 | 1 593 452 358,09 | 695 133 900,00 | 695 133 900,00 | 721 126 640,65 | 748 159 090,93 | 5 081 855 690,98 | |
Администрации районов города (Департамент по социальной политике) | 650 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 650 000,00 | |
(в ред. постановления администрации г. Н.Новгорода от 08.11.2024 N 10136) | ||||||||
Целевые индикаторы муниципальной программы | 1. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления мер адресной поддержки - 85%; 2. Обеспеченность городскими пособиями семей Нижнего Новгорода из числа имеющих на это право - 100%; 3. Готовность к каникулярному периоду подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей - 100%; 4. Доля лиц, получающих социально-реабилитационную помощь, от общей численности занимающихся по профильным направлениям деятельности учреждения - 50%; 5. Доля несовершеннолетних граждан города, охваченных мероприятиями по временному трудоустройству в летний период, от числа несовершеннолетних, состоящих на межведомственном учете в КДНиЗП, - 100%; 6. Обеспеченность муниципальных служащих города Нижнего Новгорода пенсионным обеспечением из числа имеющих на это право - 100%; 7. Обеспеченность работников бюджетной сферы города Нижнего Новгорода дополнительным материальным обеспечением из числа имеющих на это право - 100%; 8. Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за мерами адресной и иной социальной поддержки, - 100%; 9. Доля ветеранов города Нижнего Новгорода, участвующих в культурной и общественной жизни города, задействованных по направлениям творческой самореализации и адаптации их к современным условиям жизни, - 36%; 10. Увеличение количества участников мероприятий социальной направленности - 3% в год; 11. Доля охвата новогодними подарками детей из числа отдельных категорий граждан Нижнего Новгорода, имеющих на это право, - 100%; 12. Обеспеченность детей первых трех лет жизни полноценным питанием из числа лиц, имеющих на это право и обратившихся за мерами социальной поддержки, - 100%; 13. Доля детей и подростков, в отношении которых осуществлены мероприятия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, - 100%; 14. Охват несовершеннолетних граждан города, участвующих в культурной и общественной жизни и задействованных по направлениям творческой самореализации, мероприятиями в области повышения уровня военно-патриотического воспитания - 30% |
Реализация муниципальной программы направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Нижний Новгород по развитию человеческого потенциала путем повышения социального благополучия населения города Нижнего Новгорода.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития в рамках реализации муниципальной программы являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоев населения города, поддержка семьи, материнства и детства, военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.
Важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения, уровня и качества жизни отдельных категорий граждан.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Планом основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, реализуются мероприятия в рамках переданных государственных полномочий Нижегородской области и расходных обязательств городского округа город Нижний Новгород по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывая особенности текущего периода развития города Нижнего Новгорода, Нижегородской области и Российской Федерации.
Законодательное регулирование реализации программы:
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
другие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты Нижегородской области и города Нижнего Новгорода.
Приоритеты муниципальной политики в сфере социальной поддержки граждан определены в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода, численность населения города Нижнего Новгорода на 2022 год составляет 1263,6 тыс. чел.
В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете более 550 тысяч семей, из них около 11000 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается около 12 тысяч детей.
Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.01.2022 на учете состоят 10190 многодетных семей, что составляет примерно 9% от общего числа семей с детьми в городе.
По состоянию на 01.01.2022 в Нижнем Новгороде проживает 92257 инвалидов (7,3% от населения города), в том числе дети-инвалиды 4027 чел. Из них 1508 чел. - инвалиды с нарушениями функций зрения, 845 чел. - инвалиды с нарушениями функций слуха, 616 чел. - инвалиды-колясочники, 37 чел. - инвалиды Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В городе Нижнем Новгороде 393273 человека - пенсионеры Пенсионного фонда Российской Федерации, из них 94538 человек - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила 31,0%, то есть почти 1/3 часть всего населения города.
В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода установилась тенденция развития системы дополнительной социальной поддержки населения, направленная в основном на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем различных категорий населения. Одной из стратегических целей социальной политики остается усиление адресности мер социальной поддержки и помощи, сосредоточение ресурсов на поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, несовершеннолетних граждан, старшего поколения, инвалидов, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и других категорий граждан, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию.
Администрация города Нижнего Новгорода старается охватить все сферы жизнедеятельности жителей муниципального образования.
В Нижнем Новгороде реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы дополнительной социальной поддержки граждан. Развивается правовая база адресной социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляются материально-техническая, информационная составляющие, осуществляется индексация и расширение видов социальных выплат.
Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан учитывает особенности категорий получателей, в том числе категориальный подход.
Адресный подход реализуется посредством предоставления меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежеквартальных пособий на детей, выплаты адресной материальной помощи гражданам и других мер дополнительной социальной поддержки.
Дифференциация форм дополнительной социальной поддержки граждан, с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривает: