ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года № 1030

О внесении изменений в государственную программу
"Развитие здравоохранения Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Губернатор                         Г.С.Никитин


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 15 декабря 2020 г. № 1030

     

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Развитие здравоохранения Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274

1. Раздел "Паспорт Программы" изложить в следующей редакции:

     "Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Подпрограммы Программы

подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства";

подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";

подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";

подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области";

подпрограмма 11 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области";

подпрограмма 12 "Региональный проект "Развитие системы первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 13 "Региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями";

подпрограмма 14 "Региональный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями";

подпрограмма 15 "Региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";

подпрограмма 16 "Региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами";

подпрограмма 17 "Региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения";

подпрограмма 18 "Региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг";

подпрограмма 19 "Региональный проект "Формирование системы мотивации граждан Нижегородской области к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" (Укрепление общественного здоровья)";

подпрограмма 20 "Капитальный ремонт государственных организаций Нижегородской области"

подпрограмма 21 "Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области"

Цель Программы

Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.

Задачи Программы

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей.

6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях.

9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени.

11. Повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области.

12. Повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Нижегородской области.

13. Снижение смертности от болезней системы кровообращения.

14. Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных.

15. Снижение младенческой смертности до 4,5 на 1000 родившихся живыми путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости.

16. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях Нижегородской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

17. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет создания единого цифрового контура здравоохранения и организации механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), реализации электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), доступных для всех граждан Российской Федерации.

18. Увеличение объема экспорта медицинских услуг.

19. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет: совершенствования нормативного правового регулирования вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни.

20. Восстановление технических характеристик зданий и сооружений медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области (далее - МО). Устранение нарушений эпидемиологического законодательства и норм противопожарной безопасности в МО. Обеспечение комфортных условий пребывания пациентов и улучшение условий работы медицинских работников и обслуживающего персонала МО.

21. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

22. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

23. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

24. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача.

25. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи.

26. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах.

27. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель.

28. Разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы.

29. Реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше.

30. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

31. Своевременная реализация и корректировка мероприятий региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.

Целевые индикаторы и показатели Программы:
(приложение 1 к настоящей Программе)

смертность от всех причин;

материнская смертность;

младенческая смертность;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий;

смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных);

смертность от туберкулеза;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);

распространенность потребления табака среди взрослого населения;

распространенность потребления табака среди детей и подростков;

заболеваемость туберкулезом;

обеспеченность врачами;

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области (далее - регион);

средняя заработная плата среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе;

ожидаемая продолжительность жизни;

смертность населения трудоспособного возраста

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

первый этап: 2013-2015 годы;

второй этап: 2016-2020 годы;

третий этап: 2021-2025 годы

Объемы финансирования Программы,
тыс. руб.
(приложение 2 к настоящей Программе)

737 673 162,37 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке:

44 933 355,61 тыс. руб. (с 2013 по 2025 годы);

средства областного бюджета по предварительной оценке:

272 643 039,65 тыс. руб. (с 2013 по 2025 годы);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 419 036 289,11 тыс. руб. (с 2013 по 2025 годы);

средства юридических лиц по предварительной оценке:

1 060 478,00 тыс. руб. (с 2013 по 2025 годы);

средства из иных источников по предварительной оценке:

0 тыс. руб., (с 2013 по 2025 годы)

тыс. рублей

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Всего за период реализации Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

26338 167,12

38160 819,54

52325 634,96

49954 096,11

50644 190,90

59913 499,45

66714 796,00

77949 222,80

74111 603,90

77773 518,60

79138 015,05

81634 387,45

3 015 260,50

737 673 162,37

федеральный бюджет

776 050,70

2 023 161,93

1 691 527,84

1 296 346,64

896 898,10

1 432 023,00

2 843 906,30

10092 886,70

5 337 534,10

5 548 315,50

4 417 064,00

5 719 616,04

2 858 024,76

44 933 355,61

областной бюджет

5 211 438,60

12506 511,49

22351 850,62

20792 226,49

20966 415,00

23525 402,15

25909 021,80

27546 648,60

26032 971,00

27152 667,30

29648 415,25

30842 235,61

157 235,74

272 643 039,65

ТФ ОМС

20350 677,82

23631 146,12

27221 778,50

27865 522,97

28780 877,80

34956 024,30

37961 867,90

40309 687,50

42741 098,80

45072 535,80

45072 535,80

45072 535,80

0,00

419 036 289,11

юридические лица

0,00

0,00

1 060 478,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1 060 478,00

иные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

всего: 175 523 651,43 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

всего: 381 515 603,89 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства";

всего: 1 060 478,00 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";

всего: 61 335 784,88 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

всего: 12 834 727,27 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

всего: 8 018 666,19 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

всего 3 802 797,50 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

всего: 25 100 376,60 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";

всего: 1 270 960,85 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области";

всего: 34 716 084,62 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы).

Подпрограмма 11 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области";

всего:0,00 тыс. руб. (с 2018 по 2024 годы).

Подпрограмма 12 "Региональный проект "Развитие системы первичной медико-санитарной помощи";

всего: 903 384,50 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 13 "Региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями";

всего: 2 832 090,10 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 14 "Региональный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями";

всего: 4 201 299,10 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 15 "Региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";

всего:475 608,70 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 16 "Региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами";

всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 17 "Региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения";

всего: 2 022 282,35 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 18 "Развитие экспорта медицинских услуг";

всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).

Подпрограмма 19 "Формирование системы мотивации граждан Нижегородской области к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" (Укрепление общественного здоровья)";

всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы).
Подпрограмма 20 "Капитальный ремонт государственных организаций Нижегородской области";
всего: 6 474 485,50 тыс. руб. (с 2020 по 2024 годы)*

подпрограмма 21 "Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области";

всего: 15 584 880,90 тыс. руб. ( с 2021 по 2025 годы)

Ожидаемые результаты реализации Программы

снижение смертности от всех причин с 16,10 до 12,6 на 1000 населения;

снижение материнской смертности с 10,3 до 3,5 случаев на 1000 новорожденных, родившихся живыми;

снижение младенческой смертности с 8,8 до 4,3 на 1000 родившихся живыми;

снижение смертности от болезней системы кровообращения с 987,7 до 462,0 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 13,7 до 8,4 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) с 225,9 до 173,9 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза с 10,8 до 2,11 на 100 тыс. населения;

снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) с 17,5 до 6,4 литра на душу населения в год;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 38,5% до 24,0%;

снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 25,0% до 11,0%;

снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 30,0 на 100 тыс. населения;

увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 38,9 на 10 тыс. населения;

повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Нижегородской области с 124,10% до 200%;

повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 63,60% до 100%;

повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 38,20 до 100%;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,98 до 76,50 лет;

смертность населения трудоспособного возраста с 526,8 до 401,2 на 100 тыс. населения

* - объемы и источники финансирования на 2021-2024 годы будут уточнены после внесения изменений в Закон Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий период.".

2. После подпрограммы 20 "Капитальный ремонт государственных организаций Нижегородской области" дополнить подпрограммой следующего содержания:

     "Подпрограмма 21
     "Региональная программа модернизации первичного звена
     здравоохранения Нижегородской области"
     

    1. Паспорт Подпрограммы 21

1.1. Наименование Подпрограммы 21

"Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области"

1.2. Основания для разработки
Подпрограммы 21

- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения";

- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";

- ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";

- Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";

- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 № 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований";

- Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";

- Совместный приказ Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья";

- Приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи";

- Приказ Минздрава СССР от 31.07.1963 № 395 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР" (вместе с "Положением о городской больнице", "Положением о клинической больнице", "Положением об областной (краевой, республиканской) больнице", "Положением о центральной районной больнице", иными положениями);

- Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий";

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132н "Об утверждении Требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения";

- Приказ Минздрава России от 20.04.2018 № 182 "Об утверждении методических рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения";

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи";

- Приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи";

- Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения";

-Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних";

- Приказ Минздрава России от 16.05.2019 № 302н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях";

- Приказ Минздрава России от 15.02.2013 № 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";

- Приказ Минздрава России от 11.04.2013 № 216н "Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью";

- Приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях";

- Приказ ФОМС от 21.11.2018 № 247 "Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";

- Свод правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденный приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр;

- Свод правил "СП 319.1325800.2017. Свод правил. Здание и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации", утвержденный приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 58пр;

- Свод правил "СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования", утвержденные приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 58пр;

- Свод правил "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798пр;

- СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения";

- постановление Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 № 274 "Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области";

- распоряжение Правительства Нижегородской области от 05.11.2019 О создании межведомственной рабочей группы по разработке программы модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области;

- Приказ от 31.10.2019 № 315-623/19П/од "О создании рабочей группы по разработке и реализации плана мероприятий ("дорожной карты") модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области;

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 19.12.2012 № 3020 "Об организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах Нижегородской области";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 15.02.2018 № 67 "О совершенствовании организации оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом и острыми нарушениями мозгового кровообращения";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.06.2018 №276 "Об оказании стационарной медицинской помощи взрослому населению в районах Нижегородской области";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 10.04.2019 № 315-236/20П/од "О правилах организации онкологической помощи населению Нижегородской области";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 27.12.2019 № 315-724/20П/од "Об открытии межрайонных кардиологических кабинетов с функцией центра лечения ХСН и антикоагулянтного кабинета I уровня";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 27.12.2019 № 315-7/20П/од "О внесении изменений в приказ от 14.06.2018 №272 "Об оказании стационарной помощи взрослому населению города Нижнего Новгорода";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 30.12.2019 № 315-739/20П/од "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.06.2018 № 274 "Об утверждении алгоритмов оказания специализированной медицинской помощи населению Нижегородской области";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 30.12.2019 № 315-744/20П/од О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.06.2018 № 276 "Об оказании стационарной медицинской помощи взрослому населению в районах Нижегородской области";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 13.01.2020 №315-7/20П/од "О взаимодействии государственных бюджетных учреждений здравоохранения Нижегородской области с медицинскими организациями негосударственной формы собственности, участвующими в реализации территориальной программы ОМС";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 31.01.2020 №315-50/20П/од "Об организации медицинской реабилитации непосредственно после стационарной помощи";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 03.02.2020 №315-57/20П/од "Об утверждении перечня медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в оказании второго и третьего этапов медицинской реабилитации взрослого населения, и схем маршрутизации пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 05.03.2020 № 144/20П/од "О внесении изменений в приказ от 16.02.2017 №288 "Об утверждении Схем прикрепления медицинских организаций для проведения КТ, МРТ - исследований";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 20.02.2020 №315-116/20П/од "О диагностических (лабораторных) исследованиях в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 31.01.2020 № 315-50/20П/од "Об организации медицинской реабилитации непосредственно после стационарной помощи";

- Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области 03.02.2020 № 315-57/20П/од "Об утверждении перечня медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в оказании второго и третьего этапов медицинской реабилитации взрослого населения, и схем маршрутизации пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации";

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2020 № 1112 "Об утверждении Перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2020 № 1549 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта "Здравоохранение"".

1.3. Государственный заказчик - координатор Подпрограммы 21

Министерство здравоохранения Нижегородской области

1.4. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы 21

Министерство здравоохранения Нижегородской области,
Министерство финансов Нижегородской области,
Министерство строительства Нижегородской области,
Министерство социальной политики Нижегородской области,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области,
медицинские организации Нижегородской области

1.5. Цель Подпрограммы 21

Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи, обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи, обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи, повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи

1.6. Основные задачи Подпрограммы 21

1. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

3. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

4. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача.

5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи.

6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах.

7. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель.

8. Разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы.

9. Реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше.

10. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

11. Своевременная реализация и корректировка мероприятий региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.

1.7. Сроки и этапы и реализации
Подпрограммы 21

2021-2025 годы

Подпрограмма реализуется в один этап

1.8. Объемы и источники финансирования (тысяч рублей)

Всего 15 584 880,90 тыс. руб., из них:

- средства федерального бюджета по предварительной оценке: 14 772 181,60 тыс. руб. (с 2021 по 2025 год);

- средства областного бюджета по предварительной оценке: 812 699,30 тыс. руб. (с 2021 по 2025 год);

- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 0,00 тыс. руб. (с 2021 по 2025 год);

- средства юридических лиц по предварительной оценке: 0,00 тыс. руб. (с 2021 по 2025 год);

- средства из иных источников по предварительной оценке: 0,00 тыс. руб. (с 2021 по 2025 год)

тыс. руб.

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Годы

2021

2022

2023

2024

2025

Всего

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.

2 833 614,700

2 833 614,700

2 833 614,700

4 068 776,300

3 015 260,500

15 584 880,90

федеральный бюджет

2 685 851,20

2 685 851,20

2 685 851,20

3 856 603,24

2 858 024,76

14 772 181,60

областной бюджет

147 763,50

147 763,50

147 763,50

212 173,06

157 235,74

812 699,30

ТФ ОМС

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

юридические лица

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

иные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.9. Система организации контроля исполнения Подпрограммы 21

Контроль исполнения Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.10. Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов Подпрограммы 21

Индикаторы достижения цели:

- число посещений сельскими жителями медицинских организаций достигнет к 2025 году 7,8 на 1 человека в год;

- число посещений медицинскими работниками пациентов на дому достигнет к 2025 году 1 516 934 посещений;

- повышение комфортности получения медицинских услуг достигнет к 2025 году 55 баллов;

- количество оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, снизится к 2025 году до 515 единиц;

- укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2) достигнет к 2025 году 95%;

- укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2) достигнет к 2025 году 95%;

- число врачей (физических лиц) в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях достигнет к 2025 году 6 737 человек;

- число среднего медицинского персонала (физических лиц) в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях достигнет к 2025 году 11 354 человек;

- число врачей (физических лиц) в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях достигнет к 2025 году 6 737 человек;

- число среднего медицинского персонала (физических лиц) в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях достигнет к 2025 году 11 354 человек;

- число врачей (физических лиц), работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях достигнет к 2025 году 11 817 человек;

- число медицинских работников со средним профессиональным образованием (физических лиц), работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях достигнет к 2025 году 28 889 человек;

- число врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в медицинских организациях, расположенных в сельской местности достигнет к 2025 году 379 человек;

- число среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях в медицинских организациях, расположенных сельской местности достигнет к 2025 году 1 671 человек;

- доля трудоустроенных выпускников, завершивших обучение в рамках целевой подготовки по специальностям специалитета "Педиатрия" и "Лечебное дело" достигнет к 2025 году 50%;

- доля трудоустроенных выпускников, завершивших обучение в рамках целевой подготовки по специальностям ординатуры достигнет к 2025 году 85%;

- доля выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные медицинские организации, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, достигнет к 2025 году 40%;

- доля медицинских работников первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, медицинских работников центральных районных и районных больниц, обеспеченных жилыми помещениями к нуждающимся в обеспечении жилой площадью и улучшении жилищных условий, достигнет к 2025 году 70%;

- доля медицинских организаций, внедряющих новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи достигнет к 2025 году 100%;

- доля пациентов, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах, обеспеченных лекарственными препаратами и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях достигнет к 2025 году 50%.

Показатели непосредственных результатов:

- осуществлено строительство 113 объектов здравоохранения;

- выполнен капитальный ремонт 665 медицинских организаций;

- приобретено и заменено 1 829 единиц автомобильного транспорта;

- приобретено и заменено 849 единиц медицинского оборудования.


2. Текст Подпрограммы 21

2.1. Содержание проблемы

Подпрограмма 21 представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию первичного звена здравоохранения в Нижегородской области.

Подпрограмма 21 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан.

     
     Анализ медико-демографической ситуации.

На протяжении последних 3 лет сохраняется устойчивая тенденция снижения рождаемости и общего коэффициента смертности населения, результатом чего является дальнейшее увеличение темпов убыли населения Нижегородской области:

Показатель рождаемости снизился с 11,9 (на 1000 населения) в 2016 году до 9,0 - в 2019 году (РФ - 10,1).

Смертность сократилась с 15,4 (на 1000 населения) до 14,6 - в 2019 году. Число сохраненных жизней выросло. Если в 2016 году удалось сохранить 11,4 тыс. человек, то по итогам 2019 года - 18,1 тыс. человек.

При этом показатель уровня смертности в Нижегородской области остается значительно выше среднероссийского показателя. И выше аналогичных показателей по Приволжскому федеральному округу.

Так, по данным за 2019 год уровень смертности в среднем по Российской Федерации составил 12,3 случая на 1000 населения, по Нижегородской области - 14,6 случая на 1000 населения. Среди регионов в Российской Федерации - это 71 место (из 85 субъектов Российской Федерации).

По Приволжскому федеральному округу уровень смертности в среднем за 2019 год составил 12,9 случая на 1000 населения. Среди регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает 14 последнее место.

По уровню смертности в трудоспособном возрасте в Нижегородской области также регистрируется превышение аналогичных показателей по Российской Федерации: 526,3 случаев на 100 тыс. населения против 466,9 случаев на 100 тыс. населения в порядке упоминания.

Основными причинами сложившейся ситуации является:

1. Высокий удельный вес в общей численности населения лиц старших возрастов.

Так по итогам 2019 года доля лиц трудоспособного возраста - 28,5% (в РФ - 25,9%).

Причем, доля населения в трудоспособном возрасте год от года сокращается. За 2018 год численность трудоспособных граждан сократилась на 30,9 тыс. человек, численность лиц пенсионного возраста соответственно увеличилась на 8 тыс. человек.

2. Нарастание миграции населения из села в город, что способствует вымиранию мелких сельских населенных пунктов, а значит и сокращению таких объектов здравоохранения как функционирования на их территории полноценных фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов и других видов первичной медико-санитарной помощи.

На 1 января 2020 года в Нижегородской области доля городского населения составила 79,7% (2,6 млн. человек), сельское население составляет - 20,3% (650,4 тыс. человек).

За период с 2012 года общее сокращение численности сельского населения составило 52,8 тыс. населения. В пересчете на количество населенных пунктов, где по нормативам возможно строительство стационарного ФАП или ФП это составило 528 населенных пунктов.

На протяжении последних лет тенденция роста темпов сокращения сельского населения нарастает (2016 год - на 0,5%, 2017 год - на 0,6%, 2018 год - на 0,8%, 2019 год - 1%).

Сокращение сельского населения, нормативные ограничения по развитию стационарной медицинской помощи обусловили необходимость реализации комплекса мер по развитию других форм оказания первичной помощи населению, а также необходимость полной модернизации первичного звена здравоохранения региона.

Анализ смертности населения в разрезе половозрастного состава населения и в разрезе мест проживания нижегородцев позволил определить приоритеты и соответствующие мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи населению.

- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

- комфортная и безопасная среда для жизни.

Кроме того, мероприятия программы модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области позволят обеспечить достижение целей и целевых показателей национального проекта "Здравоохранение":

- снижение показателей смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения);

- обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

- обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдалённых местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

- оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на приём к врачу.

     

     2.2. Цели и задачи Подпрограммы 21

Основной целью Подпрограммы является обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи, обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи, обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи, повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи.

Задачами Подпрограммы являются:

1. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

3. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

4. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача.

5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи.

6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»