ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2018 года № 3840
Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы
(с изменениями на 1 марта 2023 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 04.06.2019 № 1807;
постановлением администрации города Н.Н. от 14.08.2019 № 2781;
постановлением администрации города Н.Н. от 16.03.2020 № 913;
постановлением администрации города Н.Н. от 13.08.2020 № 2846;
постановлением администрации города Н.Н. от 18.11.2020 № 4301;
постановлением администрации города Н.Н. от 22.03.2021 № 1110;
постановлением администрации города Н.Н. от 21.06.2021 № 2665;
постановлением администрации города Н.Н. от 28.09.2021 № 4190;
постановлением администрации города Н.Н. от 23.11.2021 № 5192;
постановлением администрации города Н.Н. от 07.04.2022 № 1448;
постановлением администрации города Н.Н. от 20.05.2022 № 2245;
постановлением администрации города Н.Н. от 16.08.2022 № 4144;
постановлением администрации города Н.Н. от 22.11.2022 № 6365;
постановлением администрации города Н.Н. от 22.12.2022 № 7085;
постановлением администрации города Н.Н. от 01.03.2023 № 1193
----------------------------------------------------------------------
______________________________________________________________________
Настоящее постановление утратило силу с 01.01.2023 в части действия муниципальной программы на 2023-2024 годы
на основании постановления администрации города Н.Н. от 22.12.2022 № 7085
______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 43, 54 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных Программ города Нижнего Новгорода», в целях повышения эффективности бюджетных расходов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы.
2. Признать утратившими силу с 01.01.2019 постановление администрации города Нижнего Новгорода от 15.12.2017 № 6100 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы», постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 № 765 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 15.12.2017 № 6100» в части действия муниципальной программы на 2019 - 2020 годы.
3. Управлению по связям со СМИ администрации города Нижнего Новгорода (Квашнина Н.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Установить начало срока действия муниципальной программы «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы с 01.01.2019.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на руководителя аппарата главы города Нижнего Новгорода Кайнову Л.В.
Глава города В.А.Панов
Г.Н.Гуренко
419 80 40
Муниципальная программа
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент по социальной политике администрации города Нижнего Новгорода |
Соисполнители муниципальной программы | Администрации районов города Нижнего Новгорода. |
Подпрограммы муниципальной программы (при их наличии) | «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан»; |
Цели муниципальной программы | Дополнительная социальная поддержка, повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан |
Задачи муниципальной программы | 1. Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющих детей и несовершеннолетним гражданам города Нижнего Новгорода, находящимся в социально опасном положении. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | Программа реализуется в один этап. |
Строка "Объемы... изложена в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 22.11.2022 № 6365; в ред. от 01.03.2023 № 1193 - см. предыдущую редакцию
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода |
| руб. коп. | ||||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Всего | |
Всего: | 401 860 481,17 | 402 342 476,61 | 439 527 861,81 | 537263 | 475 840 795,00 | 475 840 795,00 | 2732676178,7 | |
Департамент по социальной политике | 401 860 481,17 | 401 617 416,61 | 439 311 261,81 | 536843 | 475 840 795,00 | 475 840 795,00 | 2731314518,76 | |
Администрации районов города (Департамент по социальной политике) | 0,00 | 725 060,00 | 216 600,00 | 420000,00
| 0,00 | 0,00 | 1361660,00 |
Целевые индикаторы муниципальной программы | Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления мер адресной поддержки - 85%. |
Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:
на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек;
на 1 марта 2015 года - 1262,1 тыс. человек;
на 1 февраля 2016 года - 1269,6 тыс. человек.
на 1 февраля 2017 года - 1272,0 тыс. человек.
В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них около 12000 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается около 14 тысяч детей.
Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.02.2017 на учете состоят 6857 многодетных семей, что составляет примерно 4% от общего числа семей с детьми в городе.
Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.
Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.
Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 400643 человека - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 86064 человека - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила около 32,0%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.
Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.
Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.
В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
В городе Нижнем Новгороде на 01.02.2017 проживают 16329 ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из них 1312 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 91 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 179 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 16121 человека - труженики тыла, 9465 человек - ветераны боевых действий, 219 человек - инвалиды боевых действий, 185 человек - жители блокадного Ленинграда.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.
Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.
Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики, как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.
Все пособия оформляются и выплачиваются через органы социальной защиты населения по схеме «встроенной» (на программно-технологическом уровне, принцип «единого окна») в систему назначения и выплаты федеральных и региональных пособий.
Кроме этого, с 1 января 2012 года, когда во всех городах и районах Нижегородской области взамен натуральных молочных продуктов были введены ежемесячные денежные выплаты (произошла монетизация льгот на детское питание), в городе Нижнем Новгороде удалось сохранить систему обеспечения детей первых лет жизни натуральной кисломолочной продукцией.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.11.2006 года № 133-З городу Нижнему Новгороду были переданы государственные полномочия в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет. Для этих целей в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня».