Решение для управления процессами
производственной безопасности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 ноября 2020 года N 3081-р

[Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать и внести в Правительство Российской Федерации в месячный срок проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2020 года N 3081-р



Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения


Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшихся 27 марта 2019 г. и 6 октября 2020 г.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".

Стратегия развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия до 2020 года) и определяет цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в:

формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения;

создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта;

повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;

обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса;

укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.

Стратегия определяет видение развития Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт, с экономически стабильным профессиональным спортом, высоким авторитетом на международной спортивной арене и нулевой терпимостью к допингу.

Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры и спорта:

ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической культуры и спорта, прежде всего для сохранения здоровья и активного долголетия, обеспечения физического и духовного благополучия;

доступность - адаптация территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом;

неразрывность - гармоничное существование всех видов физической активности, их паритетное взаимодействие, взаимозависимость и взаимодополняемость, а также активная интеграция в жизнь общества;

партнерство - учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта, формирование согласованных интересов и равного сотрудничества работников, работодателей, государства и бизнеса, направленных на устойчивое развитие сферы физической культуры и спорта;

открытость миру - верность олимпийским принципам, равенству и справедливости, готовность воспринимать и делиться всем лучшим в мировом спорте и активно бороться против попыток использования спорта в неспортивных интересах;

прозрачность - свободный доступ к информации, открытые и двусторонние коммуникации. Прозрачность финансовых потоков, направляемых на профессиональный и массовый спорт;

безопасность - обеспечение надежного функционирования объектов спорта, механизмов и систем защиты участников занятий физической культурой и спортом, спортивных состязаний и других массовых спортивных мероприятий;

равенство - возможность для занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и места жительства;

свобода выбора - обеспечение многообразия видов физической культуры и спорта, предоставляющих человеку широкие возможности самореализации и их доступности;

устойчивое экономическое развитие - стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, а также развитие форм пропорционально сочетанного бюджетного и внебюджетного финансирования спорта.

Развитие физической культуры и спорта в рамках Стратегии основано на следующих принципах:

соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;

обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;

открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;

удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;

обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, их спортивного долголетия, саморазвития и самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания;

ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;

обеспечение "чистоты" и безопасности спорта, а также нетерпимость к нарушению антидопинговых правил;

учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта.

Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Российской Федерации.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иных документов.

Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики предусматривается разработка соответствующими спортивными федерациями программ развития вида спорта, а также региональных программ развития спорта с учетом базовых видов спорта для субъектов Российской Федерации.

Для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается механизм определения видов спорта, вносящих наибольший вклад в развитие сферы физической культуры и спорта.

II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации


В 2020 году завершается срок реализации Стратегии до 2020 года. Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие значения целевых ориентиров (показателей):

увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 40 процентов, достигнут в 2019 году - 43 процента);

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 80 процентов, достигнут в 2019 году - 83 процента);

увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности возрастной категории от 6 до 15 лет (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 50 процентов, достигнут в 2019 году - 41,2 процента);

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 20 процентов, достигнут в 2019 году - 19,4 процента);

увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 360 тыс. человек, достигнут в 2019 году - 402,4 тыс. человек);

повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 48 процентов, достигнут в 2019 году - 55,7 процента);

победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г.Сочи, вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г.Казани (Зимние Олимпийские игры - 11-е место в 2010 году (г.Ванкувер), 13-е место в 2018 году (г.Пхенчхан), Летние Олимпийские игры - 4-е место в 2012 году (г.Лондон), 4-е место в 2016 году (г.Рио-де-Жанейро).

Физическая культура и массовый спорт


С 2010 по 2019 год доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19 процентов до 43 процентов.

Структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. За 2019 год в возрастной группе от 3 до 29 лет занималось 84 процента населения, в группе от 30 до 54 лет - 29 процентов, в группе от 55 до 79 лет - 12 процентов. Таким образом, будущий рост доли населения, систематически занимающегося спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет.

По итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2019 году преобладающее число детей в возрасте до 17 лет (84-85 процентов) не имеют хронических заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья), 15-16 процентов детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. По итогам профилактических медицинских осмотров ожирение зарегистрировано у 1,4 процента детей в возрасте до 14 лет и у 3,3 процента подростков.

Также отмечается большой разрыв в доле занимающихся спортом по некоторым регионам относительно среднего уровня по стране. Снижение указанных диспропорций между регионами является важной задачей развития физической культуры и спорта.

Органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне. При этом современное отраслевое планирование возможно в условиях высокой информированности и прозрачности.

В связи с этим актуальным направлением развития является оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован сбор статистической информации.

Таким образом, одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является цифровизация в области физической культуры и массового спорта.

Спортивная инфраструктура


Количество объектов спорта с 2015 по 2019 год выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2019 году составило 30 тыс. единиц.

На 88 тыс. объектов (30 процентов общего числа) созданы условия для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В аварийном состоянии находится 3,2 тыс. объектов (1 процент общего числа).

Учитывая увеличение численности лиц, занимающихся спортом, наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 54 процентов в 2015 году до 72 процентов в 2019 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (68 процентов - плоскостные сооружения, 76 процентов - залы, 81 процент - бассейны, 82 процента - крытые ледовые площадки).

В некоторых регионах загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом посубъектного анализа загрузки объектов спортивной инфраструктуры.

Общая обеспеченность населения спортивной инфраструктурой составила в 2019 году 56 процентов (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации). Тем не менее исходя из текущей статистики невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит измерить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих объектов и экономическую эффективность финансирования строительства новых объектов спортивной инфраструктуры.

Спортивная подготовка


Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов спорта и представляет собой процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.

За последние годы проделана следующая работа:

создание отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку (1599 спортивных школ и 1075 спортивных школ олимпийского резерва, 30 центров олимпийской подготовки);

заложение основ межведомственного методического обеспечения спортивной подготовки;

актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и отдельным неолимпийским видам спорта;

повышение численности штатных специалистов физической культуры и спорта;

продолжение развития системы спортивного образования (утверждение соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, внесение направления "Спорт" в перечень направлений подготовки высшего образования).