ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2022 года № 918
О внесении изменений в Стратегию социально-экономического
развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области
от 21 декабря 2018 г. № 889
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в Стратегию социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, следующие изменения:
1.1. Абзац второй раздела "Введение" изложить в следующей редакции:
"При разработке Стратегии были учтены требования федерального законодательства и приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня. Документ создавался в соответствии с национальными целями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".".
1.2. В разделе 1 "Стратегическая диагностика: основные выводы":
1.2.1. В подразделе 1.1 "Глобальные тренды" абзац:
"- экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла;"
изложить в следующей редакции:
"- ESG-трансформация, экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла;".
1.2.2. В подразделе 1.5 "Ключевые проблемы и ограничения развития Нижегородской области" абзац:
"- значительная миграция образованного населения из муниципальных районов в Нижний Новгород, а из Нижнего Новгорода в Москву;" изложить в следующей редакции:
"- значительная миграция образованного населения из малых городов и сел в Нижний Новгород, а из Нижнего Новгорода в Москву.".
1.3. В разделе 2 "Цели и приоритеты долгосрочного развития Нижегородской области":
1.3.1. В подразделе 2.1 "Приоритеты развития Российской Федерации":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Стратегия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" учитывает стратегические приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20, Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственной программе Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, ведомственных программах цифровой трансформации, разрабатываемых в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами", Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р, Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р, которые сгруппированы по следующим направлениям:";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"Обеспечение устойчивого роста на основе инновационной модернизации российской экономики на федеральном, региональном и локальном уровнях, руководствуясь принципами ESG:";
после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"- цифровая трансформация;".
1.3.2. В подразделе 2.3 "Система целей Стратегии":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Основная концепция Стратегии базируется на принципах устойчивого, умного и справедливого развития региона с учетом сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала:";
после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"Стратегия является основой для разработки государственных программ Нижегородской области, полный перечень которых представлен в приложении 3.".
абзац:
"Сформировать растущую, устойчивую экономику: создать глобально конкурентоспособные сектора технологичной промышленности, НИОКР, ИТ, туризма и АПК. Стать одним из лидеров Российской Федерации по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства, обеспечить сектора экономики востребованными кадровыми ресурсами."
изложить в следующей редакции:
"Сформировать растущую, устойчивую экономику: создать глобально конкурентоспособные сектора технологичной промышленности, НИОКР, ИТ, туризма и АПК с учетом принципов ESG. Стать одним из лидеров Российской Федерации по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства, обеспечить сектора экономики востребованными кадровыми ресурсами.";
абзац:
"Сформировать гармоничное пространство, в основе которого лежит гибкая и высокоэффективная система управления механизмом взаимоотношений всех акторов <6>, способствующая рациональному развитию территорий региона и обеспечивающая их качественную интеграцию в глобальное пространство; создать систему современных каркасов инфраструктурного и природно-экологического комплексов, позволяющих соответствовать требованиям комфортной, безопасной и прогрессивной среды и обеспечивающих сохранность уникальной экосистемы региона."
изложить в следующей редакции:
"Сформировать гармоничное пространство, в основе которого лежит гибкая и высокоэффективная система управления механизмом взаимоотношений всех акторов <6>, способствующая рациональному развитию территорий региона и обеспечивающая их качественную интеграцию в глобальное пространство; создать систему современных каркасов инфраструктурного и природно-экологического комплексов, позволяющих соответствовать требованиям комфортной, безопасной и прогрессивной среды и обеспечивающих сохранность уникальной экосистемы региона, основанную на принципах ESG.".
1.3.3. Таблицу 3 "Ключевые показатели стратегии социально-экономического развития Нижегородской области" подраздела 2.4 "Сценарии экономического развития и ключевые показатели Стратегии" и сноски к ней изложить в следующей редакции:
"Таблица 3. Ключевые показатели стратегии
социально-экономического развития
Нижегородской области
Показатель | 2017 фактическое значение | 2020 | 2024 | 2035 |
"Развитие человека" | ||||
Интегральный рейтинговый балл в рейтинге регионов по качеству жизни, баллы | ||||
Инновационный | 59 | 63 | 75 | |
Базовый | 56 | 57 | 58 | 59 |
Консервативный | 56 | 56 | 56 | |
Суммарный коэффициент рождаемости, число детей на 1 женщину | ||||
Инновационный | 1,536 | 1,613 | 1,833 | |
Базовый | 1,502 | 1,527 | 1,607 | 1,827 |
Консервативный | 1,430 | 1,504 | 1,709 | |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | ||||
Инновационный | 72,9 | 78,0 | 81,5 | |
Базовый | 71,9 | 72,5 | 74,0 | 77,0 |
Консервативный | 71,9 | 72,2 | 73,0 | |
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, % | ||||
Инновационный | 45 | 55 | 60 | |
Базовый | 35,6 | 44 | 47 | 49 |
Консервативный | 36 | 36 | 40 | |
Медианный доход, тыс. руб. в мес. | ||||
Инновационный | 28 | 36 | 82 | |
Базовый | 23,4* | 27 | 32 | 50 |
Консервативный | 25 | 26 | 31 | |
Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. семей | ||||
Инновационный | 100,2 | 135,2 | ||
Базовый | 84,7** | 91,1 | 122,9 | |
Консервативный | 85,0 | 110,6 | ||
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | ||||
Инновационный | 8,7 | 5,0 | 4,5 | |
Базовый | 9,9 | 8,9 | 6,8 | 5,0 |
Консервативный | 9,0 | 7,0 | 5,2 | |
"Экономическое развитие" | ||||
ВРП на душу населения, тыс. руб. (в ценах 2016 года) | ||||
Инновационный | 425 | 521 | 1091 | |
Базовый | 376 | 405 | 454 | 696 |
Консервативный | 398 | 433 | 533 | |
Производительность труда, тыс. руб. на чел. (в ценах 2016 года) | ||||
Инновационный | 833 | 1015 | 2204 | |
Базовый | 734 | 795 | 885 | 1385 |
Консервативный | 783 | 845 | 1056 | |
Объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет, млрд руб. | ||||
Инновационный | 171 | 204 | 430 | |
Базовый | 151 | 164 | 178 | 267 |
Консервативный | 164 | 168 | 194 | |
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, % | ||||
Инновационный | 37 | 47 | 55 | |
Базовый | 31,3* | 32 | 33 | 40 |
Консервативный | 31 | 31 | 33 | |
Доля МСП в ВРП, % | ||||
Инновационный | 29 | 37 | 50 | |
Базовый | 24* | 24 | 26 | 30 |
Консервативный | 22 | 22 | 25 | |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. по полному кругу (в ценах 2016 года) | ||||
Инновационный | 272 | 523 | 1280 | |
Базовый | 235 | 245 | 267 | 806 |
Консервативный | 242 | 254 | 309 | |
"Пространственное развитие и природные ресурсы" | ||||
Качество городской среды, % | ||||
Инновационный | 23 | 51 | ||
Базовый | 8** | 11 | 22 | |
Консервативный | 8 | 8 | ||
Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям на конец года (регионального или межмуниципального значения), % | ||||
Инновационный | 41,9 | 68,8 | ||
Базовый | 36,4** | 40,5 | 54,9 | |
Консервативный | 39,2 | 44,7 | ||
Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн т-км | ||||
Инновационный | 5101 | 6204 | 10626 | |
Базовый | 4405 | 4704 | 5434 | 6767 |
Консервативный | 4448 | 4632 | 5138 | |
Качество окружающей среды, % | ||||
Инновационный | 108,3 | 108,3 | ||
Базовый | 92,4** | 100 | 100 | |
Консервативный | 92,4 | 92,4 | ||
"Цифровая зрелость" органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений, % | ||||
Инновационный | 67 | 100 | ||
Базовый | 58,2** | 61 | 100 | |
Консервативный | 58,2 | 58,2 |